Артем Хохорин: «Прошедший год не хотелось бы характеризовать упрощенно как «сложный» или «несложный», он был со своими особенностями, насыщен событиями, поставившими перед нами немало серьезных задач...»

НОВЫХ СОКРАЩЕНИЙ В МВД ХОХОРИН НЕ ИСКЛЮЧИЛ

Коллегия МВД республики стала в череде итоговых заседаний силовых ведомств второй из тех, что посетил президент РТ Рустам Минниханов. В прошлый раз, на отчетном собрании прокуроров, президент РТ ограничился коротким спичем, попросив сотрудников надзорного ведомства относиться к коррумпированным чиновникам без поблажек. А вот его сегодняшнее выступление выдавало явную обеспокоенность ростом преступности, а также террористическими и экстремистскими вызовами, которые замаячили перед изрядно поредевшими рядами полицейских.

Уже подведя итоги 2015 года, глава МВД Артем Хохорин на пресс-подходе сообщил журналистам, что в минувшем году численность сотрудников его ведомства сократилась на 9%. Хуже стало и с деньгами: более чем на треть уменьшилось финансирование отдельных материально-технических направлений. Точное число полицейских, освободивших рабочие места, в МВД по РТ не называют, однако ранее в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» министр не стал делать из этого тайны. Он рассказал, что в 2015 году было принято на работу 703 человека, а уволено 1496, причем самые массовые чистки прошли во вневедомственной охране.

«Будут или нет сокращения (в 2016 году), решаем не мы, а федеральный центр», — заметил министр. Чуть поразмыслив, Хохорин добавил: «Не исключено, что будут, — и еще раз повторил. — Не исключено».

НАЗАД В СССР: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДРУЖИННИКОВ

Закрыть кадровые бреши в рядах профессионалов должны добровольцы без погон. Поставить их под ружье призван закон «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в РТ». «В кратчайшие сроки реализовано положение закона, в 13 муниципальных образованиях работают 32 пункта, ими руководят должностные лица органов местного самоуправления с правом принимать решения по ряду статей республиканского административного кодекса, — отчитался Хохорин. — За последний квартал (сотрудниками опорных пунктовприм. ред.) было выявлено свыше 9 тысяч административных правонарушений, наложено штрафов на суммы свыше 18 миллионов рублей». По его словам, на днях президент РТ поддержал предложение кабмина увеличить штат этих пунктов на 647 единиц. «Теперь это будут специалисты по обеспечению охраны общественного порядка, помощники участковых и специалисты по делам несовершеннолетних для работы в проблемных школах. Сейчас стоит уникальная задача — выстроить взаимодействие с новой, не имеющей аналогов в стране муниципальной структурой обеспечения общественной безопасности. Это позволит компенсировать сокращение нашей численности», — пообещал министр.

Добавим, что сегодня в Татарстане насчитывается 937 добровольных народных дружин (которые наверняка памятны советским гражданам ностальгической аббревиатурой ДНД), объединяющих в своих рядах свыше 12 тыс. человек. По данным полиции, ежедневно на дежурство заступают более 500 дружинников.

Выслушав Хохорина, президент РТ признал, что ситуация с кадровым вопросом в полиции усложняется. «[Реализована] реформа полиции, сократили участковых, работникам ГИБДД повысили зарплату, — сказал Минниханов. — С одной стороны, это хорошо, с другой — мы видим последствия. Мы обращались по этому вопросу, и хотя руководство МВД нас слышит, законодатель наш голос не услышал. Но мы пошли другим путем — за счет наших муниципальных ресурсов создаем опорные пункты, где работают профессионалы — представители МВД, участковые, даем им помощников. Эта система даст стабилизацию ситуации на местах. Мы такую форму нашли. Она может быть неким аналогом для дальнейшего использования в других регионах».

Закрывая тему, президент посоветовал руководителю МВД по РТ опираться на гражданское общество, используя потенциал молодежного правоохранительного движения, частных охранных организаций и ДНД.

