По итогам 2015 года ОАО «Татспиртпром» официально признан первым предприятием по производству водки в РФ
По итогам 2015 года ОАО «Татспиртпром» официально признано первым предприятием по производству водки в РФ

ЗАПАЛ ДЛЯ «ЗОЛОТОГО» РЫВКА

По итогам 2015 года ОАО «Татспиртпром» (ТСП) официально признано первым предприятием по производству водки в РФ. Так, гендиректор компании Ирек Миннахметов всего за год стал «водочным королем» страны с объемом производства 8,5 млн. дал и долей в 13%. С этими показателями он оттеснил и владельца холдинга «Русский стандарт» (производитель водки ООО «Русский Стандарт Водка») Рустама Тарико с объемом продукции 7,1 млн. дал (11% рынка), и компанию «Синергия» с годовым выпуском водки в 2015 году в 7,6 млн. дал (12% рынка), подконтрольную бизнесмену Александру Мечетину. Об этом свидетельствуют данные Росстата.

Любопытно, что и у «Синергии» (бренды Beluga, VEDA, «Мягков», «Беленькая», «Государев заказ», «Золотой резерв»), и у «Русского стандарта» в 2015 году наблюдается падение производства. В прошлом году владелец «Мягкова» произвел 91% от объемов 2014-го. «Русский стандарт» просел еще глубже, разлив только 74% от прошлых успехов. На этом фоне «Татспиртпром» совершил рывок, увеличив объем продукции сразу на 24%. Другие игроки рынка значительно отстают от результатов большой тройки — «Омсквинпром» с 4,2 млн. дал годовой продукции и ОАО «Башспирт» с 2,4 млн. дал.

Понятно, что ключевую роль в успехе сыграл курс Миннахметова на дозагрузку мощностей ТСП так называемым контрактным розливом. Сейчас, по оценке руководителя Госалкогольинспекции РТ Игоря Марченко, собственные бренды компании занимают на рынке примерно 6%, то есть их объем в структуре продаж составляет порядка половины от общего объема.

Производитель водки «Русский Стандарт» Рустам Тарико с объемом продукции 7,1 млн. дал спустился на 3 место
Производитель водки «Русский стандарт» Рустам Тарико с объемом продукции 7,1 млн. дал спустился на 3-е место

Расширению производства способствовали и инвестиции в основные фонды на 757 млн. рублей в 2015 году. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Татспиртпрома», эти средства в том числе пошли и на программу модернизацию ведущих заводов компании. В частности, дополнительные линии розлива были установлены на Казанском и Усадском ЛВЗ, преобразования коснулись и Мамадышского спиртзавода. На этом руководство предприятия не намерено останавливаться. По словам Миннахметова, еще 250 млн. рублей планируется потратить на развитие упомянутых заводов в 2016 году. Об этом он заявил в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online».

Что касается реализации, то на территории Татарстана «Татспиртпрому» в легальной рознице расти практически некуда — за ним 85% водочных полок, поэтому основной упор делается на экспансию. Продажи собственных марок «Татспиртпрома» в России за пределами республики превысили 1,7 млн. дал — на 70% больше, чем годом ранее, втрое выросли поставки за рубеж, сообщают в компании. «Президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов и наш председатель совета директоров, премьер-министр РТ Ильдар Шафкатович Халиков ставят очень четкие задачи. Необходимо стабилизировать рынок республики и вести серьезную экспансию на Россию, — рассказывал Миннахметов. — Если эту стратегию поделить на две части, то первая из них — это количество, то есть зайти в каждый регион. Мы это уже сделали — имеем реализацию в каждом субъекте страны. Следующий год (2016-й прим. авт.) мы будем работать над качеством и над уходимостью с полки. А это уже маркетинг, акции, продвижение».

