ПРЕМЬЕРА ШОУ "КОРТЕО" СОБРАЛА ПОЛНЫЙ ЗАЛ

В выходные днив Казани состоялась премьера знаменитого цирка Дю Солей. Среди 2,5 тыс. зрителей оказалось и немало представителей элиты республики. Например,  участниками канадского представления стали, в частности, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев и председатель Госсовета  РТ Фарид Мухаметшин. За происходящим на сцене и в кулуарах наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

КАРНАВАЛ НАЧАЛСЯ

Премьера шоу, состоявшаяся в субботу в Казани, изменила представления казанского зрителя о цирке. В шоу "Кортео" нет номеров, поражающих своей сложностью, нет дрессированных животных, клоунов, театрального грима и других атрибутов традиционного циркового действа. Тем не менее, Кортео заставило казанцев самозабвенно аплодировать актерам. Даже государственный советник РТ Минтимер Шаймиев и председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин - люди, которых трудно чем-то удивить - не хотели отпускать артистов  со сцены.

"Цирк в нашем названии сбивает с толку многих зрителей", - отметила пресс-секретарь Екатерина Бюшгенс. Действительно, то, что увидели казанцы, очень сложно назвать цирком в традиционном понимании…

В чем же секрет цирка "Дю Солей"? Прежде всего, в его осмысленности и идейной целостности. Ведь для зрителей шоу началось еще до знакомства с актерами. Перед тем, как попасть в зал, каждый проходил через  шатер с сувенирами, готовивший будущего участника театрального действа к определенному ассоциативному  ряду  – карнавалу Шемякина, "Балаганчику" Блока, пьесам без действующих лиц Андрея Белого. Небольшие кабинки, призывающие бесплатно прикоснуться к волшебству, напоминали театральные пробы русских символистов, а шляпки и  маски, нарочито смешавшие в себе принадлежность к той или иной национальной культуре, - комедии дель арте и образные полотна  Сомова, Рериха и Добужинского.

Дальше – больше. Каждый зритель, с помощью помощников Дю Солей добравшись до своего места, знакомился с актерами до представления. Ангелы, акробаты, Мауро - главный герой спектакля, и его друзья, выходили к гостям. Занавес открылся, живая музыка, смесь французских национальных мелодий, джаза и кабаре, перестала играть.

ЭФФЕКТ ВКЛЮЧЕНИЯ

Эффект полного включения – результат продуманной до мелочей организации шоу. Специально созданная для Кортео музыка, прозрачный занавес, за которым еще до начала представления играли актеры, костюм главного героя, сшитый из натурального шелка, невозможность однозначной трактовки происходящего на сцене, актеры, попеременно примеряющие на себя разные театральные образы, даже шатер, возведенный согласно требованиям данного конкретного представления, - все в совокупности  заставляло задуматься о сути идеи, объединяющий цирковые номера. Невольно  возникал вопрос: почему только Дю Солей смог сделать такое качественное шоу? Неужели самое главное и сложное в цирке, театре, кино - не трюки, не роли, а качественно реализованные идеи?

В свете всего выше сказанного многое стало понятным. Например, то, почему в цирке нет дрессированных животных. "Только человек способен на включение в осмысленную игру. Тем более человек – это и есть самое интересное животное", - своим видением с корреспондентом газеты «БИЗНЕС Online» поделилась Бюшгенс.

МЕСТНЫЙ АКЦЕНТ

Жители Казани были приятно удивлены тем, что шоу разыгрывалось специально для них. В воображении главного героя - футбольные матчи между московским "Спартаком" и казанским "Рубином", Ромео и Джульетта, говорящие по-русски, русскоязычная просьба Мауро к казанскому зрителю - выбрать Моцарта для продолжения спектакля.

Пожалуй, впервые жители города сняли с себя привычные маски отцов семейств, известных бизнесменов, отказались играть принятые социальные роли. Шаймиев помогал маленькой клоунессе, привязанной к связке шаров, взлететь, Мухаметшин внимательно наблюдал, как актер по лестнице пытался подняться нам небеса к зовущему его ангелу. Благодаря Мауро и его друзьям, все зрители снова вернулись в детство и на время забыли, что уже завтра снова придется возвращаться во взрослую жизнь.

Ответить на вопрос, стоит ли это путешествие во времени 2,5 тыс. рублей (хотя были билеты и дороже, до 9 тыс.) сложно, слишком многое в этом вопросе зависит от отношения человека к театральному искусству. Однако хотя бы один раз в жизни увидеть такое шоу, без сомнения, стоит.

Надежда Замалиева
Фото Олега Тихонова и
  сайта inkazan.ru

Справка:

Цирк Солнца (фр. Cirque du Soleil) основан в 1984 году Ги Лалиберте и Даниэлем Готье. Базируется в Монреале (Канада).
В Дю Солей работают более 4000 человек.
Все выступления проходят на арене под временным шатром (шапито), на постоянной цирковой арене, а также на театральной сцене. Годовая выручка цирка превышает $600 млн.
Достижения Дю Солей награждены ведущими премиями циркового мира и телепремией "Эмми".
В 2009 году в Москве этот цирк открывал музыкальный конкурс "Евровидение". В 2010 году часть выступления была показана на празднике "Алые паруса" в Санкт-Петербурге. В 2010 году выступали на конференции E3.

Ги Лалиберте (фр. Guy Laliberte)
Главный основатель и руководитель цирка Дю Солей.
Родился  2 сентября 1959 в городе Квебеке (Канада).
Начинал как простой циркач: играл на аккордеоне, ходил на ходулях и глотал огонь. Лалиберте создал цирк, который синтезировал в себе различные цирковые стили со всего мира. На 2006 год его 95 % пакет акций оценивается в $1,2 млрд.
Седьмой космический турист. Его полёт в космос состоялся 30 сентября 2009 года.