ТАК СКОЛЬКО ЖЕ СТОЯТ АВТОДЕТАЛИ?

Выплаты по ОСАГО в очередной раз попали в центр конфликта. На этот раз татарстанские антимонопольщики заподозрили в экономической необоснованности введенные в декабре 2014 года справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа. Именно по этим данным независимые эксперты сейчас оценивают размер страховых выплат автовладельцам после ДТП. УФАС заподозрило, что данные в этих справочниках приводят к неправильным выплатам по договорам ОСАГО, что в свою очередь ведет к ущемлению интересов автовладельцев республики. «Возникает такой нюанс, что запасная часть автомобиля может стоит в справочнике 1,5 тысячи рублей, а купить ее на рынке дешевле, чем за 7,5 тысяч невозможно», — привел пример замруководителя УФАС по РТ Павел Ко́зел. Отметим, что до введения справочников ущерб «на глаз» устанавливался оценщиками.

Три попавших в центр внимания УФАС справочника разработаны по заказу Российского союза автостраховщиков (РСА) — общероссийского профессионального объединения, куда входят все действующие российские страховые компании, осуществляющие автострахование. Также союз — «внутренний регулятор» среди автостраховщиков. А сейчас он получил и дополнительный статус ответчика в антимонопольном разбирательстве.

На заседании комиссия УФАС по РТ объявила, что к ней поступило обращение некого гражданина по вопросу формирования справочника, который, по мнению заявителя, необъективен и не отражает сложившихся в Казани среднерыночных цен. Также в рамках рассмотрения обращения УФАС по РТ была проведено сопоставление цен справочника и цен из открытых источников. Отметим, что Татарстанский УФАС в который раз создал российский прецедент — в других территориальных УФАС подобных дел не возбуждалось.

Эксперт «БИЗНЕС Online», старший юрист юридической фирмы «Шаймарданов и Партнеры» Ильгиз Валеев отмечает, что выплаты автовладельцам производятся в соответствии с ценами на запасные части, материалы и работы, которые определены в едином справочнике. Ответственным за него как раз и является Российский союз автостраховщиков. При этом ответственность за нарушение закона о защите конкуренции на юридическое лицо в данном случае предусмотрена в размере до 1 миллиона рублей.

В РАЗЫ СОКРАТИЛОСЬ КОЛИЧЕСТВО ИСКОВ ПО ВЫПЛАТАМ

В свою очередь представители РСА заявили журналистам, что введение данного справочника — прогресс в области ОСАГО, которое «вырвало его из произвола оценщиков». Их, а также фирмы, которые через договоры цессии перекупают у доверчивых автовладельцев права требования и с накруткой «трясут» их со страховщиков, они и считают инициаторами данного обращения: «Потом к ним приходят письма с налоговой о необходимости выплат налога с суммы в 200 тысяч, а они удивляются — нам же перекупщики заплатили только 30 тысяч».

На заседании УФАС по РТ Игорь Овчинников, директор по правовой работе РСА, заявил, что положительный эффект от справочника есть однозначно: «В разы сократилось количество судебных исков по страховым выплатам». Сами справочники также улучшаются: сегодня работает третья версия, обновление данных происходит раз в полгода, тогда же и подправляются выявленные ошибки. Был приведен такой пример: сейчас заднее крыло Nissan Almera в справочнике оценивается в 370 тыс. рублей («Чего в природе быть не может»). Но когда специалисты провели поиск, выяснили, что в пяти торговых точках примерно по такой цене и продается эта деталь. Хотя все понимают, что покупать ее вряд ли будут, потому что проще купить боковину кузова (стоимость — 25 - 27 тыс. рублей) и отрезать от нее крыло. Разгадка проста: крыло делается в Англии, а боковина — в Калуге.

Наличие ошибок объясняется большим объемом данных. Так, сейчас в одном из справочников — по запчастям — уже содержится порядка 40 млн. позиций. При этом справочник охватывает порядка 50 - 60% номенклатуры всех запасных частей, остальные подсчитываются методом статистического наблюдения. Данные для справочников собираются следующим образом: по торговым точкам центрального района проводится обследование, набирается и сравнивается цена, рассчитывается коэффициент корректировки. Затем аналогично подсчитывается цены и высчитывается региональные коэффициенты, которые сопоставляются с центральным. Татарстанский коэффициент представители РСА корреспонденту «БИЗНЕС Online» сказать затруднились, отметив, что обычно региональные коэффициенты несколько выше московских, однако это также зависит от каждой конкретной модели. По словам РСА, оценка цен производится на момент аварии, а не на момент выплаты страховой суммы, и от последующего изменения цен на запчасти величина выплаты все равно не изменится.

Разработка базы обошлась РСА в несколько десятков миллионов рублей.

