Отныне пассажиры, летающие самолетами «Аэрофлота», смогут заказывать завтраки, обеды и горячие закуски халяль. Проект заработал с 1 января 2016 года, а поставкой питания по канонам ислама займется базирующаяся в Казани ассоциация предпринимателей-мусульман РФ, организовавшая на 400 кв. м цех по производству «аэроеды». Как карачаевского барашка, ливанскую закуску и чак-чак учили «летать», узнал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Представители АПМ РФ обратились в «Аэрофлот» с предложением поставлять авиакомпании обеды халяль |
«МЫ НЕ МОЖЕМ УПОТРЕБЛЯТЬ ЛЮБОЕ МЯСО...»
Путешествующие мусульмане с начала 2016 года могут получать на борту самолета полноценные обеды, соответствующие мусульманским канонам. Раньше при долгих перелетах верующим приходилось брать с собой сухпаек либо довольствоваться каким-нибудь «безопасным» с точки зрения религии салатом. Некоторые и вовсе воздерживались от приема пищи.
«Мы не можем употреблять любое мясо, — пояснил «БИЗНЕС Online» исполнительный директор ассоциации предпринимателей-мусульман РФ (АПМ) Айдар Шагимарданов. — Как вы знаете, полностью запрещены свинина, мясо хищных животных. Разрешено мясо домашних животных, заколотых с именем Всевышнего, и обязательно, чтобы из них была выпущена кровь. Кроме того, в некоторые десерты зачастую добавляют алкоголь: ликеры, коньяки. По канонам ислама это не разрешается, поэтому в кафе и ресторанах мы обязательно спрашиваем, из чего приготовлено блюдо».
Сама ассоциация предпринимателей-мусульман РФ имеет представительства в нескольких российских городах и за рубежом, но базируется прежде всего в Казани. В ноябре 2014 года с подачи муфтия РТ Камиля Самигуллина главой некоммерческого партнерства ассоциации стал уроженец Алькеевского района Татарстана Марат Кабаев — отец знаменитой гимнастки Алины Кабаевой, несколько лет трудившийся в качестве тренера-селекционера в футбольном клубе «Рубин».
Производственный цех расположен в Москве — так удобнее по логистике |
Именно представители АПМ РФ обратились в «Аэрофлот» с предложением поставлять авиакомпании обеды халяль. «Дочка» «Аэрофлота» — «Аэромар» — провела конкурс, в котором предприниматели-мусульмане вышли победителями. Теперь при покупке билетов в кассах «Аэрофлота», турфирмах или через интернет пассажир может заказать себе особенный обед. Для этого на сайте «Аэрофлота» нужно зайти в раздел «Специальное меню», где наряду с детским, диетическим и вегетарианским питанием можно выбрать и «разработанное с учетом религиозных убеждений»: мусульманское, постное, индуистское невегетарианское и кошерное. Уточняется, что при приготовлении халяль-обедов не используются свинина, желатин и алкоголь.
«Мусульманину разрешается есть только халяль, — продолжает Шагимарданов. — Только если ему грозит голодная смерть, если он, допустим, заблудился в пещере или пустыне и по дороге ему попалось что-то не дозволенное исламом, ему разрешается употребить это блюдо. Но только для того, чтобы обеспечить свою жизнеспособность. Не наедаться, а съесть кусочек или два, чтобы тебе хватило сил дойти до оазиса, чтобы поесть халяль».
ТРЕСКА ПО-МАРОККАНСКИ ГОТОВИТСЯ К ПОЛЕТУ
В мусульманском «воздушном» меню — деликатесный рулет из говядины, домашняя нарезка из индейки, буглама, жаркое из карачаевского барашка, несколько рыбных блюд, например филе трески по-мароккански, большой выбор выпечки, десерты, среди которых нашлось место и чак-чаку. Причем всем блюдам перед полетом пришлось пройти неслабую подготовку.
Раньше при долгих перелетах верующим приходилось брать с собой сухпаек либо довольствоваться каким-нибудь «безопасным» с точки зрения религии салатом |
«С того момента как мы выиграли аукцион, прошло три месяца — все это время мы шлифовали наше меню, — отмечает исполнительный директор АПМ РФ. — Проверяли, как наши блюда ведут себя при шоковой заморозке, при разморозке, поднимали их на высоту полета самолета, иногда высказывали замечания — мы что-то переделывали, дорабатывали».
Теперь испытания позади, пассажирам, по словам Шагимарданова, остается только «наслаждаться изысками» татарской и русской кухни. Есть в меню и восточные блюда, например ливанские. Но опасаться того, что на борту подадут чрезмерно острую еду, не стоит — авиакомпания строго регламентирует количество соли, сахара и приправ в блюдах. Ни у кого из пассажиров не должно возникнуть никаких пищевых расстройств.
Производственный цех расположен в Москве — так удобнее по логистике. Его площадь — примерно 400 кв. м, в одной смене трудятся около 20 человек. При полной загрузке планируется задействовать три смены, рассказывает Шагимарданов. До 2018 года организация собирается заключить договоры о поставке питания еще с 10 авиакомпаниями, а в перспективе замахнуться на всех перевозчиков, с которыми сотрудничает «Аэромар», — всего их около 50. Кроме того, в Москве планируется открыть завод халяль-питания, который будет производить обеды для пассажиров всех видов транспорта: авиационного, железнодорожного, речного, морского. Компания будет оказывать и кейтеринговые услуги в Москве и Подмосковье — поставлять комплекты питания в офисы, на праздничные мероприятия.
«Думаю, в любом случае для авиакомпании наличие такого меню — большой плюс, — считает генеральный директор AVT Азамат Сабиров. — Если есть кошерное и постное питание, то должно быть и мусульманское. Можно назвать это нововведение и маркетинговым ходом — люди всегда интересуются чем-то новым. Например, бывает, что христиане заказывают на борту кошерное питание просто потому, что хотят попробовать другую кухню».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 95
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.