О чем речь? Географически охвачена вся Россия, и теперь ТСП будет работать над глубиной продаж, «захватом» магазинов, еще «не продающих татарстанское». Именно «уходимость с полки» — то есть рост объемов реализации продукции — может дать результат в сбыте на 2016 год. В пресс-службе компании «БИЗНЕС Online» рассказали о 6 договорах с федеральными сетями, которые обеспечивают предприятию сбыт в других регионах, в числе которых «Лента», X5 Retail Group и «Магнит». «Была проведена активная работа, приглашали партнеров сюда, показывали заводы, — добавили в пресс-службе «Татспиртпрома». — Вторая ставка по задаче выхода в регионы была сделана на торговых представителей».

В Татарстане «Татспиртпром» занимает 85% водочных полок
В Татарстане «Татспиртпром» занимает 85% водочных полок

МАСЛО НА «КРИЗИСНЫЕ» РАНЫ БЮДЖЕТА

Мантра Миннахметова «При продаже с каждой бутылки 40 рублей в бюджет РТ» приобретает другой смысл в период усиливающегося экономического кризиса и роста объема производства на четверть. В 2014 году «Татспиртпром» заплатил налогов и акцизов на общую сумму 18,7 млрд. рублей, в том числе акцизов — 15,1 миллиарда. В бюджет Татарстана поступило 6,4 млрд. рублей, в том числе акцизов — 6 миллиардов. По итогам 2015 года в бюджеты всех уровней поступило 21,9 млрд. рублей, из которых 7,5 млрд. рублей «осело» в республике. При общем объеме доходов, обозначенных в бюджете РТ на 2016 год в размере 160 млрд. рублей, этот показатель не может не радовать. По крайней мере, до тех пор, пока правительство РФ не реализует планы отобрать у регионов водочные акцизы, централизовав их в федеральном бюджете. Но пока Татарстан получает 40% акцизов, и рост объемов ТСП не может не греть сердце распорядителей казанской казны.

Бюджетный оптимизм внушает и план предприятия по производству водки на 2016 год — 9,503 млн. дал. Всего же алкогольной продукции, включающей вина, шампанское и прочий алкоголь, «Татспиртпром» планирует произвести в объеме 10,271 млн. дал. В компании надеются и на постепенное отступление главного конкурента — нелегальных производителей — и постепенный рост официального рынка, в том числе за счет системы ЕГАИС, которая внедряется в Татарстане с «потом и кровью». На коллегии Госалкогольинспекции Марченко напомнил, что на 31 декабря 2015 года к новой системе алкогольного учета были подключены или почти подключились практически все предприятия оптового и розничного звена. Однако по факту более чем из 8 тыс. предприятий розничной торговли пока отгружают алкоголь с подачей информации в систему около 65%, а остальные разбираются с оборудованием.

С расчетом «Татспиртпрома» на положительный эффект от внедрения ЕГАИС согласен руководитель центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. «Я думаю, что, когда все утрясется с ЕГАИС, хотя бы в 2017 году, рынок легальной водки в легальной рознице может вырасти на 200 миллионов литров, — полагает Дробиз. — И если даже «Татспиртпром» возьмет из них 10 - 15 процентов, а у него шансы есть, вот вам пожалуйста [пространство для увеличения объемов производства]. Любая компания, производящая водку, может планировать или хотя бы мечтать о росте своего сбыта за счет легализации розницы».

Мантра Ирека Миннахметова «при продаже с каждой бутылки 40 рублей в бюджет РТ» приобретает другой смысл в период усиливающегося экономического кризиса и роста объема производства на четверть
Мантра Ирека Миннахметова «При продаже с каждой бутылки 40 рублей в бюджет РТ» приобретает другой смысл в период усиливающегося экономического кризиса и роста объема производства на четверть

«УГРОЗА В ТОМ, ЧТО «ТАТСПИРТПРОМ» ЛИДИРУЕТ И ПО ОБЪЕМАМ ПРИВЛЕЧЕННОЙ, ЧУЖОЙ ПРОДУКЦИИ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты назвали 2014 - 2015 годы «золотым веком» «Татспиртпрома», но опасаются, что он оборвется из-за высокой доли «разливантов» в производственных показателях предприятия.

