Трупы домашних животных, использованные медицинские тампоны, испорченное мясо и рыба – одним словом, биологические отходы - должны сжигаться в специальных печах-крематорах. Но, к сожалению, этому в России пока уделяется недостаточно внимания. О пробелах в законодательстве, особенностях гражданского сознания, проблеме экологической безопасности и о том, где в Казани можно кремировать домашнюю кошку, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказали соучредитель казанской компании «ЭкоРесурс» Константин Хвалик и гендиректор компании Владимир Дмитриев.
СГОРАЕТ ДАЖЕ ПРОВОЛОКА, А КРЕМАТОРЫ ВЫДЕЛЯЮТ
ТОЛЬКО УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ И ЧИСТУЮ ЗОЛУ
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, как устроено ваше производство.
В.Д.: В прошлом году мы построили и запустили в эксплуатацию промышленный утилизатор-крематор биоотходов. Специально для этого закупили германское оборудование новейшего образца: на нашем производстве установлены две кремационные печи IFZW VE20 перерабатывающей мощностью 1,2 тонны биологических отходов в сутки или 420 тонн в год. Объем холодильной камеры, в которой временно хранятся завозимые на завод отходы, составляет 33 куб. м. Весь проект – от идеи до реализации – был воплощен чуть менее чем за два года.
К.Х.: Но это стоило того, потому что на сегодняшний день наши установки не просто соответствуют всем установленным нормам и правилам действующего в России законодательства, но даже опережают его. Где вы видели, чтобы отходы временно хранились в одноразовых контейнерах при температуре минус 18 градусов и сжигались в печах, которые разогреваются до 1200 градусов? В результате, сгорает даже проволока, а единственные вещества, выделяемые крематорами – это углекислый газ и чистая зола. Так сегодня работают с биоотходами в Европе.
— И в Казани…
К.Х.: Да, теперь и в нашем городе. Для Казани и Татарстана приведение в порядок такой социально значимой сферы, как утилизация биологических отходов, является очень даже неплохим PR-ходом. Мы должны рассказывать об этом, чтобы укрепить имидж нашего региона на федеральном и особенно на международном уровне, где этой проблеме уделяется чрезвычайно много внимания.
В.Д.: Как известно, Татарстан – один из самых продвинутых регионов России с точки зрения развития информационных систем. В республике создана система «Электронная медицина». Можно было бы включить в нее возможность сбора, обработки и контроля информации об образующихся в медицинских учреждениях биоотходах. Это помогло бы эффективно бороться с фактами сокрытия реального объема мусора.
— Многое из того, о чем вы говорите, лежит уже в плоскости гражданского сознания.
К.Х.: Совершенно верно. Наша задача - объяснить людям, как правильно обращаться с биологическими отходами, чтобы максимально обезопасить себя и свое окружение.
В.Д.: Мы понимаем, что предлагаем новую услугу. У многих есть предубеждение, что она стоит дорого, но это не так – стоимость кремации домашнего животного начинается от 150 рублей. Килограмм биоотходов других категорий стоит от 40 рублей. При этом ущерб, который может быть нанесен окружающей среде и здоровью людей иногда невозможно пересчитать на деньги.
Еще одно распространенное заблуждение - многие думают, что нас слишком сложно найти. Это тоже не так. Наш завод расположен на территории Казани на крупной транспортной магистрали. До сюда можно добраться за полчаса из любой точки города. К тому же ко многим своим клиентам мы приезжаем сами. С момента, когда мы забираем отходы, вся ответственность за их транспортировку и утилизацию ложится на нас.
ТАКАЯ СИТУАЦИЯ С «УТИЛИЗАЦИЕЙ» БИООТХОДОВ
НЕ МОЖЕТ ПРОЙТИ НЕ ЗАМЕЧЕННОЙ
— Почему ваша компания приняла решение инвестировать в такой специфический и сложный бизнес?
Константин Хвалик: Это не только бизнес, но и гражданский долг. Мы занимаемся тем, что напрямую влияет на экологическую ситуацию в Казани и на благополучие жителей нашего города.
Владимир Дмитриев: До нас профессионально утилизацией биологических отходов практически никто не занимался. Вообще, что такое биоотходы? Их условно делят на три группы. Первая: отходы медицинских учреждений и парикмахерских – это использованные бинты, повязки и ватные тампоны, остатки сильнодействующих лекарств, человеческие органы, удаленные зубы, отрезанные волосы. Вторая: ветеринарные отходы - тела животных и птиц. Третья: отходы пищевой промышленности - испорченное мясо и рыба с городских рынков, кости и внутренности скота и птицы. С таким мусором шутки плохи. Биоотходы являются источником тяжелых болезней и вирусных инфекций. Рано или поздно на это должен был кто-то обратить внимание.
К.Х.: Если не контролировать утилизацию биологических отходов, то будут повсеместно вестись бесконтрольные захоронения, трупы животных и другие биологические отходы просто выбрасывают в мусорные контейнеры, на полигон твердых бытовых отходов, а то и просто в ближайшие заросли. Такая ситуация с «утилизацией» биологических отходов не может пройти не замеченной, поскольку приводит к реальной угрозе возникновения и распространения различных заболеваний, тотальному загрязнению окружающей среды, ухудшению экологической обстановки.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ – ОСНОВА ОБОРОТА БИОЛОГИЧЕСКИХ ОТХОДОВ
— Неужели в России нет законодательного регулирования этой сферы?
К.Х.: Не все так плохо. Есть СанПиН, есть ветеринарно-санитарные правила. Другое дело, что в России, в отличие от развитых стран, не создана комплексная система государственного экологического мониторинга – фундаментальная основа законодательной базы оборота биологических отходов. Это существенно тормозит развитие этой отрасли.
