Постановление правительства РФ о создании в Челнах территории опережающего развития (ТОР), наконец, подписано — такую новость сегодня распространило минэкономики РТ. Как сообщил «БИЗНЕС Online» министр Артем Здунов, при этом удалось сохранить те самые льготы и критерии отбора, которых Татарстан добивался изначально. За ближайшую 10-летку Челнам предстоит прирасти 10 тыс. рабочих мест и добавлять по 1 - 2% ВТП в год. А вот соседним городам и селам конкурировать за инвестиции будет нелегко.
Дмитрий Медведев накануне подписал постановление о создании территории опережающего социального-экономического развития «Набережные Челны» (фото: government.ru) |
«НОРМАТИВНЫЙ АКТ СТАЛ ПЕРВЫМ В РОССИИ, ТЕМ БОЛЕЕ ДЛЯ САМОГО БОЛЬШОГО МОНОГОРОДА»
Сегодня минэкономразвития РТ (МЭР) распространило сообщение о том, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев накануне подписал постановление о создании территории опережающего социального-экономического развития «Набережные Челны» (ТОСЭР или ТОР). Документ утвердил основную часть льгот и критериев отбора резидентов, которыми ранее оперировал в своих прогнозах министр экономики Татарстана Артем Здунов.
Так, объем планируемых инвестиций в производство компании, претендующей на статус резидента, должен составить не менее 50 млн. рублей, из которых 5 млн. рублей необходимо вложить в течение первого года реализации проекта. Кроме того, резидент обязан создать 30 новых рабочих мест, из которых 20 — опять же за первый год. Разумеется, при этом компания не должна иметь ничего общего с отраслью, от которой Челны находятся в монозависимости, то есть с КАМАЗом и автомобилестроением.
Взамен резиденты ТОРа получат беспрецедентные налоговые льготы. В федеральный бюджет они вообще не будут перечислять налог на прибыль в течение 5 лет с момента выхода в плюс. Платежи в бюджет Татарстана будут идти по ставке 5% в первую пятилетку и от 10% — во вторую. Для сравнения: обычная ставка налога сегодня составляет 20%, из которых 2% идут в федеральный бюджет, 18% — в региональный. Таким образом, только по этой линии резиденты ТОРа в первые 5 лет смогут спокойно вкладывать в свое развитие дополнительно 15% собственной прибыли. Также они освобождаются от уплаты региональных налогов на имущество и землю. Но главное — страховые взносы в государственные внебюджетные фонды снижаются с 30% от фонда оплаты труда до 7,6% — эта льгота работает 10 лет со дня получения статуса резидента для всех предприятий, которые «пропишутся» в ТОРе в течение 3 лет, начиная со вчерашнего дня. Собственно, эти 10 лет и будет действовать ТОР.
Чего не хватает в релизе МЭР, так это информации о таможенном режиме и предоставлении земли под производство. Речь шла, напомним, об освобождении резидентов от таможенных пошлин и НДС для комплектующих и сырья, завозимого для переработки. Кроме того, речь шла о бесплатном предоставлении земли, дополнительных льготах по привлечению иностранной рабочей силы и бюджетном софинансировании строительства инфраструктуры. С одной стороны, эти пункты были под вопросом, с другой — возможно, они просто не вошли в первый релиз ведомства, но содержатся в полном тексте постановления, которое, как предполагается, будет опубликовано в понедельник.
Корреспондентам «БИЗНЕС Online» удалось оперативно получить комментарий у Здунова, который в момент появления радостных известий вместе с главой корпорации МСП Александром Браверманом в Набережных Челнах посещал площадку КИП «Мастер». «Это долгожданный нормативный акт. Он стал первым в России, тем более для самого большого моногорода Российской Федерации», — не без торжества в голосе отметил министр.
