Похороны адмирала Константина Посьета (Санкт-Петербург, 1 января 1900 года. Часовня Александра Невского в память Александра III Российского общества спасения на водах)
Похороны адмирала Константина Посьета (Санкт-Петербург, 1 января 1900 года. Часовня Александра Невского в память Александра III российского общества спасания на водах)

ЦАРСКОЕ ЭТО ДЕЛО

В предыдущей публикации «БИЗНЕС Online» на тему юбилея отечественных спасателей («История Казани насчитывает 12 крупнейших пожаров...») упоминалось, что современная система как федерального, так и республиканского МЧС включает в себя четыре основные составляющие — службу пожарной охраны, службу гражданской обороны, государственную инспекцию по маломерным судам и поисково-спасательную службу. О первых двух мы уже рассказали, в наступившем году пришел черед остальным. Итак, государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС).

В России история спасательного дела на воде берет начало в Х веке. Одним из первых документов, регламентирующих морское право на Руси, является договор киевского князя Олега с Византией (911 год). По его условиям русичи обязывались вместо захвата судна, потерпевшего крушение, «охранять корабль с грузом, отослать назад в землю христианскую, провожать его через всякое страшное место, пока достигнет места безопасного», в случае сильных ветров или других трудностей «помочь гребцами проводить их с товарищами поздорову», говорит цитата из книги «25 лет МЧС России. 20 лет МЧС Республики Татарстан», специально подготовленной к юбилею российских и татарстанских спасателей.

Более или менее современные основы российского спасательного дела были заложены при Петре I. Во время сильных наводнений в Петербурге в 1709 году он лично руководил спасательными работами, показывая пример мужества и отваги. В царских указах уделено большое внимание оказанию помощи людям в случае кораблекрушений и стихийных бедствий.

В конце XIX века в мире в связи с морскими катастрофами, в которых ежегодно терпели бедствие более 6,5 тыс. крупных судов, из них свыше тысячи тонули, возникла необходимость создания организации профессиональных спасателей. В России общество спасания на водах было создано в конце 60-х годов XIX века по инициативе кронштадтских моряков. 1872 год стал годом образования общества подания помощи при кораблекрушениях, которое с 1892 года стало называться императорским российским обществом спасания на водах. Первым его председателем был назначен адмирал Константин Посьет.

С 1894 года, в соответствии с новым уставом, общество должно было принимать меры по предупреждению гибели людей и судов и устранению этих причин. На берегах, известных своими опасностями и числом претерпевающих крушения судов, общество устраивает спасательные станции или принимает другие меры по спасению погибающих.

Общество создавалось как благотворительная организация, в которую могли входить лишь обеспеченные люди, так как ежегодный взнос был немалым — не менее 5 рублей (для сведения: корова в те времена стоила 1,52 рубля). Почетными членами общества были царствующие особы.

К началу прошлого столетия в обществе состояли 12 тыс. действительных членов, оно вело работу в большинстве губерний России, где работали окружные управления. Было развернуто 57 морских и 77 речных лодочных станций, 168 полустанций, 10 маячных огней, организовано 88 переправ. По настоянию общества священный синод русской православной церкви распорядился, чтобы колокола всех церквей, расположенных на морских берегах, звонили во время туманов. Развитие общества привело к созданию в период 1872 - 1914 годов 97 округов и 46 отделов.

Лодки МЧС на Казанке
Лодки МЧС на Казанке

НА СМЕНУ ЦАРСКОМУ ПРАВЛЕНИЮ

Общество спасания на воде было основано в ТАССР в 1929 году. В 1931-м оно стало татарским республиканским обществом содействия развитию водного транспорта, спасения и охраны жизни людей на водных путях «ТатОСВОД». В его состав входили районные советы:

  • бауманский (образован в 1941 году);
  • зеленодольский (1939 - 1943);
  • камско-устьинский (1936 - 1941);
  • кировский (1940 - 1941);
  • сталинский (1941);
  • чистопольский (1936 - 1941);
  • спасательные станции №1, 2, 3 (1938 - 1943).

В 1955 году организация охраны жизни людей на реках, озерах и прибрежных участках морей была возложена на всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР). 12 января 1971 года в Москве бюро президиума центрального совета всероссийского общества спасания на водах приняло постановление № 5/1 «О проведении в жизнь устава общества в дальнейшем развитии хозрасчетной деятельности». Было создано 63 областные, краевые и республиканские инспекции с самостоятельным балансом как производственные единицы главной навигационно-технической инспекции (НТИ) по маломерному флоту при центральном совете ОСВОДа РСФСР. В их числе была и татарская республиканская навигационно-техническая инспекция (НТИ) по маломерному флоту (НТИ).

