На январской странице эротического календаря Набережночелнинского кранового завода «именинницу» символизирует дама в пышном платье с томным взглядом и декольте по самое «не хочу»
На январской странице эротического календаря Набережночелнинского кранового завода «именинницу» символизирует дама в пышном платье с томным взглядом и декольте по самое не хочу

БЕЗ СПЕЦОДЕЖДЫ

Тему новогодних корпоративных календарей в Татарстане вновь подняли челнинские крановщицы. Профильный завод из автограда и его сотрудники в очередной раз прогремели на всю страну, снявшись для откровенного, хоть уже и далеко не самого оригинального календаря. Предприятие каждый год будоражит воображение своих партнеров, клиентов и общественности не слишком приличными фотографиями, однако в этот раз завод превзошел сам себя. Каждая страница посвящена одному из российских праздников. Причем к подбору знаменательных дат авторы буклета подошли крайне оригинально. К примеру, наиболее достойным праздником января, по их мнению, стал загадочный... день рождения водки, отмечающийся, как оказалось, в последний день стартового месяца года.

Кстати, на январской странице эротического календаря Набережночелнинского кранового завода «именинницу» символизирует дама в пышном платье с томным взглядом и декольте по самое не хочу. На заднем плане маячит ученый, переливающий из одной пробирки в другую ингредиенты для огненной воды. Достойно завершает картину паренек в безумно сексуальной шапке-ушанке с соленым огурцом на вилке. На следующей странице обыгрывается День программиста, как и День всех влюбленных, отмечающийся 14 февраля. Впрочем, судя по картинке, Валентинов день проходит куда веселее — на странице девушка топлес с пышными формами нежно трогает за плечо юношу в майке и семейных трусах, олицетворяющего ботаника-программиста, но тот увлеченно пялится... в монитор...

Однако не все фото пришлись по вкусу интернет-пользователям. В частности, в соцсетях обличают июньскую страницу календаря, на которой одна девушка держит другую за грудь, в пропаганде гомосексуализма. Подобным образом авторы календаря представили День молока, отмечающийся 1 июня. «Возмущению интернет-пользователей не было предела. Мало того что снимают пошлятину, так еще и решили заняться гомопропагандой. Совсем голову потеряли», — одно из распространенных мнений на просторах сети.

Телекомпания «Эфир» выпустила календарь в советском стиле с шутливыми советами для своих сотрудников
Телекомпания «Эфир» выпустила календарь в советском стиле с шутливыми советами для своих сотрудников

Однако всерьез обвинить авторов в широкой пропаганде нетрадиционных половых связей нельзя — сувенирную продукцию получают только клиенты предприятия, хотя с ней и можно ознакомиться. Стоит отметить, что смелые календари крановый завод выпускает аж с 2007 года. В последней версии снялись 23 сотрудника предприятия.

Отметим, что изображения девушек с глубоким декольте активно использовались и в календарях других организаций. Телекомпания «Эфир», к примеру, выпустила календарь в советском стиле с шутливыми советами для своих сотрудников. На одной из страниц на фоне снежных пейзажей, моржей и пингвинов — девушка-корреспондент в белоснежной шубке, что называется, на босу грудь. «При работе съемочной группы в экстремальных условиях съемочной группе требуется использовать спецодежды!» — гласит ярко-красная надпись под рисунком.

Понятно, что подобный креатив — это не ноу-хау Татарстана. Скажем, примеру кранового завода из Челнов последовала российская IT-компания Ideco, порадовав своих клиентов полуобнаженными девушками, утопающими то в цветах, то в блестящем шелке. А вот и достижения европейцев — венская организация Agro Communication выпустила календарь с крестьянками, «застукав» их за выполнением профессиональных обязанностей — сортировкой картофеля или кормлением поросят. Российские патриоты в комментариях оценили внешность заморских тружениц, а также предложили «отмыть и напудрить» наших крестьянок — мол, те будут не хуже. В мужской версии календаря полуобнаженные красавцы кормят кур, разделывают мясо, в костюме Адама разгуливают по полю. В число самых обсуждаемых попал и календарь французского фотографа Фреда Гудона, который запечатлел самых сексуальных пожарных страны. На страницах Le calendrier des Pompiers красуются около 30 французских огнеборцев.

