НА ГЛАЗАХ НАБИРАЕТ ПОПУЛЯРНОСТЬ ДОСТАТОЧНО НОВЫЙ ВИД РЕКЛАМЫ
На улицах Казани постоянно встречаются нанесенные краской прямо на асфальт, на стены домов и гаражей всевозможные рекламные объявления – от затертых предложений о "досуге" до услуг вполне уважаемых брэндов... Еще большее распространение этот вид рекламы получил в Москве. Кто стоит за такой рекламой? Сколько стоят услуги хендмейд-рекламистов? Регулируется ли как-то этот рынок? Законно ли вообще размещение такой рекламы? Исследование проведено на примере столицы России.
НЕРАЗБОРЧИВОСТЬ В МЕТОДАХ И КЛИЕНТАХ
Услуги по рекламе на асфальте и стенах в Москве оказывают, как выяснилось, тысячи законспирированных организаций. Это и агентства уличного маркетинга со штатом дизайнеров, маркетологов и менеджеров, и кустари, которые вырезают трафареты из линолеума. Цены очень разные – от нескольких тысяч рублей до десятков тысяч долларов. Объединяет подобные компании отсутствие каких-либо адресов – только мобильный телефон и электронная почта.
Андрей - менеджер крупного стрит-арт агентства, работающего не только в Москве, но и в других городах-миллионниках, рассказывает: "У нас огромное количество клиентов, включая (далее следует список мировых брэндов, в том числе мобильный оператор "большой тройки"), соответственно, услуги наши стоят недешево… Минимальная сумма контракта - 1500-2000 долларов. Помимо трафаретных рисунков (4 - 8 долларов за штуку) мы работаем с крупной формой, цена за рисунок может доходить до 400 - 600 долларов".
Сотрудники подобных агентств хорошо понимают, что их деятельность не совсем законна. Но в отечественном законодательстве столько неопределенностей, что уличные рекламисты чувствуют себя достаточно вольготно. Андрей говорит: "Главное - держаться подальше от объектов культуры, не привлекать лишний раз внимание властей. Да и заказчику в любом случае ничего не угрожает, договор заключается таким образом, чтобы нельзя было понять, что именно вы заказываете. А чтобы на нас выйти, надо поймать граффера и вытрясти из него признание. Пока еще у нас таких случаев не было"…
Чтобы не привлекать к себе внимание контролирующих органов и не подставляться под более внушительные суммы, фирмы компенсируют мизерные штрафы уличным художникам, которые берут административные прегрешения на себя.
Однако чем меньше компания, тем менее она разборчива в методах и клиентах. Позвонив по одному из номеров в фирму, которая предлагает разместить рекламу на асфальте, журналист заказал рекламу сауны с интим-услугами и силуэтом обнаженной женщины. И попросил, чтобы эта реклама была размещена на улицах в центре столицы. Ему ответили так: "Никаких проблем. Минимальный заказ – 60 рисунков будет стоить три тысячи рублей и трафарет еще 500 рублей. Но его вы оставите себе и можете потом использовать по своему усмотрению".
ЭТО НЕ ВАНДАЛИЗМ
В законе "О рекламе" подобный вид деятельности не обозначен вовсе. Следовательно, не подлежит контролю со стороны Комитета рекламы. Но все-таки нанесение рисунков на здания и мостовые должны хоть как-то контролировать правоохранительные органы.
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Ольга Цоколова разъясняет: "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях в статье 8.13 ясно говорит, что объявления рекламного характера должны размещаться только в специально отведенных для этого местах. За нарушение этой статьи предусмотрен штраф в 1500-2500 рублей для физических лиц, и в 20-30 тысяч рублей для юридических лиц. Трактовать рекламу на асфальте как вандализм нельзя, слишком маленький ущерб. Однако если рекламная информация большого формата размещена в людном месте, например, в историческом центре - это уже можно квалифицировать согласно статье 214 УК РФ как вандализм. В этом случае обвиняемому может грозить штраф до 40 тысяч рублей, обязательные работы от 120 до 180 часов или исправительные работы на срок от полугода до года".
Однако, поясняет Цоколова, законодательно "асфальтовая" реклама отдельно не прописана, огромных штрафов пока не было. Не удивительно, что все большее количество рекламодателей обращаются именно к таким фирмам.
ЕСЛИ ДЕЛО ДОЙДЕТ ДО СУДА
Юлия Телия - эксперт компании "КонсультантПлюс", считает, что есть все основания привлечь "уличных рекламистов" к суду: "Следует иметь в виду, что нанесение на асфальт или мостовую изображения с целью привлечения клиентов является рекламой даже в том случае, если к изображению не прилагаются никакие координаты - телефоны, адрес сайта или офиса - и даже если не обозначено название рекламируемой компании или товара".
Телия напоминает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" рекламой считается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, содержание подобных изображений и надписей особого значения не имеет - если дело дойдет до суда, доказать их нерекламный характер будет весьма сложно.
Стоит отметить, что законом такой способ распространения информации не предусмотрен вовсе. И размещение рекламы путем нанесения либо вкрапления строительных материалов, краски, дорожной разметки в поверхность автомобильных дорог и улиц запрещено пунктом 6.9 ГОСТа Р 52044-2003 ("Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения"). За нарушение этого требования вполне можно привлечь к административной ответственности.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛИЦО
Но есть ли смысл вкладываться в продвижение бренда через рисунки на асфальте, эффективны ли они? Руководитель outdoor-направления Коммуникационной группы LBL Олег Григорьев говорит: "Да, реклама на асфальте может стать перспективным носителем, особенно если использовать ее при открытии магазинов различных торговых сетей и запуске продукции, представленной в торговых комплексах. И это несмотря на то, что данная реклама пока еще считается дорогостоящей услугой. Это обусловлено спецификой ее монтажа и демонтажа и выбором места для нанесения. В любом случае, новое направление рекламы активно совершенствуется и имеет перспективное будущее для развития. Данная реклама может быть интересна любым компаниям, продукция которых ориентирована, прежде всего, на массового покупателя (продуктовые товары, бытовая, аудио и видеотехника, одежда, обувь). Учитывая сезонные особенности, она может быть эффективной в летние периоды времени. Лучше ее использовать в пешеходных зонах, где большая проходимость людей и исключается проезд общественного транспорта. Особенно важную роль сыграет этот вид рекламы в случае проведения акций, при ее непосредственном нахождении в зоне покрытия. Реклама на асфальте может выполнять различные функции: стать отличной навигацией для обозначения маршрута к новому объекту (магазину, офису, кафе и т.д.) и визитной карточкой, сообщающей контактные данные компании".
Эксперты полагают, что в будущем "реклама на асфальте" вполне может стать цивилизованным, востребованным, емким и эффективным маркетинговым механизмом. Но для этого требуется законодательная база, а ее пока нет даже в проекте.
По материалу Sostav.ru
фото с сайта Sostav.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.