№1
ИСКРЫ ПОЖАРА «АДМИРАЛА»

Мартовский пожар в ТЦ «Адмирал» вызвал волну противопожарных проверок торговых центров. В Казани закрыли с десяток торговых комплексов, прежде всего принадлежавших миллиардеру Алексею Семину, чья компания ASG владела сгоревшим «Адмиралом». Такая реакция властей была ожидаемой, неожиданными оказались акции протеста торговцев, проявивших завидную корпоративную солидарность в отстаивании рабочих мест. Дело дошло до несанкционированного «стояния» работников закрытых «Алтына», «Ала-Дима», «Нагмира» и других торговых точек перед зданием кабмина. К торговцам тогда вышел мэр Казани Ильсур Метшин и пообещал, что «никто на улице не останется» (конечно, после устранения нарушений требований противопожарной безопасности). И летом-осенью открылись почти все ТЦ и рынки, в том числе штаб-квартира компании Семина на Сибирском тракте, где располагался крупнейший мебельный центр «Мегга Мебель». После устранения нарушений противопожарных норм вновь принимают покупателей «Алтын» (также принадлежит ASG) и «XL-базар», крупнейший в городе оптово-розничный Ново-Савиновский рынок и целый ряд небольших торговых точек. Снят арест и с большинства неторговых активов Семина. Прокуратуре не удалось добиться в судах и его заочного ареста.

№2
МЕНЬШЕ МЯСА И ХОЛОДИЛЬНИКОВ, БОЛЬШЕ ГАЗИРОВКИ И МОБИЛЬНИКОВ

В результате экономического кризиса оборот розничной торговли РТ в январе-октябре 2015 года сократился на 12,7%. Темпы падения превышают среднероссийские (11,7%). Если брать отдельные группы товаров, провал выглядит еще более впечатляющим. По сравнению с 2014-м, татарстанцы за три квартала этого года из продуктов питания купили на 5,4% меньше свинины, говядины и баранины. Почти на 11% меньше рыбы и морепродуктов. На 2,6% меньше молочных продуктов. Потребление свежих овощей и фруктов снизилось на 10%. Выросли продажи картофеля (0,5%), молочных консервов и сухого молока (10,6%), а также безалкогольных напитков (9,4%). Все это говорит о серьезном ухудшении качества питания. Среди товаров длительного пользования подросли только продажи мобильных телефонов (2,4%), ковров (3,3%) и игрушек (5,5%). Реализация телевизоров обвалилась почти на 26%, холодильников — на 18,6%, компьютеров — на 21%. Все это не вызывает удивления с учетом заметно снизившейся покупательной способности жителей республики. За январь-октябрь 2015 года реальная зарплата по РТ (рассчитывается с учетом инфляции) упала на 5,8%, составив в среднем 28 614 рублей 80 копеек.

№3
АВТОРЫНОК УПАЛ, ТТС ВЯЧЕСЛАВА ЗУБАРЕВА «ОТЖАЛСЯ»

Российский авторынок переживает тяжелые времена. По информации Татарстанстата, за 9 месяцев текущего года продажи легковых автомобилей в республике снизились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 17,3%. Примечательно, что на 12,5% выросла реализация автомобильных запчастей, что явно свидетельствует о стремлении автовладельцев продлить срок эксплуатации своих старых машин. На этом фоне примечательно, что лидер татарстанского авторынка умудрился не только сохранить, но и упрочить свои позиции: по данным журнала «АвтоБизнесРевю», челнинский «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева стал третьим среди крупнейших автодилеров России. В первом полугодии ТТС продал 20,9 тыс. авто. При этом объемы продаж компании сократились за тот же период на 34%. Сам Зубарев в интервью «БИЗНЕС Online» так объяснил свой успех: «Мы просто упали меньше других... Падение идет кошмарными темпами везде, и у нас в том числе. Наверное, мы активнее многих компаний занимались повышением эффективности, это помогло, но все равно мы с большим ущербом преодолеваем кризис. Вернее, даже не кризис проходим, а входим в новую экономическую ситуацию».

№4
ИВАН ЕГОРОВ МОСКВУ НЕ ВЗЯЛ, А ТАТАРСТАН СДАЛ?