Власти обеспокоены ростом преступности, а также террористическими и экстремистскими вызовами

«ОРГАНИЗАТОРОВ НЕЗАКОННОГО ИГРОВОГО БИЗНЕСА МЫ ЗАГНАЛИ В УГОЛ»

Доклад главного полицейского Татарстана даже не столько фиксировал успехи и неудачи борцов с преступностью, сколько говорил о грозных вызовах 2016 года. Как показалось корреспонденту «БИЗНЕС Online», за сдержанными официальными формулировками министра скрывалось напряжение, которое накапливается в стенах его ведомства.

«Прошедший год не хотелось бы характеризовать упрощенно как «сложный» или «несложный», он был со своими особенностями, насыщен событиями, поставившими перед нами немало серьезных задач... Как мы и прогнозировали, из-за сложной экономической ситуации произошел рост преступности. В основном за счет преступлений против собственности, краж и мошенничества, — говорил Хохорин. — Нам удалось несколько стабилизировать динамику [преступлений]. В полтора раза выросло число преступлений в составе организованных групп. Отмечается рост общего числа преступлений по линии экономической безопасности, противодействия коррупции».

Помимо экономической «бытовухи» министр особо отметил рост киберпреступлений с использованием современных технологий. В 2015 году было зарегистрировано 156 подобных случаев, за каждым из которых — «большое число потерпевших и значительный ущерб». Так, в июне было открыто уголовное дело в отношении группы лиц, которые, используя вредоносные программы, блокировали информационные ресурсы одной из компаний, вымогая деньги за их разблокировку. Месяц назад полицейские пресекли серию мошенничеств по продаже сотовых телефонов на сайте Avito, на днях были арестованы злоумышленники, похищавшие деньги с лицевых счетов держателей банковских карт Сбербанка (уголовное дело возбуждено по 18 фактам электронного воровста). «Число киберпреступлений будет расти», — пообещал Хохорин.

Подробно министр отчитался об успехах борьбы с подпольными «игровиками» — после дела активиста МГЕР Эдуарда Салахутдинова и вала обвинений в адрес полиции со стороны этой организации данное направление, надо полагать, на особом контроле. «Совместно со следственным комитетом и прокуратурой мы нанесли им серьезный урон, буквально загнали их в угол, — отметил Хохорин. — Выявлено 123 преступления, задокументировано 15 фактов организации преступного сообщества. Изъято почти 6 тысяч единиц различного игрового оборудования, направлено [в суд] 145 уголовных дел в отношении 999 лиц, по 52 из них вынесены обвинительные приговоры». Оценивать успехи полиции на ниве борьбы с организаторами игрового бизнеса министр предложил в том числе по косвенному признаку — дескать, количество жалоб на них сократилось четырехкратно.

Министр не постеснялся в присутствии президента и прочих высоких чинов покритиковать некоторых своих сотрудников

«ПРОСПАЛИ ЗАРОЖДЕНИЕ В СВОИХ РАЙОНАХ НОВЫХ ПРЕСТУПНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ»

Хохорин не постеснялся в присутствии президента и прочих высоких чинов покритиковать некоторых своих сотрудников. Наибольший вклад в общую копилку борьбы с поддельным алкоголем внесли полицейские Альметьевска, Нижнекамска, Набережных Челнов и Кукмора, однако успехами в борьбе с контрафактом могут похвастаться не все. «Не имеют результатов ОВД по Азнакаевскому, Актанышскому, Апастовскому, Атнинскому, Менделеевскому и Тюлячинскому районам, — сказал Хохорин. — За сотрудников Спасского района пришлось поработать служащим аппарата министерства».