Спасатели на тренировке по беспарашютному десантированию, 1996 год
Спасатели на тренировке по беспарашютному десантированию, 1996 год

26 КАЗАНСКИХ «ВОДНЫХ КОМИССАРОВ»

НТИ... Надо знать Казань тех лет, чтобы представить, что значила эта аббревиатура для большинства горожан. Вопрос для молодых: что вы испытываете при упоминании всего лишь трех букв — ГАИ? Не менее волнительные чувства вызывали тогда и эти три буквы. НТИ выдавала права на вождение лодки или катера, бдительно следила за потоками казанских моторизованных плавсредств, устремлявшихся в горловины под Ленинским и Кировским мостами, чтобы направиться в выходные по заветным маршрутам отдыха — в основном на дачи. Автомобиль тогда был роскошью, доступной одному на несколько тысяч граждан, а вот с лодками было проще — и дешевле, и без многолетней очереди. Тем более что официально засекреченный 22-й авиационный завод (КАПО им. Горбунова) был всенародно известен своим ширпотребом — популярными по всей стране лодками «Казанка». Они, равно как и другие вполне приличные «Прогрессы», «Крымы» и т. д., стоили в 7 - 8 раз дешевле, чем «Жигули». Лодочный мотор «Привет» выпускался, опять же, в Казани на соседнем 16-м заводе (для шпионов — КМПО) и стоил максимум 3 - 4 получки. «Вихри» и «Нептуны» тоже в достатке стояли в магазинах, никого не пугая вполне божескими ценниками. Левый бензин можно было купить подешевле у казенных шоферюг возле Кировской дамбы. Время путешествия по воде до своих законных 6 соток было соизмеримо с тем, что занимала дорога в электричках и «дизелях» (например, лодка «Казанка-2» с мотором «Вихрь-30» и с двумя пассажирами на борту развивала скорость 38,3 км/час, с шестью — 26,7 км/час; с мотором «Привет-22» скорости были 32,3 и 16,7 км/час соответственноприм. ред.). Но вот красоты волжских берегов вкупе с речным воздухом были несравнимы с давкой и духотой в общественном транспорте, не говоря уже о поклаже.

Словом, поток маломерных судов на Казанке и Волге в те времена исчислялся сотнями, если не тысячами, был вполне сравним с современным летним движением легковушек по Горьковскому шоссе в пятницу вечером. Ну а властвовала над этим потоком служба «водных гаишников», которая называлась НТИ и была среди граждан не менее авторитетной и влиятельной организацией, чем сегодняшняя ГИБДД.

В основные задачи татарской республиканской навигационно-технической инспекции по маломерному флоту входили регистрация и учет маломерных судов, патрулирование на водоемах, ежегодное техническое освидетельствование баз и стоянок маломерных судов на годность к плаванию, выдача удостоверений на право управлять лодкой или катером и кое-что еще. Татарская НТИ состояла из пяти производственных участков — казанского, брежневского (с 19 ноября 1982 года до 6 января 1988 года Набережные Челны назывались город Брежневприм. ред.), чистопольско-альметьевского, зеленодольского и тетюшского. Штатная ее численность составляла... 26 человек.

Елабужский поисково-спасательный отряд на учениях, 2001 год
Елабужский поисково-спасательный отряд на учениях, 2001 год

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ. ГИМС

2 августа 1984 года постановлением совета министров Татарской АССР №431 «О мерах по усилению работы по обеспечению безопасности плавания и упорядочиванию пользования маломерными судами на водоемах ТАССР» и во исполнение постановления совета министров РСФСР от 15 июня 1984 года №259 была образована государственная инспекция по маломерным судам Татарской АССР (ГИМС). Она действовала на началах самоокупаемости с подчинением ее совету министров Татарской АССР и государственной инспекции по маломерным судам РСФСР.

