По сути 30 августа — это ярмарочный день. Большой государственный праздник всегда сопровождается Большой Торговлей. "Ярмарка" — это немецкое Jahrmarkt, то есть буквально "ежегодный рынок".  Возможность продать всё, что вот только-только и с пылу—с жару, познакомиться, оценить конкурентов и партнёров, заключить  договоры, создать задел на целый год вперёд, продвинуться, расталкивая соперников,  и почувствовать себя уверенней.

Или наоборот. Это уж кто как сумеет.

Казанская мэрия сделала на этот раз акцент на рок-фестивале. И правильно: событие это для Казани уникальное, раскрутка его должна была быть соответствующей. Рекламная работа была построена грамотно: о фестивале казанцы узнали задолго до его начала по всем возможным информационным каналам; был сделан сайт фестиваля; в последние дни перед Днем города брифинги, интервью, выступления  организаторов следовали одно за другим; вечером 29 августа приезжающие гости без передышки давали пресс-конференции, по ТНВ была трансляция самого фестиваля, — в целом каких-либо существенных упущений в рекламной работе в этой области не было заметно. Не хуже других. Правда, пока и не сказать, чтобы лучше, но уж чтобы "лучше" — это надо предварительно много думать. А для первого раза вполне хорошо.

На фоне этой бурной фестивально-рекламной деятельности всё остальное выглядело как-то серовато. Примерно так, как погода в столице Татарстана утром в День города. Что-то серое сверху и снизу, какой-то мелкий дождик... С дождём в конце концов справились — то ли природа сама по себе оказалась благосклонной к городу в день его праздника, то ли разогнали облака по методу барона Мюнхгаузена. Во всяком случае, ко второй половине дня погода стала походить на праздничную. Солнышко, тепло и только остатки луж на асфальте.

Торгуй — не хочу!

Центр праздника, торговые ряды — это у нас набережная Булака. Здесь, между театром им. Камала и Кремлём, и происходят основные события Дня города. Здесь гуляет народ, прикопивший денег на праздник и готовый раскошелиться в меру сил. В такие дни покупают даже то, что в нормальных условиях брать не станут, развлекаются тем, на что в будние дни не потратятся. Вот где должна быть атмосфера, располагающая к покупкам, вот где должна править бал реклама во всех возможных видах, вот где есть место проявить фантазию, отличиться, наторговать столько, сколько за месяц не наторговываешь! Управление культуры совместно с управлением потребительского рынка и услуг (очень правильное объединение, однако, давно бы так) даже объявили конкурс на лучшую торговую точку, которая должна была "применять современные маркетинговые и рекламные приёмы, создать праздничную атмосферу, располагающую к покупкам".

Что из этого вышло — видел каждый, кто был на берегах Булака в День города. То есть ничего не вышло. Всё было как всегда.

Главный признак праздника у нас — это запах дыма шашлычных мангалов. Мангалов было много, дым столбом стоял. Но, кроме завлекательного дыма, никто из шашлычников не придумал ничего, чтобы выделиться среди остальных и как-то намекнуть гуляющему народу, что вот именно у него надо шашлык покупать. Не было такого. Фантазии не хватает? Или и так всё влёт уходит, стараться не надо? Или просто лень-матушка?..

Вся остальная торговля ничем не отличалась от таковой же в любой другой день. Не знаю, к каким выводам пришла комиссия двух управлений, но выбирать ей приходилось совсем не лучших из лучших — за неимением таковых. Не на чем было глазу остановиться. Всё как всегда. Обычные шатры, обычные продавщицы, к некоторым из которых и подходить-то не очень хотелось, обычное оформление. Написано на шатре "Старый мельник" или "Красный Восток" — и, слава богу, какая ещё другая реклама нужна?! Захочешь посидеть — и так сядешь; а напрягаться, чтобы клиент именно к тебе пришёл, — это уж чересчур…

Только вот у клуба "Сахара" темнокожий улыбчивый персонаж в костюме снежного человека раздавал флаеры. Он был настоящий, чёрный, костюм снежного человека — белый, хотя и основательно посеревший от трудов праведных. Флаеры — яркие… Подсуетились ребята, даром для них День города не прошёл, а ведь всего-то и надо было, что весёлого снежного человека с пачкой флаеров на улицу поставить.

Да ещё Билайн со своей чёрно-жёлтой полосатостью отличился. Ходили девушки в пчелиной форме с такими же чирлидерскими метёлками в руках и парни в чёрно-жёлтых полосатых галстуках с мегафонами,  зазывали покупателей на что-то очень выгодное. Купишь — не купишь, но о Билайне и его предложениях узнаешь.

Это и есть правильная реклама. Прежде всего — информация, способная выделить тебя среди остальных таких же. И где, спрашивается, были конкуренты пчелиных телефонщиков — МТС и Мегафон? Правда, пару зелёных флажков Мегафона в чьих-то руках я видел, но где их раздают — так и не заметил. Тайком, что ли, исключительно избранным?..

А следов МТС и вовсе не было видно. Наверное, у них всё хорошо. Так хорошо, что незачем стараться даже в ярмарочный день — и так всё продаётся с немыслимой скоростью, конкурентов нет, и дела идут лучше некуда.

Между прочим, через пять лет Казани принимать Универсиаду. Универсиада — это Большая Торговля в течение пары недель, День города, растянутый во времени. Конечно, ленивым продавщицам всё равно, кому продавать — хоть татарину из деревни, хоть американцу из мегаполиса. Но хозяевам торговых точек и городскому начальству это никак не может быть всё равно.  Впечатления столичности, мегаполисности казанская торговля со своим двигателем — рекламой — в День города не произвела. А ведь как раз такое впечатление и должно создаваться.

Дымом мангалов и усилиями отдельных шустрых фирм тут не отделаешься. Городскому начальству придётся постараться, чтобы за оставшееся до Универсиады время добиться, чтобы Казань не только была, но и выглядела передовым мегаполисом.
Особенно в день Большой Торговли.

1.09.2008