Начальную стадию банкротства ввел накануне Арбитражный суд РТ в отношении компании, на балансе которой находится торгово-гостиничный комплекс «Олимп» в Приволжском районе. Причина — невыплаченный кредит Сбербанку, взятый под строительство комплекса еще в 2011 году. Как выяснил «БИЗНЕС Online», создатели «Олимпа» смогли вывести из-под обстрела две свои жилые высотки, но на коммерческую недвижимость сил в кризис уже не хватило.
НАЙТИ ПОКУПАТЕЛЯ-МИЛЛИАРДЕРА МИНКИНУ ТАК И НЕ УДАЛОСЬ
Как стало известно «БИЗНЕС Online», за последние10 дней две ключевые компании бизнес-империи «Олимп» известной в Казани семьи Минкиных — ТК «Олимп» и ТД «Олимп» — вошли в начальную процедуру банкротства. Если иск о банкротстве первой компании был подан по инициативе самих Минкиных из-за долга в 500 млн. рублей, то банкротство второй началось по инициативе Сбербанка, который и выступил основным кредитором проекта. Заседания по обеим компаниям в настоящее время проходят в Арбитражном суде РТ.
«БИЗНЕС Online» в ноябре прошлого года писал о тяжелом финансовом состоянии «Олимпа». Из-за долгов, взятых на строительство комплекса в Приволжском районе Казани, бывший депутат Казгордумы Ильгиз Минкин был вынужден выставить его на продажу. «Олимп» на улице Зорге включает в себя трехзвездочную гостиницу в 14 этажей, трехэтажный торговый центр с подземным паркингом, а также два жилых дома высотой в 18 и 24 этажа. Общая площадь торгового комплекса и гостиницы составляет 18 тыс. кв. метров. Цена за квадратный метр была довольно высокой — 100 тыс. рублей.
Во время заседаний в арбитраже, на которых присутствовал корреспондент «БИЗНЕС Online», стало известно, что общий долг «Олимпа» «тянет» на колоссальные 850 млн. рублей. Как сообщила на одном из заседаний представитель компании Альбина Шайхутдинова, около 550 млн. рублей компания должна Сбербанку. Еще около 300 млн. рублей — загадочным кредиторам, имена которых не упоминались.
Минкин пояснил, что первоначальные кредиты, начиная с 2011 года, были получены в Сбербанке на общую сумму 820 млн. рублей (кредиты «висят» на ТК «Олимп», а ТД «Олимп» «пострадал» из-за поручительства). Компанией за эти годы было выплачено около 495 млн. рублей, включая проценты и пени, однако общее тело долга уменьшилось только на 270 млн. рублей до 550 млн. рублей.
Изначально для строительства комплекса было подписано 4 кредитных договора по ставке около 10% годовых. В последующем произошла реструктуризация долга — заключен единый договор на 477 млн. рублей, проценты при этом увеличились до 13,5 - 14%. Переплата в связи с новыми условиями составила 70 млн. рублей. В итоге одна из компаний группы — «Эльфия» — сейчас оспаривает в арбитраже договор, как сказано в формулировке, «в связи с кабальностью». Параллельно по таким же причинам Эльфия Минкина как физлицо (очевидно, супруга Ильгиза Минкина), оспаривала данный договор в одном из районных судов Казани, но победить Сбербанк не удалось.
При этом Минкины смогли расплатиться со Сбербанком за строительство жилых домов, прозвучало также в арбитраже. Косвенно этот факт газете «БИЗНЕС Online» подтвердил и сам банк, который прислал в редакцию свою позицию относительно спора. «Здания торгового комплекса и гостиницы находятся в залоге у банка», — сказано в сообщении. Относительно целей судебных исков отмечено, что «действия банка направлены на реализацию имущества в конкурсном производстве и полное удовлетворение требований банка как залогового кредитора».
По словам самого Ильгиза Минкина, он надеется, что продолжения банкротного процесса не последует и до продажи комплекса с торгов дело не дойдет. Хотя бизнесмен и допускает, что комплекс может быть продан инвестору при предложении разумной цены.