Венская организация Agro Communication выпустила календарь с крестьянками, «застукав» их за выполнением профессиональных обязанностей — сортировкой картофеля или кормлением поросят
Венская организация Agro Communication выпустила календарь с крестьянками, «застукав» их за выполнением профессиональных обязанностей — сортировкой картофеля или кормлением поросят

СЭКОНОМИЛИ НА КРЕАТИВЕ

Но, как оказалось, оригинальные «календарные» решения в этом году в республике встречаются довольно редко. Компании экономят на креативе и предпочитают иллюстрировать сувенирную продукцию либо собственными товарами, либо чем-то нейтральным — в основном пейзажами.

«Наши клиенты в этом году шли по пути максимальной оптимизации бюджета, — рассказал «БИЗНЕС Online» коммерческий директор рекламного агентства АМК «Статус» Сергей Галанин. — Сами знаете, любой интересный календарь предполагает оригинальные решения, которые стоят денег. Так как в основном мы работаем либо с производственными, либо с торговыми предприятиями, с помощью календаря они прежде всего хотят представить свой продукт».

Беспроигрышные варианты иллюстраций для календаря — дети, женщины, картины природы, полагает наш эксперт. «В прошлом году, например, были заказы на календари с часами, на календари, у которых топ-слайд представлен в виде объемного голографического изображения. В этом — обычные настенные, настольные домики. Почти не заказывают карманные календари. Но это и понятно — сейчас у каждого в телефоне есть календарь», — уточняет Галанин.

В календаре автогиганта представлены машины нового модельного ряда
В календаре автогиганта представлены машины нового модельного ряда

Ярким примером «продуктовой» тенденции выступил КАМАЗ. В календаре автогиганта представлены машины нового модельного ряда: самосвал, зерновоз, спортивный автомобиль, бороздящие просторы городов будущего. Один из грузовиков изображен на фоне летающей тарелки, зерновоз мчится по залитым солнцем полям, украшенным огромными стеклянными трубами непонятного назначения. Сентябрьский пейзаж выглядит несколько устрашающим — новенький «КАМАЗ» едет по краю огромного котлована, а на заднем плане маячат серые небоскребы самых невообразимых форм. В пресс-службе автогиганта «БИЗНЕС Online» сообщили, что не первый год помещают грузовики в такие пейзажи, пытаясь тем самым показать, что это автомобиль будущего. Однако места настоящему грузовику из будущего — беспилотнику, выпуск которого автогигант обещает наладить к 2020 году, — на 12 листах так и не нашлось.

Компания Danaflex (производитель упаковочных материалов) разместила свою продукцию на фоне захватывающих видов из разных стран: заснеженной Германии, сверкающей огнями Франции, солнечной Испании. К странам привязаны «родившиеся» там продукты, упаковку для которых производит Danaflex: на немецкой страничке — детское питание, на французской — мороженое, на испанской — майонез.

Героями буклета КНИТУ-КХТИ стали вузовские отличники, спортсмены и активисты
Героями буклета КНИТУ-КХТИ стали вузовские отличники, спортсмены и активисты

Впрочем, в некоторых учреждениях календари выпускали силами сотрудников. КНИТУ-КХТИ, к примеру, в этом году, как и крановый завод, заинтересовался темой любви — правда, платонической. Календарь под названием «Мы — сердце КНИТУ» разрабатывали и продумывали студенты и преподаватели университета. Героями буклета стали вузовские отличники, спортсмены и активисты. Рядом с каждым персонажем — несколько фотографий в форме сердца, изображающих бурную студенческую жизнь в самом хорошем смысле этого слова.

«ЖИЗНЬ — ОТЕЧЕСТВУ, ЧЕСТЬ — НИКОМУ»

Тем не менее не все так плохо по части креатива. Технополис «Химград» попытался привлечь инвесторов и партнеров действительно оригинальным календарем а-ля журнал «Веселые картинки». «Химический» календарь называется «Веселые опыты», а его мультяшные герои учат юных и не очень любителей химии в домашних условиях делать светящуюся газировку, йод-хамелеон и даже «карманные» гром и молнию. Уточняется, что во время некоторых веселых опытов лучше отходить на безопасное расстояние, а отдельные эксперименты и вовсе не стоит проводить дома.