По его словам, постановление подписано очень вовремя — сейчас как раз многие проекты входят в инвестиционную фазу: в частности, китайская компания Haier очень рассчитывала стать резидентом ТОСЭРа и воспользоваться предусмотренными налоговыми льготами и преференциями. «Условия подписанного постановления соответствуют тем, которые мы закладывали в проект с самого начала. Когда мы только готовили заявку, то анализировали ожидания челнинских предпринимателей, да и предпринимателей из других регионов России. Мы их приглашали на наши площадки и обещали, что ТОР будет. Поэтому для нас было очень важным сдержать слово», — рассказал Здунов, добавив, что в условиях бюджетных и программных ограничений на уровне Федерации создание ТОРа в Набережных Челнах он расценивает как дополнительный инструмент для привлечения инвестиций.
О грядущем создании в Челнах ТОРа Артем Здунов впервые заявил в конце августа 2015 года во время визита в автоград (фото: business16.ru) |
10 ТЫС. РАБОЧИХ МЕСТ ПЛЮС 1 - 2% ВТП
Напомним, о грядущем создании в Челнах ТОРа Здунов впервые заявил в конце августа 2015 года во время визита в автоград. Заявки для Челнов и Зеленодольска Татарстан отправил в минэкономразвития РФ одним из первых, и министр выражал надежду, что вопрос перейдет в практическую стадию уже до конца 2015 года.
В ноябре прошлого года на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» министр экономики еще раз однозначно подтвердил, что ТОР будет создан и в Зеленодольске. К концу года заявка города уже прошла все экспертные процедуры и была вынесена на экспертную комиссию. Так что второй ТОР для Татарстана на подходе. При этом для Зеленодольска минэкономики РТ намерено снизить минимальную сумму инвестиций резидента в проект, поскольку планка вложений привязана к численности населения города.
Здунов, кстати, озвучивал и конкретную раскладку по социальным взносам, которые сократятся для работодателей с 30% до 7,6%. Так, в пенсионный фонд отчисления снижаются с 22% до 6%, в фонд ОМС — с 5% до 0,1%, в страховой фонд — до 1,5%. Такая политика, по мнению министра, вытащит из тени серый бизнес, для которого пропадет смысл играть в прятки с налоговой инспекцией. «Это будет одна из мотиваций, чтобы выйти из тени. Следующая мотивация — это отношение муниципальных органов власти и вообще среды к самому бизнесу. Я имею в виду промплощадки, где будет бесплатным подключение к сетям», — пояснял Здунов.
В общей сложности минэкономики рассчитывает получить от ТОРа в автограде 10 тыс. новых рабочих мест и дополнительный прирост валового территориального продукта в объеме 1 - 2% ежегодно. По словам Здунова, к новым условиям работы в Челнах уже проявляют интерес компании из других регионов — в первую очередь те, что хотели бы, но не могут попасть в ту же ОЭЗ «Алабуга» из-за слишком высоких требований по объемам инвестиций.
Как подчеркивал министр, программа ТОРа нацелена не на «экономическое чудо», а на диверсификацию экономики города, снижение зависимости бизнеса от градообразующего предприятия, как и программа поддержки моногородов. Сегодня первыми в очереди на получение аналогичного статуса стоят еще три российских населенных пункта, кандидатуры которых одобрил в октябре президент РФ Владимир Путин, — это Усолье-Сибирское, Гуково и Юрга. Как сообщал тогда министр экономического развития Алексей Улюкаев, всего заявки подали 16 городов из 8 субъектов РФ.
Программа ТОРа нацелена не на «экономическое чудо», а на диверсификацию экономики города, снижение зависимости бизнеса от градообразующего предприятия (фото: government.ru) |
«КТО ТЕПЕРЬ ПОЙДЕТ В МАМАДЫШ?»
