Казанская Уолл-стрит на берегу Волги, яхты на зимовке и новая префектура — с такими мечтами, а возможно, и планами обсуждали вчера в отеле «Марриотт» Ново-Татарскую слободу (территория у речпорта) архитекторы, чиновники, представители делового сообщества. Концепцию мастер-плана будут готовить малайзийские разработчики вместе с главой фонда развития исламского бизнеса и финансов Линаром Якуповым. О чем их спрашивали и какие высказывались опасения, выслушал корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Я ЗДЕСЬ В РАМКАХ РОССИЙСКО-МАЛАЙЗИЙСКОГО КОНСОРЦИУМА»
Советник премьер-министра РТ и глава фонда развития исламского бизнеса и финансов Линар Якупов вместе с малайзийскими проектировщиками будет разрабатывать технико-экономическое обоснование и концепцию мастер-плана Ново-Татарской слободы — на этом месте, на берегу Волги, должен возникнуть новый деловой центр Казани. Об этом говорили вчера в отеле «Марриотт» на обсуждении проекта с казанскими архитекторами, предпринимателями и чиновниками.
Малайзийцы, представители компаний APUDG и IBFD Fund во главе с Норлизой Хашим, гостили в Казани четыре дня. За это время они побывали в слободе, провели встречи с экспертами, встретились с президентом РТ Рустамом Миннихановым. Он, напомним, совершил, как теперь оказалось, исторический обход слободы в ноябре и дал тогда поручения, во-первых, принять во внимание предложенную КГАСУ концепцию градостроительной реконструкции данной территории (разработана во главе с завкафедрой градостроительства КГАСУ Александром Дембичем, о ней «БИЗНЕС Online» рассказывал ранее). А также поручил «создать рабочую группу с участием заинтересованных сторон для взаимодействия с российско-малайзийским консорциумом».
Сам Якупов хорошо известен как экс-руководитель агентства инвестиционного развития (возглавлял ведомство до октября 2014 года) и в свою бытность уже сотрудничал с компанией APUDG и ее управляющим директором. Она разрабатывала мастер-план так называемого умного города «Смарт Сити» — очередного амбициозного проекта республики, который курировал Якупов. Пока проект пребывает в режиме «пауза», хотя, возможно, им займутся после доведения до ума Иннополиса и достройки жилого района Казани «Салават Купере». После ухода из АИР Якупов возглавил фонда развития исламского бизнеса и финансов, и до последнего времени о нем практически ничего не было слышно. Тишина годичной продолжительности была прервана в начале декабря, когда оказалось, что Якупов в составе другого российско-малазийского консорциума подготовил для правительства РТ технико-экономическое обоснование по созданию в Татарстане пилотной зоны для исламских финансовых инструментов. Документ был разработан на грант правительства Малайзии, его сумма не раскрывалась. Как пояснил сам глава фонда развития исламского бизнеса и финансов газете «БИЗНЕС Online», после той успешной работы аналогичный грант правительством Малайзии был выделен и для разработки технико-экономического обоснования и концепции мастер-плана Ново-Татарской слободы. Причем правительство этой страны на каждый регион предоставляет один грант. Но, как заявил Якупов, который Малайзию в разговоре с «БИЗНЕС Online» назвал своей второй родиной, «мы сделали усилия для того, чтобы он пришел на нашу территорию еще раз».
На вопрос, можно ли Якупова назвать куратором проекта, он ответил, что от аппарата президента куратором все-таки является помощник президента РТ Олеся Балтусова, от исполкома — главный архитектор города Татьяна Прокофьева. «Я здесь в рамках российско-малазийского консорциума. В него входят наш фонд, APUDG и ряд других разработчиков. Мы работаем в рамках соглашения с правительством РТ и в рамках соглашения с правительством Малайзии. Наш фонд является техническим партнером. Я являюсь советником ряда международных проектов, и в рамках этого мы подняли этот вопрос».
Размеры гранта в пресс-службе Якупова оставили без комментариев. На вопрос о том, почему была выбрана именно эта компания, он заявил, что малазийское правительство дает гранты малазийским компаниям. А когда встал вопрос — кому именно, выбор пал на тех, кто уже работал в России. «Мало иностранных компаний, которые хорошо понимают местные стандарты и требования. Есть много великих компаний за границей, которые являются великими урбанистами и архитекторами, но когда идет привязка, очень сложно. Плюс этой группы в том, что определенная работа была проведена в рамках работы над «Смарт Сити», — объяснили в пресс-службе Якупова.