Торговое подразделение «Ак Барс Холдинга» весь год было щедро на информповоды. В марте глава холдинга Иван Егоров решил омолодить руководство «Ак Барс Торга» — новым гендиректором назначили Гали Минуллина, ранее успешно запустившего проект сети магазинов нового формата «Чак-Чак». Его предшественник Раиль Хуснуллин был переброшен в Москву, где компания скупала земельные участки под строительство гипермаркетов и магазинов шаговой доступности. Однако, экспансия «Ак Барс Торга» на московский рынок обернулась делом о банкротстве купленного татарстанцами ООО «Наша марка» — того самого, что владеет в столице РФ земельными участками. Выяснилось, что прежние учредители «Нашей марки» накопили крупные долги, в том числе и перед департаментом земельных ресурсов правительства Москвы. И это было только началом проблем торговой империи «Ак Барса». Ответный экспансионистский удар москвичи нанесли при помощи X5 Retail Group. Один из лидеров российского ретейла объявил о планах масштабной экспансии в Татарстане: до конца 2015 года в республике открывается 50 «Пятерочек» и один «Перекресток». Срок принадлежавшей «Ак Барсу» франшизы на бренд «Пятерочка» в РТ истек еще в прошлом году, компания решила переформатировать сеть под брендами «Наша марка» и «Чак-Чак», однако в итоге закрыла 80 из 140 своих торговых точек: в части из них после продажи открылись федеральные «Пятерочки», часть сдана в аренду, а некоторые стоят с заколоченными дверями и разбитыми витринами.

№5
МУСЛИМА ЛАТЫПОВА ПЕРЕСИДИТ КРИЗИС НА «ЛАВКАХ»

От «Ак Барса» в плане генерирования новостей не отставала и торговая сеть «Бахетле» Муслимы Латыповой. И тоже не обошлось без изрядной ложки дегтя. Кризис не пощадил продуктового ретейлера, и в начале года Латыпова объявила о планируемом сокращении 10% персонала в связи с двукратным ростом стоимости обслуживания задолженности компании. Существенно замедлились и темпы открытия новых магазинов. В этом году «Бахетле» порадовала лишь немногочисленных жителей Иннополиса, где в конце лета открылся супермаркет сети, а в декабре — полноценный супермаркет с кафе. Однако под конец года компания Латыповой взяла реванш: главной антикризисной мерой стал запуск нового проекта — сети минимаркетов шаговой доступности под брендом «Продуктовая лавка». Эксперты ожидают ужесточения конкуренции в этом сегменте: «лавки», очевидно, будут наступать на пятки лидерам казанского рынка минимаркетов — сети «Эдельвейс» братьев Айрата и Илшата Хайруллиных и «Августине» Олега Прохоренко.

№6
ДИСКАУНТЕРЫ АТАКУЮТ

Дорогие и, как правило, импортные продукты питания начало выметать с прилавков еще со времен прошлогоднего антизападного эмбарго. Недавно к этому добавился запрет на импорт многих турецких овощей-фруктов, доля которых на российском рынке — 20 - 25%. Не способствует продажам дорогой еды и падение покупательной способности наших сограждан. Потому на рынке продуктового ретейла наступает время дискаунтеров, торгующих отечественными и при этом недорогими продуктами. В соответствии с этой тенденцией в Татарстане до конца года откроется 8 магазинов сети «Атак» — дискаунтеров, которые развивает французская группа «Ашан». Несмотря на европейскую «прописку», «Ашан» формирует большую часть ассортимента за счет поставок местных производителей. Помимо трех казанских магазинов сеть «Атак» должна до конца года пополниться еще в 8 районах республики. Второй удар по ценам грозится нанести сибирская сеть «Светофор», магазины которой позиционируются как «жесткие дискаунтеры». Компания обещает цены на 20% ниже среднерыночных. В этом году к уже действующим в Татарстане магазинам «Светофор» добавляет еще два в Набережных Челнах, по одному — в Казани, Альметьевске и Бавлах.

№7
«ОЛИМПИЙСКИЙ» АНТИРЕКОРД ИЛЬГИЗА МИНКИНА

Обслуживание кредитов (особенно валютных) влетает в копеечку не только Латыповой, а не столь крупных собственников торговых площадей долги и вовсе могут довести до банкротства. Бывший депутат Казгордумы Ильгиз Минкин выставил на продажу принадлежащий ему комплекс «Олимп», в который в том числе входит и трехэтажный торговый центр площадью более 18 тыс. кв. метров. Как рассказал «БИЗНЕС Online» сам предприниматель, на распродажу его вынудил крупный кредит, взятый в свое время как раз на строительство «Олимпа». Кредит был взят в Сбербанке и, судя по всему, в валюте. Девальвация рубля привела к резкому росту расходов на обслуживание долга. К этому добавился исход из «Олимпа» порядка 40% арендаторов, продажи которых подкосил кризис. Заявленную цену торговых площадей на улице Зорге в 100 тыс. рублей за «квадрат» эксперты сочли завышенной едва ли не вдвое, как и 2,5 млрд. за весь комплекс.