В.Д.: По закону биологические отходы должны быть утилизированы путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах, обеззаражены в биотермических ямах, уничтожены сжиганием в утилизаторах - крематорах или в исключительных случаях захоронены в специально отведенных местах. Но, несмотря на то, что перед большим городом проблема транспортировки, утилизации и уничтожения биологических отходов стоит очень остро и имеет чрезвычайную значимость, существуют лазейки в законодательстве.
— Как эти лазейки используются, например?
В.Д.: Например, частная стоматологическая клиника реально производит по 20 кг медицинских отходов в день. По закону, она обязана их правильно обезвредить, путем температурной кремации. Однако наша система построена так, что клинике достаточно заключить договор со специализированной организацией хотя бы даже на 1 кг отходов – и все, вопрос решен. Для проверяющих органов этого вполне достаточно, а клинике - экономия. Куда девается остальной опасный материал, никому не известно. Это на уровне предприятий.
Есть примеры и среди хозяев домашних животных. К нам постоянно обращаются люди с просьбой кремировать питомца.
— Какие предложения есть у вас по законодательной базе?
К.Х.: Мы предлагаем, в первую очередь, дополнить ее. Наряду с предусмотренными законом наказаниями, надо ввести и меры поощрения. Можно, например, предусмотреть льготы предпринимателям при оплате негативного воздействия на окружающую среду. Разумеется, сделать это нужно максимально осторожно, чтобы не перегнуть палку. В противном случае деятельность предпринимателей будет направлена на увеличение объема передаваемых на обезвреживание отходов – надо постараться найти ту самую «золотую середину». И в целом, надо добиться того, чтобы законы не просто принимались, но и работали.
В.Д.: Необходимо понимать, что незаконный оборот биологических отходов создает существенную угрозу здоровью населения и, в конечном итоге, может привести к неблагоприятным последствиям.
К.Х.: По опыту западных стран в России сейчас очень активно развивается экологическое движение. Практически каждый день мы смотрим сюжеты о спасении Химкинского леса, восстановлении пострадавших от пожаров районов, о проекте «Читая вода». Бесспорно, оборот биоотходов – ничуть не менее, а, возможно, и более актуальная тема. Поэтому мы уверены, что в скором времени она обязательно прозвучит на федеральном уровне. И Татарстан здесь может стать одним из первых регионов, где о биоотходах не просто говорят, но и делают какие-то конкретные шаги к созданию прозрачной и эффективной системы их утилизации.
МОЖНО ДАЖЕ ЗАБРАТЬ ПРАХ ЛЮБИМОГО ПИТОМЦА С СОБОЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ УРНЕ
— Кстати, кто ваши клиенты?
В.Д.: На сегодняшний день мы работаем с 40 организациями. Среди них клиника медакадемии, горбольница № 18, поликлиника № 21, ветеринарные клиники и другие муниципальные и частные учреждения здравоохранения. С нами сотрудничают парикмахерские, так как состриженные волосы запрещено выбрасывать на свалку, и Московский рынок, откуда мы вывозим биоотходы лаборатории и мясного лабаза.
— Наверное, этот рынок существовал и до вашего прихода?
В.Д.: Действительно, в Татарстане есть несколько компаний, но они не позволяют клиенту контролировать процесс утилизации биоотходов. У нас же производство, напротив, абсолютно прозрачное – каждый клиент в любое время может приехать и лично убедиться в том, что его отходы кремированы в полном объеме и точно в срок.
Люди, которые передают нам на кремацию тела своих домашних животных, тоже могут лично проследить за тем, как обращается с ним оператор крематора. Можно даже забрать прах любимого питомца с собой в специальной урне.
К.Х.: Мощности нашего комплекса позволяют обслуживать практически все городские учреждения и фирмы, где образуются опасные отходы. В частности, рынки и пищевые предприятия, где стоит вопрос об утилизации отходов производства и некондиционной продукции. Мы искренне надеемся, что катастроф, связанных с неправильным оборотом биологических отходов, удастся избежать, вовремя предприняв для этого все необходимые меры.
Сергей Кощеев
Фото Олега Тихонова
Визитная карточка руководителей
Дмитриев Владимир Александрович родился 5 апреля 1988 года в г. Казани, Республика Татарстан. Образование: в 2010 году закончил Казанский (Приволжский) Федеральный университет (бывший Казанский государственный университет имени Ульянова-Ленина), юридический факультет. Карьера: с 2007 по 2008 год работал в «УК ЖКХ Приволжского района» г.Казани юрисконсульт, с 2007 года является директором компании «ЭкоРесурс». Хвалик Константин Михайлович родился 27 августа 1968 года в г.Коксу, Казахстан. Образование: в 1986 году закончил Волгоградский сельскохозяйственный институт по специальности инженер. Карьера: с 1992 по 1995 года работал инженером-техником на заводе «Континенталь» Германия, с 2002 года является генеральным директором компании Т&Ц Германия, в 2009 году стал одним из учредителей компании «ЭкоРесурс». Визитная карточка компании ООО «ЭкоРесурс» Производственные мощности по утилизации биологически опасных отходов: в день – 1200кг. Виды утилизируемых отходов 1. Медицинские отходы: - отходы стоматологических кабинетов; 2. Ветеринарные отходы: - тела животных и птиц (и их кремация). 3. Отходы пищевой промышленности : - некондиционная мясная и рыбная продукция; 4. Прочие коммунальные отходы: - отходы волос; Контактный телефон: (843) 246 90 00 |
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.