Эта служба в республике объединила 13 спасательных станций и 5 постов. 30 октября 1985 года ГИМС Татарской АССР перешла в ведение министерства жилищно-коммунального хозяйства ТАССР. На тот момент в республике работало 10 спасательных станций. Они базировались в Казани, Брежневе, Нижнекамске, Чистополе, Зеленодольске, Елабуге, Верхнем Услоне, Мензелинске, Васильеве, Мамадыше. Также действовало и 6 спасательных постов (Тетюши, Куйбышев, Альметьевск, Заинск, Лаишево, Камское Устье). К 1998 году количество спасательных станций увеличилось до 13, к ним присоединились 3 маневренные поисковые группы в Казани, Нижнекамске и Набережных Челнах. На балансе ГИМС ТАССР тогда находились водолазный бот, мотобот «Малютка», катера «Чибис», «Амфибия», «БИС», «Дельфин», «Амур», «Амур-Д», «Амур-М», «Восток», катер «Волга» на подводных крыльях, мотолодки «Казанка-5», «Казанка-5М2», «Казанка-6», «Прогресс-4», дебаркадер, аэросани «Амфибия», а также 7 единиц автотранспорта, 2 мотоцикла, мотороллер и снегоход «Буран».

6 мая 1995 года постановлением кабинета министров Республики Татарстан государственную инспекцию по маломерным судам РТ из состава татарского объединения жилищно-коммунального хозяйства передали в ведение республиканского министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов.

8 декабря 2003 года ГИМС Республики Татарстан была передана в ведение министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан. Так началась ее современная история. Кстати, довольно поучительная. С 2010 по 2014 год ГИМС МЧС России по Республике Татарстан четырежды становилась обладателем звания «Лучшая государственная инспекция по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» среди субъектов Российской Федерации.

Учения на Казанском вертолетном заводе, 1994 год
Учения на Казанском вертолетном заводе, 1994 год

ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА

Ее история восходит к поискам заблудившихся в горах монахами монастыря Сен-Бернар в Альпах, что на границе современных Швейцарии и Италии. Его и приют для путников на горном перевале основал епископ Бернар Ментонский в 1049 году. В период снегопадов монахи выпускали специально выведенных в монастыре огромных собак, привязав к их шеям небольшой бочонок с коньяком. Животные, найдя заблудившегося, откапывали его из снега, согревали своим телом и зачастую самостоятельно волокли на себе к людям, спасая путнику жизнь. Со временем в большинстве цивилизованных стран стали создаваться различные спасательные образования.

Единой федеральной службы спасения в России не существовало до 1992 года. Были войска гражданской обороны, общественные службы спасения Красного Креста, ведомственные спасательные образования управления государственной противопожарной службы, скорой медицинской помощи, горноспасательные отряды и другие, выполнявшие узконаправленные работы, а также подведомственные до 1992 года ВЦСПС контрольно-спасательные службы (КCC). Они контролировали спортивный туризм и деятельность турбаз, занимались маркировкой маршрутов, оказывали помощь терпящим бедствие туристам и местным жителям, а при необходимости привлекались в альпинистские и спасательные отряды для выполнения государственных задач. Школу подготовки в КCC прошли десятки спортсменов-туристов из Зеленодольска, Набережных Челнов, Нижнекамска и Казани.

Спасатели на водах
Спасатели на водах

В 1988 году весь мир потрясло страшное землетрясение в Армении. По официальным данным, как сообщало РИА «Новости», погибли 25 тыс. человек, 140 тыс. стали инвалидами, а 514 тыс. человек лишились крова. Со всего СССР, а также из Франции, Швейцарии, Великобритании, ФРГ, США в Армению прибыли врачи, спасатели, спелеологи, альпинисты и опытнейшие туристы для проведения неотложных работ. Спасатели-общественники из Татарстана, заручившись поддержкой республиканского комитета ВЛКСМ, также участвовали в разборе завалов на месте трагедии, извлекая пострадавших и погибших из разрушенных домов. В 1990 году по их инициативе была создана татарская региональная аварийно-спасательная служба (постановление совета министров ТАССР от 3 сентября 1990 года — прим. ред.), а 27 февраля 1995 года приказом по МЧС России была учреждена татарская республиканская поисково-спасательная служба.

Сегодня республиканская поисково-спасательная служба при МЧС РТ аттестована на проведение 22 видов аварийно-спасательных и других неотложных работ. Она состоит из управления, группы организации поисково-спасательных работ, отделения оперативного реагирования, группы материально-технического обеспечения, а также 7 зональных поисково-спасательных отрядов.

Подготовил Михаил Бирин

Читайте также:

«История Казани насчитывает 12 крупнейших пожаров...». Часть 1-я