На уколы УФАС также получен ответ, что согласно нормативным актам при вычислении данных справочника учитывается и износ деталей, и именно из-за этого случаются ситуации, когда человек не может позволить себе покупку запчасти без доплаты: «Но ведь и часть машины была не новой, и ее стоимость естественно также уменьшилась». Также представители РСА отметили интересную деталь: в ходе подготовки третьей версии справочника выяснилось, что официальные дилеры, ранее в два-три раза завышавшие ценники на детали, во время кризиса вынуждены в борьбе за клиента снижать цены.

В итоге вчера заседание отложили для получения новых документов.

(Фото: avtopravilo.ru/)

СПРАВОЧНИК НЕ ИДЕАЛЕН, НО ЖИЗНЬ УЛУЧШИЛ

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты отметили недостатки справочников, но в целом поддержали новинку.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России (ФАР) по РТ:

— РСА — это профессиональное объединение страховщиков, связанных с ОСАГО. По сути, это их внутренний регулятор. РСА могут и сами производить выплаты автовладельцам: например, если общество, в котором был застрахован автомобиль, обанкротилось или лишилось лицензии... С введением данного справочника положение автомобилистов улучшилось: стало намного меньше жалоб, исков по поводу оценки повреждений. Хотелось бы, чтобы информация там актуализировалась более оперативно, хотя бы раз в неделю, так как за несколько месяцев цены могут сильно измениться.

Рустэм Сабиров — президент Союза страховщиков Татарстана, директор филиала «ПСК Казань» ОАО «Страховая группа «МСК»:

— Тема не очень простая. К примеру, происходит ДТП. Нужно купить новый бампер на машину. Запчасти бывают, грубо говоря, трех видов. Можно купить новый бампер за 50 тысяч в фирменном салоне. Второй вариант — купить бампер, изготовленный в восточной Европе за 30 тысяч, и третий вариант — купить китайский бампер за 15 тысяч. Если бы человек покупал за свои деньги, то многие купили бы и за 15, и за 30. Но если все оплачено, то возникает желание получить 50, купить за 15, а остальные 35 положить в карман. Каждый ведет себя так, как ему выгодно.

Правда, наверное, в том, что нужно искать золотую середину. Поэтому, как правило, берут за основу средние цены по рынку на те и на другие запчасти. Поэтому, если брать в целом по рынку, то, наверное, цена справедливая. Хотя и та, и другая сторона могут быть недовольны. Но это компромисс.

Страховые компании сегодня несут колоссальные расходы на ремонт автомобилей, в том числе из-за разницы доллара к рублю. Несмотря на то, что страховка была произведена по курсу одному, а сегодня приходится выплачивать по другому курсу. Желание доить страховые компании было и остается всегда. Принимать одну сторону — это совершенно безответственно, потому что страхование не может работать только в одну калитку.

Чтобы не происходило жульничества и теневого оборота денег, ввели средние цены. Они не самые большие, но и не самые маленькие. В конце концов, самый оптимальный вариант, когда уходят от всех этих споров, — это когда страховая компания загоняет машину на ремонт и сама его оплачивает. Но, к сожалению, на ремонт согласны не все наши граждане. Смысл страхования в том, чтобы человек получил свое имущество в нормальном, рабочем состоянии.

Этот справочник в работе сейчас используют все страховые компании. И к его использованию я отношусь абсолютно положительно.

Сергей Шубин — совладелец автосервиса «Автолига»:

— Мы непосредственно работаем по ценам, которые там указаны в данных справочниках. Но указанные там цены, во-первых, в том году обновлялись всего два раза с учетом повышения курсов. А поскольку там описаны в основном иномарки, то цены совершенно неактуальные. Конкретный пример: если к нам приходит направление и мы оцениваем стоимость ремонта, стоимость запчастей, то мы, в принципе, укладываемся в цену, но только с учетом того, что берем по оптовой цене. Но поскольку этот каталог рассчитан на физлиц, то, конечно, для них там цены несопоставимо низкие.

Минус, который я вижу, — это то, что РСА взяли цены и за оригинальные запчасти, и за неоригинальные и из них вывели среднюю цену. Что, в принципе, совершенно неверно, поскольку на автомобилях всегда идут оригинальные запчасти. Я думаю, что цены надо брать за основу те, которые стоят в рознице у дилеров, либо у фирм, которые торгуют оригинальными запчастями. За указанные в справочнике цены деньги купить запчасти в принципе невозможно. Либо только бэушные.

Но ситуация в целом сильно не ухудшилась. По работам нормо-часа стоимость там указана хорошая.

В целом системное решение правильное, но его нужно постоянно обновлять. Они постоянно должны мониторить и менять цены. Система на самом деле хороша, и в течение, я думаю, года она выровняется, если, конечно, они будут ценам уделять внимание. Я только за эту систему. Она, по крайней мере, для нас как для компании, которая обслуживает клиентов, очень удобна, так как можно в одной программе получить всю информацию: сколько стоит работа, сколько стоит запчасть. Но для клиента она, по крайней мере пока, не очень эффективна.