Отметим, что с октябрьского решения Путина все дальнейшие социально-экономические планы мэрия Челнов связывала с прелестями безналогового режима — в первую очередь муниципальную «Стратегию-2030». Мэр автограда Наиль Магдеев прогнозировал 12-процентную диверсификацию промышленности. «Проекты от потенциальных резидентов ТОРа поступают постоянно. Они, естественно, пройдут через конкурсную комиссию. Мы заявляем их в рабочую группу, — говорил глава. — Все проекты интересные, связанные с дополнительными рабочими местами в нашем городе. Мы где-то на 12 процентов можем уйти от монозависимости, объем промпроизводства вырастет». Исполком со своей стороны занялся подбором и постановкой на кадастровый учет земельных участков для будущих резидентов, а также разработкой онлайн-сервиса, о чем рассказывал на тематическом круглом столе в «БИЗНЕС Online» начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства Набережных Челнов Радмир Беляев: «Теперь на портале есть вся информация, презентация ТОРа, образец паспорта-заявки, каталог инвестпроектов. Мы хотим, чтобы люди могли подавать заявки в онлайн-режиме. Уже поступило около 40 заявок, около 30 компаний заполнили паспорта».
Добавим, что автоград, пожалуй, заслужил свой кусок пирога — вектор экономической политики здесь давно был нацелен на соответствие чему-то вроде ТОРа. Для паломничества промышленных резидентов Челны успели обзавестись несколькими промпарками, по программе моногородов отремонтировали часть дорог в индустриальные зоны, а сам бизнес постоянно стимулировали к накоплению идей под будущие инвестиционные проекты и даже каталогизировали их. В итоге местные предприниматели входят в новую реальность не с пустыми руками. К примеру, как выяснил «БИЗНЕС Online» на круглом столе, гендиректор группы «Кориб» Олег Коробченко хочет создать в ТОРе предприятие по утилизации аккумуляторных батарей после запуска в ОЭЗ «Алабуга» завода по их изготовлению. ООО «ПромИндустрия», гендиректором которого является Николай Атласов, планирует зайти в ТОР с производством топливных гранул из древесных отходов. Владелец группы «Акульчев» Сергей Акульчев собирается построить новое кондитерское производство. Гендиректор ООО «Инжиниринг Плюс» Павел Евдокимов намерен совместно с москвичами организовать завод по производству вентиляционных систем. Здунов на конференции в «БИЗНЕС Online» упоминал также производителя автокомплектующих «Ростар», который работает сегодня с такими гигантами, как Volvo, Man, Iveco, Scania, КАМАЗ, и готов предложить свой проект на суд конкурсной комиссии ТОРа.
Местные предприниматели входят в новую реальность ТОРа не с пустыми руками |
Впрочем, есть и те, кто от создания ТОРа в Челнах проигрывает. Это в первую очередь малые города, которым теперь будет крайне сложно конкурировать за привлечение инвестиций. Эта тема обсуждалась, в частности, на декабрьском форуме промплощадок в ТПП. «Ну вот кто пойдет, например, в Мамадыш? К примеру, в Челнах сейчас такие привилегии будут (после получения статуса территории опережающего развития — прим. авт.). А министерство берет и всем одинаковые условия выставляет. Не должно быть такого!» — горячился, в частности, замглавы исполкома Мамадышского района Ильшат Дарземанов. Чтобы уравновесить условия игры, районы тоже просят льготных режимов, создания ОЭЗ районного уровня, но пока что одобрения не получили.
«ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗА МНОЙ СМОТРЯТ, ТЕМ ХУЖЕ МНЕ ДЕЛАЮТ...»
«БИЗНЕС Online» поинтересовался видением перспектив и у других ждавших этого постановления участников рынка. Как выяснилось, не все они к часу икс сохранили энтузиазм.
Руслан Мустафин — генеральный директор ООО «Луч»:
— Конечно же, быть резидентом ТОРа бизнесу будет чрезвычайно выгодно, я эти новости воспринимаю очень позитивно. И нашей компании это очень интересно, мы ждали выхода этого постановления и хотим стать резидентами ТОРа. Наша компания занимается производством теплового промышленного оборудования — установок для воздушного отопления больших промышленных зданий и промышленных котлов мощностью от 70 кВт до 1,3 МВт. Нашими клиентами являются в основном бетонные заводы. Но у нас есть идеи и новые направления, которые мы хотели бы развивать именно в рамках ТОРа в одном из промпарков в Набережных Челнах. В частности, планируем развернуть там производство пропарочных камер и камер полимеризации.