Ранее Прокофьева говорила «БИЗНЕС Online», что с учетом значимости данной территории основополагающие документы могут быть разработаны иностранными компаниями. В сентябре российского-малазийский консорциум должен будет предоставить технико-экономическое обоснование и концепцию мастер-плана. После чего уже отдельно будет разрабатываться сам мастер-план, проекты планировок территории. На этом этапе, как ожидается, все-таки подключатся российские, казанские проектировщики и архитекторы.
Таким образом, в Казани за последний год появилась вторая группа иностранных проектировщиков, готовящих документы для ключевой территории города. Ранее грант на подготовку концепции развития набережной озер Кабан выиграл китайско-российский консорциум. Ключевое слово здесь именно выиграл: в ходе открытого конкурса поступило свыше 160 заявок, из них порядка 70 прошли дальнейшие согласования и представлены вниманию конкурсного жюри. А проектировать будет Turenscape + МАП architects, причем доминирующую роль будут играть именно китайцы, а российская компания отвечает, что называется, за привязку к местности и отечественным градостроительным реалиям.
«МЕСТНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ДАВАЛИ СВОИ КОНЦЕПЦИИ, НО...»
Вчера Хашим рассказала, что в основе проекта — реабилитация промышленной территории и создание обновленной связи города с набережной Волги. Площадка должна будет стать новым бизнес-центром Казани с сохранением исторических, культурных и природно-рекреационных объектов. В общем-то, это пока все идеи. Малазийцы лишь собирают информацию, поэтому они попросили местных специалистов высказывать пожелания, формулировать задачи, давать ц/у и задавать вопросы.
Как будет построена работа с собственниками земель, спросил Дмитрий Пузырев, советник по архитектуре и градостроительству ООО «АК БАРС Девелопмент»: «Местные архитекторы последние десятилетия давали свои концепции по развитию данной территории, но все упиралось в собственность земельных участков и вывод промышленных предприятий за пределы города. Это может быть основным камнем преткновения...» — предположил он.
В ответ Хашим вспомнила опыт Бейрута, где в аналогичной ситуации собственникам земельных участков предоставили равноценный обмен, и Лондона, где компания-застройщик просто выкупила всю землю. В Казани, возможно, пойдут по какому-то третьему пути — Татарстан есть Татарстан. Дополнил Якупов, который дал понять: Ново-Татарская слобода — это лоскутное одеяло, которое вмещает на 1 тыс. гектаров 1,2 тыс. землевладельцев. Правда, из них 900 участков — это маленькие гаражи, что успокоило консорциум. «Мы понимаем, что их можно пригласить в один кооператив, который может стать и владельцем, и застройщиком своих территорий», — заявил Якупов. Вторая группа земельных участков — под «хаотично построенными домами», третья — под промобъектами. «Никто ни у кого земли изымать не собирается. Будут разные форматы, и, надеюсь, владельцы, наоборот, будут заинтересованы в том, чтобы их земли заиграли другим образом. Развитие можно было бы начать с северной территории, там первая фаза — 250 гектаров, где большинство владельцев заинтересованы в капитализации своей земли, чтобы были не склады, а что-то более ценное».
Виктор Морозов, главный архитектор «ГипроНИИавиапром», вспомнил прошедшее тысячелетие города, из-за которого Казань, по его мнению, больше потеряла, чем приобрела. Например, были снесены исторические постройки в квартале Б в Суконной слободе. В городе осталось не так много жемчужин, чтобы их менять на очередной «Сити». «Нужно учитывать историческую особенность Казани», — предостерег он малазийцев.
Дополнила помощник президента РТ Олеся Балтусова. Посещая Ново-Татарскую слободу, она обратила внимание разработчиков концепции и на средовые объекты, и на памятники, и на планировку. «Надеюсь, что будут учтены наши якорные объекты, их немного, все-таки это не Старо-Татарская слобода, но они есть». Среди них — одна из самых красивых в Казани Азимовская мечеть, построенная в 1881 году для работников мыловаренного завода. Другая мечеть — Ново-Слободская — требует полной реконструкции. Сегодня здание мечети — это, по сути, просто коробка. Необходимо определиться с функционалом, что в нем будет располагаться».
Будет ли в Ново-Татарской слободе жилье, спросила студентка КГАСУ Татьяна. Будет, ответила Хашим, поскольку современные финансовые центры — это не только офисы, но и общественные пространства, и жилье, и места культурного назначения, но об объемах жилого фонда говорить рано.
«У КАЗАНИ ЕСТЬ СВОЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ, ИНОГДА ОНА НЕ ОЧЕНЬ ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА НАШИ НАРИСОВАННЫЕ ПЛАНЫ»
«Хотел бы поблагодарить Норлизу, поскольку она сделала лучшее — она ничего не обещала, что где будет, — так начал Николай Васильев, советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ. И пояснил. — Это только начало работы, ситуацию еще надо прощупать, где будет центр, сколько жилья...»
