В Казани прошел семинар хлебопеков, организованный Союзом хлебопеков России, Союзом хлебопроизводителей РТ и московской компанией "АГРО-3".

Первый замминистра промышленности и торговли РТ Владимир Соловьев напомнил собравшимся о негативных тенденциях, сложившихся на мировых рынках, в том числе продовольственном. Для России серьезным экзаменом должно стать и предстоящее вступление в ВТО. Кроме того, в стране внедряются технические регламенты взамен ГОСТов. Это, как признал Соловьев, требует от бизнеса значительных организационных и финансовых затрат (пример - недавний регламент на молоко, приведший к возникновению разнообразных "молочных напитков"), сообщает газета «Время и Деньги».

Для хлебной отрасли общеэкономические тренды означают рост сырьевой составляющей в структуре себестоимости, падение рентабельности (сегодня в Приволжском федеральном округе для хлебной отрасли этот показатель равен 5,7%) и объемов производства, нехватку средств на обновление основных фондов. Это при условии, что от хлебопеков не потребуют сдерживать цены на социально значимый продукт. Если государство все же снова потребует заключать ценовые соглашения на хлеб и батоны участников российского хлебного рынка можно будет сосчитать по пальцам.

По мнению Соловьева, в нестабильности на рынке виноваты также малый и средний бизнес ("то они пекут, то не пекут, то снова пекут") и бюджетные оптовые покупатели ("для детей должен быть сертифицированный хлеб лучших производителей, а не дешевый продукт из неизвестно какого цеха-сарая").

Судя по экспертным мнениям, звучавшим на семинаре, малому бизнесу в хлебопекарную отрасль ходить не стоит. Так, председатель правления Союза хлебопроизводителей РТ Ильдар Никифоров заметил, что в Казани частных пекарен почти не осталось, поскольку они посягнули на нишу крупных хлебозаводов - и проиграли.

Участники семинара не раз помянули сетевиков недобрым словом, однако обреченно признали «неизбежность процессов глобализации». Как отметил Соловьев, сети в Татарстане сегодня занимают примерно 37% розничного рынка: «Мы единственный регион, где антимонопольная служба попыталась обвинить сетевиков в ценовом сговоре. Естественно, доказать этот факт им не удалось». Он констатировал, что «дамоклов меч» так называемого административного ресурса пока дает возможность обеспечивать до 40% присутствия товаров местных производителей на полках.

Хлепопекарное производство способно выжить на рынке только при условии увеличения рыночной доли. При этом разработка новых сортов в качестве конкурентного метода неэффективна и является скорее работой на перспективу, чем средством привлечения упорствующих в своих предпочтениях покупателей. По данным Александра Алферова, несмотря на предпринятую правительством «заморозку», рост цен на хлеб за последний год в России составил 40%. Однако социологи выяснили, что до тех пор, пока хлеб не достигнет ценовой планки 40 рублей, россияне не откажутся от его регулярного приобретения.

Интересный факт: по опросам половина россиян предпочитает покупать хлеб в продуктовых магазинах у дома, и почти треть - в киосках. В гипермаркеты за буханкой и батоном пойдут лишь 5% граждан. Что, тем не менее, не мешает нашим производителям ориентироваться исключительно на сетевой ритейл, с его немалыми входными бонусами, непременным условием возврата непроданной продукции и значительными отсрочками платежей.