Думаю, что предприятиям будет очень интересно становиться резидентами и размещать в Челнах свои производства. Хочется сесть и внимательно почитать окончательную редакцию этого постановления, чтобы понять для себя, насколько же все-таки сложно или не очень будет вступить в эту территорию опережающего развития. Если все это будет не очень забюрократизировано, то это вызовет приток предпринимателей в Набережные Челны.
Василий Аликин — гендиректор ООО «Гефест»:
— Дело в том, что в ТОР еще так просто не попадешь, там надо выполнить такие обязательства, которые далеко не каждое предприятие выполнит. Например, 5 миллионов оборота нужно за первый год показать и 15 миллионов — за второй. Четыре года нужно сдавать отчетность. Это просто жить не дадут предприятию! Если будут какие-то провальные годы (а без них никуда), выкрутиться будет невозможно. Это будет постоянная отчетность. Ни малейшего шага влево-вправо вам сделать не дадут.
У меня был проект по производству автошампуня, который я планировал заявить. Рассчитывал инвестировать 3 миллиона рублей. Небольшие на самом деле средства. Но я отказался от участия в ТОРе только из-за таких жестких условий. На первый год у меня не было планов обернуть 5 миллионов, а они обязывают это делать. Если ты это условие не выполняешь, то тебе потом все налоги, которые ты не уплатил, возвращают обратно. Вот представьте, вы четыре года работаете — и вдруг у вас дела пошли не очень. А вы прибыль уже получили и вроде как ее потратили, но не выполнили план в 15 миллионов. Вам хлоп — и еще 3 миллиона налога падает. И куда деваться? И банкротом себя не объявишь. Поэтому лучше я рисковать не буду и свой проект осуществлю своими силами.
В целом идея ТОРа неплоха. Это только мне она не подошла, потому что я становлюсь полностью поднадзорным. Я буду обязан сдавать все свои отчетности, чтобы наглядно государству показать, как расту. А я не хочу показывать, какие налоги плачу, сколько у меня люди получают. Чем больше за мной смотрят, тем хуже мне делают, я так считаю.
Ленар Ахметов — директор АНО «Камский центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства»:
— Я ориентируюсь на количество звонков, поступивших от участников наших кластеров. На сегодняшний день по МСБ мы развиваем четыре кластера: машиностроительный, информационных технологий, мебельный и производителей полимерных изделий. И со всех кластеров звонят предприятия МСБ и говорят, что они хотят поучаствовать в программе ТОРа. К нам готовы и из Нижнекамска перебазироваться или дополнительные производства открыть у нас, чтобы получить преимущества. Если мы посмотрим по льготам, то они во многом аналогичны тем, которые действуют в особой зоне «Алабуга». Только таможенных льгот нет. А особые зоны уже доказали свою эффективность, их резиденты становятся более конкурентоспособными помимо других. Думаю, что заявок будет много. Сейчас будет ставиться вопрос по отбору. Кто все-таки максимально готов и соответствует всем требованиям? Сумма инвестиций больше 50 миллионов, количество рабочих мест. Часть, наверное, отсеется. Но львиная доля, думаю, попадет на конкурсную комиссию.
Проекты касаются открытия новых производств в мебельной промышленности, новых полимерных предприятий, кто-то заходит с иными проектами в части сельского хозяйства, изделий для сельского хозяйства, кто-то продолжает тематику машиностроения и проекты, которые будут интересны КАМАЗу. Но мы его не запускали, потому что знали, что не тянем, а вот в рамках ТОРа потянем. В 2016 году начинаем работу по созданию кластера легкой промышленности, и я думаю, что там тоже заявки будут. В данной сфере многие предприятия мечтают открыть свои собственные производства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.