Около трехсот рабочих-дорожников компании "Нур-1" не вышли в минувший понедельник на работу, протестуя против невыплаты им заработной платы. Активисты из числа рабочих обратились в прокуратуру Советского района, чтобы привлечь руководство компании к ответственности. Стало известно, что зарплату не выдают уже почти… три месяца!
Руководство "Нур-1" среагировало на скандал оперативно и дало обещание выдать заработную плату рабочим на этой неделе, не позднее четверга.

В прокуратуре Советского района газете "Бизнес онлайн" подтвердили, что вечером в понедельник от рабочих "Нур-1" действительно поступило заявление. Зампрокурора Советского района Эдуард Садриев должен рассмотреть этот документ в течение 30 дней, сообщили в прокуратуре. В "Нур-1" газете "Бизнес онлайн" отказались комментировать ситуацию, ссылаясь на отсутствие руководителей в офисе компании.

1. Империя родом из Высокогорского района

В деловом сообществе "Нур-1" известна как одна из крупнейших компаний Татарстана в сфере строительства дорог. На ее счету, например, такой знаковый проект как мост "Миллениум" в Казани. Недавно она завершила сооружение трассы и развязки между проспектом Амирхана и Соцгородом. Она же ведет работы на Кировской дамбе и ряде других крупных объектов Казани и Татарстана.

Столь выгодные заказы с неба не падают. Для их получения нужно быть суперлоббистом. Каковым и является ее глава и владелец - известный бизнесмен и депутат Госсовета РТ Маннаф Сагдиев, входящего на протяжении долгого времени в близкий круг к премьер-министру РТ Рустаму Минниханову.

Выходец из Высокогорского района оказался предприимчивым бизнесменом и за последние лет десять сколотил целую бизнес-империю. В ее состав компании входит целый ряд предприятий: ООО "Нур-1" (дорожно-строительное производство), ООО "ГранТаш" (на нем производилась вся гранитная отделка казанского метро), ООО "Нур-авто" (официальный дилер "Шкода" и "Фольксваген"), ООО "Нур-Агро", Торговый дом ООО "Нур", ООО "Казань Соль", ЗАО "Карьероуправление+", ООО "Альдермышский молочный завод".

Кроме того, компании "Нур-1" принадлежит популярный в Казани развлекательный комплекс "Туган авылым".

В общем, благодаря предприимчивости г-на Сагдиева, удачной близости к власти и удаче группе "Нур" удалось войти в ограниченный круг республиканских бизнес-империй. Узок их круг: "ТАИФ", империя братьев Хайруллиных, группа "Ак барс банка"… "Нур"! Но… В последнее время "Нур", как полагают эксперты, постигла типичная судьба империи, которые сколачиваются слишком быстро. Она стала терять позиции по многим направлениям.

2. Аварийная посадка

Одним из крупных поражений группы "Нур" можно считать неудачную попытку взять под контроль ОАО "Авиакомпания "Татарстан". В 2006 году Кабмин РТ принял решение передать право представлять интересы государства в авиакомпании в пользу "Нур-1". 100% акций ОАО "Авиакомпания "Татарстан" были переданы в уставной капитал специально создаваемого ОАО "Нур-авиа", в котором правительство Татарстана при этом владела блок-пакетом (25%+1 акция).

Однако, компания "Нур-авиа" с задачами не справилась, проявив заметный непрофессионализм.

Так, авиакомпания приобрела в лизинг на 15 лет под 5% годовых шесть самолетов CRJ900 у канадской компании Bombardier стоимостью $23 млн. каждый. Сделка проводилась с помпой и широко освещалась СМИ. Но, когда самолеты были уже поставлены, выяснилось, что они не могут летать в РФ, поскольку не имеют российской сертификации. Единственным выходом для того, чтобы вернуть хотя бы часть потраченных средств, было решение сдать самолеты в аренду за рубеж.

Кроме того, "Нур-1" не выполнил принятые на себя обязательства: инвестиции для повышения конкурентоспособности авиакомпании привлечены не были, участились случаи авиационных происшествий, качество обслуживания осталось низким, не раз возникали спорные ситуации с другими авиакомпаниями ввиду задержки их рейсов.

Результатом деятельности "Нур-авиа" стали убытки, полученные "Татарстаном" в 2007 году в размере 253 млн. руб. За год до этого авиакомпания была в ничтожном (4 млн. руб.), но все-таки плюсе.

В итоге кабмин РТ вынужден был отменить свое же постановление, и дал поручение министерству земельных и имущественных отношений провести деприватизацию авиакомпании "Татарстан". Минзем обратился в Арбитражный суд Татарстана, который признал сделку недействительной. 

Летом этого года "Нур-1" получил еще один мощный удар: экологические службы вынесли предписание снести асфальтовый завод на юго-востоке Татарстана. Оказалось, что завод был построен в нарушение природоохранных норм, фактически без ведома экологов. 

По мнению наблюдателей, такие удары просто так не наносятся. Предписание экологов – это звоночек, свидетельствующий о том, что группа впала в немилость власти и лишилась лоббистского потенциала. А если это перевести на простой язык, то все очень просто: злые языки утверждают, что между премьером и владельцем группы пробежала черная кошка…
И вот – новый скандал. Трехмесячная задержка зарплаты рабочим на крупном предприятии (а "Нур-1" - это даже не предприятие, а холдинг) в последние годы – явление в Татарстане крайне редкое, на уровне ЧП. Есть основания полагать, что это симптом серьезной болезни компании. Если не сказать хуже – симптом распада империи.

Ринат Билалов

P.S. Наши источники в деловых кругах говорят о том, что группа "Нур" получила настойчивое предложение о продаже компании "Нур-авто", имевшей до этого серьезные позиции как и на рынке в своем классе автомобилей, так и на рынке  госзаказов.