№8
МЕГАПРОЕКТ ДЛЯ «МЕГИ»

Впрочем, в ретейле несложно найти и игроков, на чьей улице, несмотря на кризис, праздник. Превратностям конъюнктуры лучше прочих противостоят признанные гранды. Один из них — ТЦ «МЕГА Казань», входящий в шведскую торговую империю IKEA. Недавно ТЦ с большим размахом отпраздновал свое 10-летие и презентовал арендаторам новую концепцию под названием Ice Crystals («Ледяные кристаллы»). Несмотря на тему льда, из «МЕГИ» исчезнет каток, зато появится двухэтажный фудкорт с ресторанами и кафе, а также бульвар с фонтаном. Модернизация не потребует закрытия комплекса и обойдется в 2 млрд. рублей. Деньги на «кристаллизацию» предполагается привлечь в виде банковских кредитов. «Владельцы ТЦ могут себе позволить подобный размах реновации торговых площадей: несмотря на кризис объемы продаж в «МЕГЕ» в этом году выросли на 11%. Впрочем, окупить модернизацию будет непросто: первоначальный размер инвестиций (до девальвации) в пересчете на рубли оценивался в 1,5 миллиарда.

№9
БУТИК ЗАКРЫТ, ВСЕ УШЛИ В ДИСКОНТ-ЦЕНТР

Тенденцией года стал массовый уход с российского рынка международных брендов, торгующих модной одеждой и обувью. Список закрытых сетей впечатляет: Esprit, OVS, River Island, Gerry Weber... Сворачивают присутствие в России такие «монстры» одежного ретейла как Guess, Camelot, Incity. Заявил об уходе из нашей страны и старожил российского рынка (представлен в стране с 1989 года) — финская группа Stockmann, которая также сворачивает российские сети принадлежащих ей брендов Seppala и Lindex. Ожидается, что по итогам года рынок одежды сократится на 10 - 15%. Впрочем, по данным Татарстанстата, за 9 месяцев продажи верхней одежды в РТ упали только на 4,4%, кожаной обуви — на 11,5%. При этом Казань не обошла стороной волна закрытия бутиков. Последней по времени жертвой кризиса пал магазин люксовой мужской одежды Corneliani, о закрытии которого было объявлено в начале ноября. В сентябре на сайте объявлений Avito появилась информация о продаже бутика Guess by Marciano на улице Баумана. Другой магазин этой же сети — Guess Accessories — был закрыт в ТЦ «Парк Хаус» еще в начале года. Вместе с тем модная индустрия пытается противостоять кризису, открывая дисконт-центры уцененной одежды и обуви. Например, в Казани холдинг VIP Group, недавно пополнился еще одним стоковым магазином Cheap and Chic.

№10
УПАВШИЙ РУБЛЬ «ПРИДАВИЛ» ДОХОДЫ ПАРФЮМЕРОВ

Находящееся в процессе банкротства ООО «Силан Имидж» приступило к сворачиванию своей сети парфюмерных магазинов под маркой Degal. Сеть, работающая в Поволжье, состояла из 8 магазинов. В марте были закрыты первые три: два в Казани (на Салимжанова, 17 и Вишневского, 51/73) и один в Оренбурге. В учредителях «Силан Имидж» значатся в том числе Евгений Дедюхин, Марат Гиниятуллин и Елена Рихерт — знаковые предприниматели для казанского парфюмерного рынка. В свое время они развивали бренд Bon Joli, а перед этим много лет по франчайзингу работали под брендом Ile de Beaute... Торговцев импортной парфюмерией подкосили резко выросшие после прошлогодней девальвации рубля закупочные цены: стоимость парфюмерии и косметики подскочила на 25 - 40%, а продажи заметно снизились. В Татарстане за январь-сентябрь падение реализации парфюмерии и косметики составило 7,8%. В целом по России — почти 6%... Отметим, что проблемы сети Degal связаны еще и с запретом на парковки в центре Казани: оба закрытых магазина в столице РТ располагались на первой линии центральных улиц.