Критические стрелы летели и в те районы, которые, по мнению министра, не дали должного отпора организованной преступности. «Многие [районные ОВД] действуют наступательно, самостоятельно добились результатов [в борьбе с оргпреступностью] Набережные Челны и Нижнекамск, — опять похвалил крупнейшие города Хохорин и по привычной схеме начал разнос. — Но есть те, кто не видит или не хочет видеть того, что творится под носом. В прошлом году были зафиксированы случаи групповых преступных проявлений в Заинском, Дрожжановском, Зеленодольском, Кайбицком районах, а также в Советском районе Казани. Изучение причин этих происшествий показало, что территориальные подразделения не владели информацией о назревающих конфликтах. Образно говоря, проспали зарождение в своих районах новых преступных формирований. Такие примеры есть и по Высокогорскому, Сабинскому районам, их работа в данном направлении не первый раз подвергается критике».

Отдельно глава МВД по РТ остановился на противодействии экстремизму и терроризму — таковы уж особенности нынешнего «политического момента». По его словам, меры предупредительного характера, принятые полицией «с коллегами из ФСБ, следственного комитета и прокуратуры», пока обеспечили стабильность. «В то же время в республике остаются немало идеологов салафизма, есть проблемные мечети. Несколько десятков уроженцев Татарстана участвовали в боевых действиях на территории Сирии в составе незаконных формирований, поступает информация о формировании националистических групп из числа футбольных фанатов и приверженцев ультраправой идеологии в Нижнекамске, Набережных челнах, Альметьевске, Бугульме и Зеленодольске», — рисовал Хохорин не слишком приятную картину.

«Раздачу слонов» министр закончил наездом на нерадивых участковых. «Много претензий к работе участковых, — признал Хохорин. — Отдача неадекватна тому, сколько вкладывается в службу. Как объяснить, что на счету у одного участкового — 28 раскрытых преступлений, а у другого — по 4,6? Среди худших — подразделения участковых в Высокогорском, Лаишевском, Сармановском, Алексеевском, Муслюмовском ОВД».

«ЕСТЬ ДЕСТРУКТИВНАЯ СИЛА, КОТОРАЯ ОЧЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАНА ПОКАЗАТЬ, ЧТО СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЯЖЕЛАЯ»

В ответном выступлении Минниханов провел почти такой же глубокий анализ работы правоохранительного ведомства. Правда, взгляд его был устремлен только в ближайшее будущее, а в речи все чаще звучало прилагательное «особый». «Сегодня перед нами стоят задачи минимизировать влияние негативных событий на экономику республики, сохранить платежеспособность, привлечение инвестиций и не допустить всплеска криминала, — отметил президент РТ. — Особая роль отводится МВД».

Обеспокоил Минниханова рост уличной преступности на 9%. «Следует немедленно реагировать на все факты подобных преступлений, особый акцент сделать на профилактические мероприятия», — посоветовал президент Хохорину.

Затем глава РТ озвучил мысль о существовании силы, которая стремится раскачать лодку, представив республику в черном цвете. «Особое внимание — пресечение любых проявлений экстремизма и терроризма, пропаганды идей национальной, религиозной и социальной нетерпимости. Ситуация в данной сфере сохраняет тенденцию к стабилизации, но все еще остается сложной. Есть некая деструктивная сила, которая очень заинтересована показать, что ситуация в республике тяжелая и сложная. Конечно же, есть наша обеспокоенность растущим числом преступлений экстремистской и террористической направленности», — заявил он.

Президента РТ настораживает, что действия экстремистов становятся все более изощренными, а новых сторонников они вербуют в интернете. «Используются так называемые «цветные технологии», — намекнул на «оранжевую революцию» Минниханов. — Необходимо оперативно реагировать на информацию о готовящихся акциях экстремистов, вести активную профилактическую работу, особенно в молодежной среде, самым жестким образом пресекать деятельность экстремистских организаций».

