Если оперативные планы и тактика действий секретны и составляют военную и государственную тайну, то стратегию скрыть нельзя. Находясь выше планов политики или её продолжения в виде организованного насилия, стратегия доступна наблюдению. В признаках сущности она торчит поверх форм изощренной дипломатии, грубой пропаганды и маскировочных сетей дезинформации. Торчит потому, что отражает сущность политики: замысел! А распознается наличием или отсутствием резонанса на запрос: свой \ чужой.

В сентябре 2010 года распознаванию стратегии каждой из трех сил в связке РФ - КНР – США способствовали признаки, проявившиеся в ходе:

- визита министра обороны РФ Сердюкова А.Э. в США (15-16.09.10);

- учений штабов и войсковых групп стран ШОС в Казахстане (09.-25.09.10); 

- обсуждений вопроса о вступлении России в НАТО, начиная с мирового политического форума под эгидой президента РФ Медведева Д.А в Ярославле (09.09.10) и кончая указом президента РФ о запрете поставок противоракетных комплексов «С-300» в Иран (22.09.10).

Хотя переговоры гражданских министров обороны  Сердюкова и Гейтса были закрытыми, тем не менее, в СМИ таки была дана информация о том, что они касались двух главных вопросов: а) поддержки Россией войны США в Афганистане и б) сдерживания Ирана. Переговоры министров завершились подписанием меморандума о расширении сотрудничества в военной сфере, включая реформу ВС РФ под стандарты НАТО и соглашением о создании совместной рабочей группы по обеспечению выполнения принятых решений.

Что же касается учений штабов и войск стран ШОС, то они показали намерения и возможности КНР противодействовать подрывной деятельности США в Центральной Азии. И были посвящены отработке вопросов  подавления «международного терроризма, регионального сепаратизма и религиозного экстремизма» на сухопутных путях подвоза сырья и топлива из региона от Персидского залива до Каспия на китайскую фабрику XXI века.

В ходе учений войсковая группа НОАК с тяжелым вооружением и танками была переброшена по железной дороге на дальность более 5 000 км на полигон в Казахстан. Где при бомбоштурмовой поддержке авиации, совершившей дальний перелет с аэродромов Китая, отработала задачи уничтожения боевых групп «террористов, сепаратистов и экстремистов», блокировавших пути сообщения и совершавших диверсии на трубопроводах.     

При этом, в укреплении бодрости регионального сотрудничества нового типа не принимала, участие нынешняя страна-председатель ШОС – Узбекистан. Бойкот учений Узбекистаном объясняется, видимо недоброй памятью анти - узбекских событий в Андижане 2005 г. и на юге Киргизстана в 2010 г. А также тем, что,  на саммите ШОС в Ташкенте (10-11.06.2010) Россия и Китай заблокировали приглашение Ирана и тем лишили Иран политической поддержки перед лицом надвигающихся санкций, инициированных США.

Ну а пока китайцы отрабатывали практические задачи охраны своего стратегического тыла в Центральной Азии, в Москве, а затем в Вашингтоне серьезно заговорили о вступлении России в Североатлантический договор. И что «решение о вступлении в НАТО зависит лишь от руководства РФ».

На лицо стратегическая засада, куда Россия попала, разделив политику на де-юре и де-факто. Юридически Россия – член ШОС и вроде бы должна помогать Китаю. А фактически, не являясь членом НАТО, Россия втянулась в «перезагрузку» отношений с США и уже всячески помогает американцам, поперек интересов Китая. И эта засада сработает в полной мере, тогда, когда китайско-американский альянс под именем «Группа Двух» (G-2) вдруг проявится как реальность их «всеобъемлющих отношений активного сотрудничества». Когда вдруг станет ясно, что китайцы и американцы окончательно договорились о разделе мира на зоны влияния.

И тогда как бы на деле не получилось так, что Россия, стратегически встав под «зонтик НАТО», в чужих оперативных планах вдруг окажется не достойным субъектом в треугольнике сил, а объектом раздела.

Как же России выбраться из этой засады, сохранив достоинство субъекта мировой политики?  Подсказка истории и культуры такова: России нужно прикинуться любимым героем русских сказок Иваном-дураком и сделать маневр не в обход засады, а вверх. А именно: подняться над избитыми схемами экономики и политики в отношениях между государствами и навязывать партнерам более высокий «глобальный» уровень диалога цивилизаций. И уже с более высокого уровня построить связку трех сил под себя. А для того, чтобы сыграть «в дурака» нужно убрать амбиции, и вместо погони за инновациями в информационных и нано- технологиях (где у РФ шансов обогнать США и Китай нет) навязывать партнерам прорыв в куда более важной для лидерства когнитивной сфере (моделирования разума).

Где люди русской культуры, благодаря троично-асимметричному типу мышления (умом Россию не понять) в грядущей «экономике знаний» имеют заведомое преимущество, как над аналитическим типом мышления запада, так и над конкретно-символическим типом мышления китайцев.

 

Справка

Андрей Петрович Девятов закончил Военный институт иностранных языков в Москве. После участия в арабо-израильской войне 1973 года был взят на службу в ГРУ Генштаба Минобороны СССР.  В 1976 году впервые направлен в Китай под дипломатическим прикрытием. Всего за четверть века службы таких командировок было три, общей продолжительностью 11 лет (позже он прожил в Китае еще 6 лет уже как частное лицо). Ведя результативную разведывательную деятельность в ядерной и ракетно-космической сфере, Девятов вышел на пенсию по выслуге лет в ранге полковника.

Вернувшись в Россию, Девятов активно занимается вопросами, как говорит он сам, российско-китайского стратегического взаимодействия: руководит рядом научных центров, издает книги и регулярно публикует статьи о Китае.      

Андрей Девятов - действительный член Российского отделения Международной Академии исследования будущего (Брюссель), заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия, член Союза писателей России.