Он отметил, что у Казани есть своя логика развития, и иногда она не очень обращает внимание на наши нарисованные планы, и призвал правильно выстроить работу. Во-первых, при составлении концепции надо учитывать законодательство и те обязательные работы, которые оно потребует провести. «Например, для первого этапа надо вынести производства и гаражи. Чтобы произвести обмен земель, надо отмежевать эту территорию. Значит, надо выполнить на определенный фрагмент проект планировки и так далее».
Во-вторых, Васильев призвал «спроектировать на будущее». И опять привел пример: если спросить у компании «Татфлот» о планах, то они могут оказаться нулевыми. А если посмотреть вперед? «Казань хочет позиционировать себя в том числе как центр туризма. А много ли у нас сегодня туристических судов? Мы практически отдали это направление Нижнему Новгороду и Самаре. Если же будем его развивать, то где будет отстой этих судов? И то же самое по каждому производству. Надо с собственниками проводить работу на базе плана социально-экономического развития, где минэкономики должно быть не слушателем, а инициатором «процесса на будущее».
То же самое и с транспортом, считает советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ. Очевидно, что сегодня в районе пересадочной станции «Вахитово» большой транспортный узел не нужен. Но в перспективе, когда на эту территорию придет другая нагрузка, он потребуется. Значит, его надо зарезервировать.
Максим Перов, представляющий НИИ Генплана Москвы, институт, который сейчас разрабатывает генплан Казани, немного приоткрыл детали этой самой разработки. «В течение ближайших двух месяцев будут рассмотрены четыре концепции развития Казани и будут выбраны приоритетные. Но все они видят этот район как общественно-деловой. В этом смысле глобального противоречия нет», — заявил Перов. Но как перенести бизнес из центра города на новую территорию? Можно применять более жесткую налоговую политику для тех, кто остается в центре Казани, предложил он.
Дембич согласился, что работа с собственниками земельных участков будет ключевой, поэтому было бы неплохо создать в исполкоме структуру, которая занималась бы только Ново-Татарской слободой. «К сожалению, мой личный опыт по работе с собственниками на разных территориях Казани показывает, что эта работа всегда пробуксовывает. Хотя на обсуждении с участием президента было произнесено несколько обнадеживающих слов о том, что надо, по-видимому, создать префектуру, определить префекта. Это важный момент! Потому что если административные вопросы не будут тщательно выстроены, не появится муниципальная структура, которая будет постоянно работать с собственниками, выяснять их настроения, объяснять задачи, то процесс будет буксовать». Отсюда, по мнению Дембича, появляется необходимость в «дорожной карте».
«МЫ СЕЙЧАС АРХИТЕКТУРУ РИСОВАТЬ НЕ БУДЕМ»
Поскольку многие участники встречи просили малазийцев трепетно отнестись к сохранившимся историческим объектам, внести ясность был вынужден сам Якупов. Беспокоиться, во всяком случае пока, просто не о чем. «Разработка данного ТО включает обоснование почему и что там должно быть. Ни в коем случае не надо думать, что пришла команда, которая нарисует архитектуру. Мы сейчас архитектуру рисовать не будем. По истечении 9 месяцев появится некий предпроектный документ, в котором будет сказано, где, что и каким образом можно расположить».
Сейчас перед малазийцами стоит задача «экономической увязки, правильно увидеть, что с чем будет лучше сживаться, что будет лучше генерировать».
«Самое главное — то, что пока в России не получается, — это придать проекту экономику. Был на одном мероприятии, и там была сессия про редевелопмент промплощадок. Все, что мы услышали, — как одно здание превратить в другое. А когда подняли вопрос про экономику этого здания, выступающий начал говорить, сколько будет стоит построить это здание. Хотя на самом деле важно, сколько это здание будет генерировать людских потоков, транспортных, финансовых», — объяснил он.
Разработка такого ТО интересна не только с точки зрения Татарстана, но и других регионов, где не знают, как возрождать к жизни подобные депрессивные территории, заявил Якупов. «Пока мы еле-еле научились создавать особые экономические зоны и промышленные площадки. И мы понимаем, как в них начинает генерироваться бизнес. К сожалению, в Казани нет своей бизнес-улицы, как Уолл-стрит, которая бы создавала свою среду, создавала бы спрос на совершенно разные вещи. Сегодня мы имеем лишь точечную застройку бизнес-центров. Но на самом деле генерация новых бизнесов начинается, когда 10 бизнес-центров стоят вместе, они делают совершенно другой спрос и на обслуживание, и на проживание, и на малый бизнес». Впрочем, он уточнил, что не вся территория станет бизнес-центром, максимум 100 - 150 гектаров. Но и этот план выглядит весьма амбициозно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.