Не обошел стороной глава республики и военные конфликты. Точнее, проблему «ветеранов» этих войн. «В условиях изменившейся международной обстановки стоит уделить особое внимание недопущению проникновения боевиков из зон военных конфликтов в нашу республику, — предупредил Хохорина Минниханов. — Принять дополнительные меры по повышению эффективности разыскной работы на каналах генерации туризма. Действовать надо решительно и последовательно в тесном взаимодействии с ФСБ и другими силовыми структурами».

«ЗАЩИЩАЯ ЭКОНОМИКУ ОТ КРИМИНАЛА, СОТРУДНИКИ МВД НЕ ДОЛЖНЫ ПЕРЕСТУПАТЬ ЗАКОН»

Закончив с политикой, президент посоветовал министру усилить защиту предпринимателей от экономических преступлений. «В то же время стоит провести грань между защитой предпринимателей и нарушением налогового законодательства, легализацией преступных доходов и коррупционных преступлений, совершенных под видом экономической деятельности, — оговорился президент РТ. — Кроме того, защищая экономику от криминала, сотрудники МВД не должны переступать закон, злоупотреблять своими полномочиями, вторгаясь в работу предприятий, и втягиваться в споры хозяйствующих субъектов. Наказания за подобные действия должны быть необратимыми».

В противостоянии полицейских и организационной преступности особое беспокойство Минниханова вызывают втягивание в ОПГ молодежи и вероятность возрождения группировок. «Тревожный показатель прошлого года — рост на 15 процентов числа преступлений несовершеннолетними и при их участии, — подчеркнул он. — Зафиксированы конфликты и в среде молодежи. Нужно в срочном порядке пересмотреть методы работы в данном направлении. В целом борьба с оргпреступностью должна носить системный характер».

Сам же министр МВД, отвечая на вопросы журналистов, попробовал завершить мероприятие на мажорной ноте. «Определенный рост преступности есть, в основном это кражи, мошенничества. Наверное, нельзя предполагать, что лучше станет в 2016 году. Определенный рост преступности будет, но ее разгула не будет точно», — заключил Хохорин.

Экспертов беспокоят не столько кадровые проблемы в республиканском МВД, сколько эффективность работы силовиков

«ОНИ НЕ ЗНАЮТ, КАК НОРМАЛЬНО ВЕДЕТСЯ СЛЕДСТВИЕ, КАК ЭТО В ДЕТЕКТИВАХ ПОКАЗЫВАЮТ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты беспокоят не столько кадровые проблемы в республиканском МВД, сколько эффективность работы силовиков.

Герман Алеткин — заместитель председателя общественной наблюдательной комиссии РТ:

— Здесь вопрос в том, что конкретно будут сокращать. У нас как? В штабах-то народу навалом, а участковых (людей, которые работают на земле) зачастую не хватает. Плюс к этому перераспределение, потому что практически все жалуются на то, что они завалены огромной отчетностью. Это вполне можно распределить так, что можно будет справиться. Тут дьявол скрывается в деталях.

То, что мы сейчас видим, — пытки и так далее — это, как правило, следствие непрофессионализма, люди не умеют по-другому работать. Они не знают, как нормально ведется следствие, как это в детективах показывают, где детектив ходит, опрашивает. Они этого делать просто не умеют, а от них, опять-таки, требуют быстрого результата. Будет ли это дальше? Зависит от того, кто останется в структуре... Это как раз хороший повод почистить профнепригодных граждан. Если они сделают так и смогут поменять внутреннюю политику, отказаться от палочной системы, помочь с техникой, то вполне возможно, что расследования будут идти нормально.

«ТАМ ЧТО, ВРАГИ ПУТИНА ЗАСЕЛИ? ОНИ ХОТЯТ РЕВОЛЮЦИИ?»