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— То, что «Татспиртпром» вышел на первое место в России по производству водки, — это хорошая новость, ведь акцизы остаются в республиканском бюджете. Поэтому то, что «Татспиртпром» наращивает реализацию продукции, — это плюс. Данная тенденция отражает успехи республики и ту динамику, которую Татарстан нарастил в самых разных вопросах, в частности в экономике. Мы показываем, что у нас диверсифицированная экономика, что мы можем быть лидерами не только в нефтедобыче, нефтепереработке, нефтехимии, но и в таких отраслях.

Сейчас если над чем-то и надо задуматься, так это над тем, что нам необходимо усиливать ответственность за производство контрафактной продукции. Если в продукции «Татспиртпрома» мы уверены, люди ее пьют и не травятся, ее знает вся страна, то контрафакт — это серьезная проблема. Есть все эти незаконные торговые точки, где непонятно что продают, где люди получают серьезные отравления, а ответственность за это — всего 4 тысячи рублей. Поэтому Рустам Нургалиевич и поставил перед нами сейчас эту задачу, над решением которой мы работаем с нашими коллегами-депутатами. По новой редакции Административного кодекса будет более серьезная ответственность. Мы должны бороться с контрафактом.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Команду Миннахметова я поздравляю с этими успехами и могу только добавить, что я в нем и не сомневался. Но нужно поговорить и о проблемах. Конечно, хорошо, что «Татспиртпром» продает свою продукцию за пределами Татарстана, но ведь он производит в основном не наши, местные бренды, а российские. А что будет, если нам запретят это делать? Поэтому я предлагаю развивать, популяризировать именно наши бренды и их продвигать на федеральный рынок. Кроме того, мы практически прекратили розлив вина. А ведь раньше это тоже давало большой приток в статью доходов бюджета. Поэтому на водке, я считаю, не надо останавливаться. Нужно заниматься и развитием винопроизводства.

На коллегии Госалкогольинспекции глава ведомства Игорь Марченко напомнил, что на 31 декабря 2015 года к новой системе алкогольного учета были подключены все предприятия оптового и розничного звена
На коллегии Госалкогольинспекции глава ведомства Игорь Марченко напомнил, что на 31 декабря 2015 года к новой системе алкогольного учета были подключены все предприятия оптового и розничного звена

Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя:

— Хочется поздравить компанию «Татспиртпром», искренне рад за нее. Несмотря на то что ваш регион много лет обвиняли в том, что он закрывает границы для чужого алкоголя, и шла борьба дистрибьюторов за возможность завозить продукцию, опыт Татарии уникален. Самое главное, что республика сохранила это государственное предприятие, хоть количество заводов и сократилось. Но если бы эта отрасль у вас стала частной, в республике бы работало максимум два-три завода. Наличие «Татспиртпрома» как рентабельного и эффективного предприятия, которое проводит и государственную политику по занятости населения, социальную политику, очень важно для республики. Высокий объем производства позволяет не просто много производить, но и получать достаточно большие деньги в виде акцизных налоговых платежей в местный бюджет.

Есть определенная угроза, которая состоит в том, что компания «Татспиртпром» лидирует не только в целом. Она лидирует и по объемам привлеченной, чужой продукции, которая производится по контракту. Например, один из крупнейших заказчиков производит на мощностях «Татспиртпрома» более 2 миллионов декалитров. Так что, наверное, процентов 35 - 40 у «Татспиртпрома» — это привлеченная продукция. А если эта компания-заказчик захочет купить собственный завод? И необязательно в Татарии?

Если говорить о периоде 2014 - 2015 - 2016 годов, то его можно назвать «золотым веком» «Татспиртпрома». Сколько он продлится, трудно сказать. В большей степени компания сейчас зависит от объема привлеченной продукции. Но даже в этом случае «Татспиртпром» наращивает производство собственной продукции. Тот же «Граф Ледофф» сейчас по всей России продается. Понимая, что есть риск ухода этих контрактных клиентов, они стараются максимально нарастить производство собственной продукции.