«Хэдлайнером» своего календаря юридическое агентство «Юнэкс» неожиданно сделало Уинстона Черчилля
«Хедлайнером» своего календаря юридическое агентство «Юнэкс» неожиданно сделало Уинстона Черчилля

«Хедлайнером» своего календаря юридическое агентство «Юнэкс» неожиданно сделало Уинстона Черчилля. «Как известно, Черчилль — выдающийся британский политик XX века, — прокомментировал выбор своей компании управляющий партнер агентства Эдуард Зяббаров. — Он дважды избирался на пост премьер-министра Великобритании. Обладал удивительной харизмой, был хорошим оратором и много раз, попадая в непростые ситуации, с блеском выходил из них. После него осталось много классных фраз, с помощью которых мы и составили наш новогодний корпоративный календарь. Кроме того, Уинстон Черчилль отлично коррелируется со слоганом «Право быть первым» нашего юридического агентства. Календарь насыщен снимками взрослого, юного и совсем еще маленького Уинстона, а также его золотыми афоризмами вроде «Копить деньги — вещь полезная, особенно если это уже сделали ваши родители», «Умный человек не делает сам все ошибки — он дает шанс и другим».

Героями календаря МВД по РТ стали брутальные мужчины, внушающие уважение собаки, а также «фирменные» полицейские машины, вертолеты, катера и «КАМАЗы». Каждая страница олицетворяет качества, которыми, по замыслу авторов календаря, должны обладать полицейские. Обыграли эти самые качества дизайнеры довольно неожиданно. К примеру, силу, по их мнению, олицетворяет зависший над мостом «Миллениум» вертолет, мужество — полицейский на снегоходе, а настоящим символом справедливости выступает сине-белый грузовик. На декабрьской страничке с надписью «Воля» изображены две полицейские машины и вертолет. Своеобразно оформители подошли и к выбору афоризмов для календаря. С известными высказываниями фельдмаршала Суворова («Смелость города берет») и цитатами из кодекса чести русского офицера («Жизнь — Отечеству, честь — никому») здесь соседствует отрывок из трудов древнекитайского философа Лао Цзы: «Ты должен сохранять спокойствие, сталкиваясь с хаосом». Иллюстрируют этот афоризм горящая полицейская машина и стоящий вполоборота к ней сотрудник МВД с загадочной полуулыбкой.

 «Ты должен сохранять спокойствие, сталкиваясь с хаосом»
«Ты должен сохранять спокойствие, сталкиваясь с хаосом»

Театр им. Камала к собственному 110-летию выпустил календарь, «украшенный» собственными старинными афишами. Некоторые из них написаны арабской вязью и латиницей. С первого взгляда на афиши становится понятно, что в начале прошлого века театр умел завлекать зрителей. К примеру, объявление о спектакле «Несчастный юноша» сопровождается припиской: «Въ заключенie хоромъ будут исполнены народныя татарскiя песни. Хор состоитъ изъ 30 человекъ. Зал и киоски будутъ украшены въ восточномъ вкусе». После спектакля ожидаются «танцы до 2-хъ час. ночи», а также загадочные «бои конфетти, серпантинъ, бомбочки и летучая почта».

Фарид Мифтахов разместил в настольном календаре
фотографии себя любимого — то в окружении
татарстанского и российского муфтиев, то в компании Рустама Минниханова

Есть в архиве «БИЗНЕС Online» и персональные календари. Депутат Госсовета РТ, руководитель казанского исполкома Всемирного конгресса татар Фарид Мифтахов разместил в настольном календаре фотографии себя любимого — то в окружении татарстанского и российского муфтиев, то в компании Рустама Минниханова. На других снимках депутат запечатлен с ветеранами, родителями и детьми. Апрельская страница — единственная во всем выпуске — внезапно проиллюстрирована карикатурой с участием Буратино и Мальвины. Сопровождается это дело вдохновляющим афоризмом «Делай сегодня то, что другие не хотят, завтра будешь жить так, как другие не могут». На другой странице фото депутата, бодро бегущего с олимпийским огнем в руках, подписано фразой «Счастье — как бабочка — за ним не нужно гоняться, оно само прилетит к тебе».

Делай сегодня то, что другие не хотят,
завтра будешь жить так, как другие не могут»

Кстати, в феврале-марте подводятся итоги нескольких конкурсов на лучший корпоративный календарь, один из них, к примеру, проводит российская ассоциация по связям с общественностью. Возможно, что среди лауретатов будут и татарстанцы.