Юрий Алаев — советник ректора — руководитель общественно-информационного центра КФУ, член Общественной палаты РТ:

— Преступное сообщество как плесень — начинает расцветать на больном организме. Чем сильнее болен организм, в данном случае это экономика и общество, тем лучше живется преступности. Это же понятно. Люди, которые принимали решение о сокращении личного состава полиции, не только аппарата, но и людей, которые работают в поле, принимали его в 2014 году. Было понятно, что экономическая ситуация резко ухудшается, прошел 2015 год — никаких изменений, на 2016 год еще планируется 10-процентное сокращение. Вот когда я об этом думаю, то задаю вопрос: там что, враги Путина засели? Они хотят революции? Почему не изменили решения? Понятно же, что ситуация будет ухудшаться. И в этих условиях не наращивают силы правопорядка, а сокращают.

А чего финансировать, если некого финансировать? Если, грубо говоря, на 10 тысяч человек населения раньше приходилось 5 полицейских, а осталось 2... Ну увеличим этим двум финансирование, а у них что, вместо 24 часов в сутки образуется 48?

«ЗА «РОСТОМ ПРЕСТУПНОСТИ» МОГУТ СТОЯТЬ ИГРЫ ВЕДОМСТВ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ В ФИНАНСИРОВАНИИ»

Искандер Ясавеев — старший научный сотрудник центра молодежных исследований, НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург):

— С социологической точки зрения официальная статистика преступности — это не более чем конструкция, определяемая полицейскими практиками регистрации. Из данных, представленных МВД, мы не можем сделать вывод о том, что фактическое число тех или иных преступлений возросло.

Достаточно в качестве иллюстрации привести «резкий рост преступности» в России — с 2,9 миллиона зарегистрированных преступлений в 2004 году до 3,9 миллиона в 2006 году. Очевидно, что за этим увеличением стояло не изменение криминальной обстановки, а всего лишь более полный учет обращений граждан. Поэтому я очень осторожно отношусь к сообщениям о «росте преступности» или «росте террористической угрозы», не исключая, что за ними стоят игры тех или иных ведомств, заинтересованных в сохранении или увеличении финансирования и полномочий.

В частности, изучение заявлений главы федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России Виктора Иванова, которым я занимался недавно, показывает, насколько умело ФСКН создает «страшную картину наркотрагедии» и вместе с тем демонстрирует собственную «эффективность».

«РЕЗЕРВ ТОМ, ЧТОБЫ СТИМУЛИРОВАТЬ ГРАЖДАНСКУЮ АКТИВНОСТЬ»

Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:

— У нас в 2015 году рост преступности, и ничего не говорит о том, что в 2016-м ситуация будет улучшаться. На фоне нарастания кризисных моментов в экономике, роста безработицы и параллельного сокращения численности сотрудников органов внутренних дел. Я думаю, что криминальная обстановка будет непростой, полиции придется работать с удвоенной энергией. В то же время в полиции еще сохраняются резервы контрольных, аналитических, организационных подразделений.

Второй резерв — привлечение граждан, бизнеса, общественных организаций к этой проблематике (правонарушений и пресечения мелких преступлений). Эта тема в последнее время была упущена, только в прошлом году начали возрождаться опорные пункты охраны правопорядка. Сейчас стоит задача активизации волонтерского потенциала молодежи на правоохранительную деятельность, а не только на поддержку спортивных и культурно-массовых мероприятий.

Резерв есть в том, чтобы стимулировать гражданскую активность, увеличить вознаграждение активных горожан, бизнеса, общественных организаций, улучшить взаимодействие с ними по вопросам преступности. Мало в республике грантов, направленных на улучшение правопорядка, — их мизер.

Кроме того, нужно усилить роль муниципалитетов. Уже не раз высказывалась идея о возрождении муниципальной полиции. Понятно, что закон 2010 года, который упразднил ее, должен быть пересмотрен с передачей полномочий и бюджетного финансирования этой деятельности муниципального образования. Формированиям на местах ситуация виднее, они будут быстрее реагировать, будут более эффективны, нежели федеральные ведомства. Это вопрос перераспределения полномочий.