КАЗАНСКИЕ МОТОРОСТРОИТЕЛИ НЕСУТ УБЫТКИ, ОКАЗАВШИСЬ В ТОЧКЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ГАЗПРОМА, СВЯЗЬИНВЕСТНЕФТЕХИМА И УКРАИНСКИХ ПАРТНЕРОВ
КМПО - одно из крупнейших машиностроительных предприятий Татарстана - на фоне послекризисного роста в машиностроении, демонстрирует падение выручки и, как следствие, серьезные убытки (278 млн. рублей). Спад по итогам первого полугодия 2010 года наблюдается на фоне ситуации неопределенности, сохраняющейся относительно дальнейшей судьбы предприятия. Татарстан уже фактически утратил над ним контроль, а Газпром, чьи структуры владеют уже более 40% акций компании, пока не смог стать ее полноправным владельцем. "БИЗНЕС Online" проанализировал отчетность компании по итогам шести месяцев работы.
С МИНИМАЛЬНЫМ ОТРЫВОМ
Напомним, что вокруг КМПО не так давно развернулась активная борьба между ОАО "Связьинвестнефтихим" (контролируется республиканским правительством) и трейдерскими структурами, близкими к Газпрому. По данным отчета компании за второй квартал 2010 года структура собственников КМПО не изменилась. За правительством республики (как и Газпромом, рассчитывающим увеличить свою долю до контрольной) по-прежнему 44% акций, за газпромовскими структурами в совокупности 40,5%. Отрыв минимален, и по прогнозам экспертов, борьба за контрольный пакет в обозримом будущем продолжится.
Одной из основных задач в 2010 году для КМПО является увеличение плана реализации до уровня 4,9 млрд. рублей. Однако, исходя из данных свежего отчета компании, реалистичность этих планов может вызывать вопросы. Согласно опубликованной КМПО отчетности по итогам шести месяцев, выручка предприятия составила всего 1,2 млрд. рублей. Это всего лишь 1/4 часть от запланированного уровня. Но не исключено, что к концу года КМПО все-таки удастся "догнать" план. Дело в том, что еще в начале года КМПО выиграло тендер на поставку 10 газоперекачивающих установок для Газпрома и если оно сумеет выполнить заказ в срок и – это главное – получить своевременную оплату, то финансовые показатели наверняка изменятся в лучшую сторону. Похожая ситуация была и в прошлом году: в первом полугодии КМПО имело еще меньшую выручку и находилась в убытке, но к концу года компании удалось выйти в плюс. Однако, такая неритмичность работы явно не идет на пользу предприятию.
Ключевой показатель эффективности работы в первом полугодии – прибыль. Ее КМПО по итогам шести месяцев не получила. Убыток составил 278 млн.руб., что на 28% меньше аналогичного показателя прошлого года (тогда деятельность компании также была убыточной - 389 млн.рублей). Сама компания в своем отчете так объясняет получение таких финансовых результатов: "Реализация продукции во втором квартале 2010 года проводилась в соответствии с показателями финансового плана, утвержденного советом директоров общества на 2010 год".
НЕ ГАЗПРОМОМ ЕДИНЫМ
До этого года производство и ремонт авиационных двигателей занимали все меньше и меньше места в планах КМПО. Во многом потому, что доля самолетов отечественного производства в структуре авиапарка гражданской авиации неуклонно снижается. Если в 2002 году в авиапарке было 50 самолетов Ил-86, то сейчас их только 10. По Ту-154Б ситуация еще хуже. В 2002 году их было 130 штук, сейчас их количество в районе 30 штук. Все это означает, что фронт работы на этом поле для КМПО стремительно сужается.
Однако, в начале года стало известно о новых планах КМПО относительно авиадвигателей. Буквально в начале августа на предприятии был собран турбовальный двигатель МС-500В – разработка украинской Мотор Сич. Создавая совместное производство с КМПО, украинская компания предложила казанцам бесплатно не только 50% конструкторской документации, но и 50% акций будущего совместного предприятия. Впрочем, у этих планов есть существенные риски. Дело в том, что Мотор Сич столкнулась с противодействием мощного лоббиста - объединенной двигателестроительной корпорации, которая, по словам председателя совета директоров ОАО "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева, пытается полностью изолировать украинского производителя от российского авиационного рынка и настаивает на оснащении казанских вертолетов "Ансат" российскими моторами ВК-800.
Однако, в любом случае ясно, что в гораздо большей степени состояние КМПО будет зависеть от заказов Газпрома, также от того, насколько быстро ему удастся одержать победу в акционерной гонке…
Алена Матвеева
Наименование показателя |
На 01.07.2010г. |
На 01.07.2009г. |
На 01.01.2010г. |
Выручка, тыс.руб. |
1 235 558 |
985 479 |
4 640 952 |
Себестоимость, тыс.руб |
1 425 689 |
1 665 741 |
4 500 548 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
-190 131 |
-680 262 |
140 404 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
-278 912 |
-388 914 |
187 808 |
Чистые активы, тыс.руб. |
2 530 280 |
2 292 152 |
4 117 201 |
Производительность труда руб./чел. |
205 071.8 |
141 300 |
683 200 |
Комментарий
Дмитрий Баранов - ведущий эксперт УК " Финам Менеджмент"
- Наиболее вероятное объяснение тому факту, что не удалось увеличить свой
пакет акций ни одной из сторон (Связьинвестнефтехим и Газпром), заключается
в том, что им не удалось приобрести нужные пакеты для достижения собственных
целей. Косвенно об этом свидетельствует и то, что председателем совета
директоров КМПО после годового собрания стал Равиль Хамматович Зарипов -
министр промышленности и торговли РТ, в некотором смысле нейтральное лицо.
Хотя раньше ходили слухи, что председателем совета директоров КМПО станет господин Кулеш, которого называли не иначе, как "человек Газпрома". Другое возможное
объяснение заключается в том, что пока не внесены все необходимые изменения
в реестр акционеров, и как только это будет сделано, сообщение об изменении
в составе акционеров, обязательно появится, как этого и требует
законодательство.
Справка
ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" основано в 1931 году и является одним из крупнейших машиностроительных предприятий России. Основным направлением деятельности КМПО является серийное производство газотурбинных двигателей и оборудования на их основе для перекачки и распределения природного газа. Более 30% газотранспортных потоков в России функционируют на двигателях, изготовленных в КМПО, или более 700 газоперекачивающих агрегатов. Структура УК: 44% - ОАО "Связьинвестнефтехим", 23,3% - ЗАО "Инвест-Групп", 17,2% - ЗАО "Региональная финансовая компания". Остальная часть акций распределена между физическими лицами. |
Анализ деятельности: КАМАЗ, Татспиртпром, Казанский вертолетный завод, Казаньоргсинтез, НКНХ, Нэфис
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.