Ильгиз Минкин |
КОЛЬЦО «ОЛИМПА»
В деле есть несколько моментов, указывающих на то, что Минкины решили дать бой Сбербанку. Во-первых, одна из компаний — ООО «ТК «Олимп» — банкротится по «личной инициативе», и при подаче заявлений сторона Минкиных предложила суду выбрать временного управляющего из числа членов некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Гильдия арбитражных управляющих». Возможно, был расчет на «своего» управляющего, а это всегда хорошее подспорье для защиты своих активов. Однако Сбербанк выступил с протестом, и суд сам выбрал Ильдара Габбасова из СРО «Ассоциация антикризисных управляющих».
Во-вторых, Минкины сделали и другой, более утонченный, шаг. Из материалов дела следует, что банк начал бить во все колокола после того, как в декабре 2015 года ООО «ТК «Олимп» сменило учредителя. Компанией владело ООО «Олимп» (Ильгиз Минкин — 59,8% и Эльфия Минкина — 40,2%). После пертурбаций в учредители с крошечной долей в 0,001% зашел сам Ильгиз Минкин, остальные 99,9% перешли во владение ООО «ТК «Олимп», которое тем самым остается должным выплатить стоимость доли бывшего участника. Эксперт «БИЗНЕС Online» Александр Кольцов, руководитель практики юридического агентства «Юнэкс», отмечает, что включение в состав участников Минкина объясняется тем, что по законодательству не допускается выхода из общества его единственного участника, а компания не может быть своим собственным учредителем.
После такой хитрой процедуры бывший учредитель ООО «Олимп», который еще сам недавно был должен банку, также в суде потребовал свою долю в 500 млн. рублей. Таким образом общая сумма долга Минкиных увеличилась до астрономических 1,3 млрд. рублей. Правда, часть денег он должен сам себе.
При этом Сбербанк на суде возразил против такого финта. По его мнению, ООО «ТК «Олимп» ни рубля не должно выплачивать ООО «Олимп», а если дело и дойдет до выплат, то речь может идти не о 500 млн. рублей, а, согласно задолженности, 280 млн. рублей — и лишь после полного удовлетворения требований Сбера. По поводу выхода ООО «Олимп» из состава ООО «ТК «Олимп» Минкин отметил нашей газете, что это уже юридические тонкости и что он сам непосредственно их прокомментировать не может, но при этом не исключил возможности вхождения в реестр кредиторов бывшего участника: «Он же имеет на это право».
Создатели «Олимпа» смогли вывести из-под обстрела две свои жилые высотки, но на коммерческую недвижимость сил в кризис уже не хватило |
Сам банк при этом заявляет, что действия должника в первую очередь нацелены на затягивание процедуры банкротства, особенно учитывая обеспеченность кредита личными поручительствами Минкиных. Однако не отрицает наступления возможных неблагоприятных последствий для кредитора.
Суд отказал Сбербанку во введении обеспечительных мер, отметив, что причиной невыплат является кризис в экономике и надо понимающе отнестись к положению должника. Прозвучало предложение заключить мировую. Один из судей даже прямо заявил представителям банка: «Залог, залог... Кто сейчас купит залоговое имущество? Вы же больше потеряете». С данной позицией согласилась и юрист «Олимпа», отметив, что если бы банк ранее дал им рассрочку на полгода, то подобная ситуация могла и не произойти. Сбербанк же парировал тем, что действительно переговоры имели место, но... «Не сошлись в цифрах. Посчитали экономику — они не могли бы оплачивать», — сказал юрист кредитной организации.
Также Сбербанк указывает, что две компании, входящие в группу компаний «Олимп» — ООО «Айтек» и ООО «Альфа», изменили место регистрации с Казани на Курск, после чего начали процесс реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу, что «свидетельствует о риске инициирования аналогичных процедур реорганизации в отношении предприятий группы компаний «Олимп».
Еще один ход Минкиных: ООО «ТК «Олимп» добивается аннулирования залога на несколько минимаркетов и земельный участок площадью в 11 тыс. кв. м, находящихся около основных зданий. Заявляется, что часть кредита, которая обеспечена данными залогами, выплачена и имущество должно быть освобождено от обременения.
Добавим, что поручителями по кредиту в ТК «Олимп» выступил еще ряд компаний, а также лично Эльфия и Алмаз Минкины — сын главы семьи возглавлял проект по строительству комплекса. В зале суда был упомянут и сам Ильгиз Минкин, однако, являлся ли и он поручителем, осталось за кадром.
Таким образом, можно констатировать, что семья Минкиных решила дать последний бой банку. Правда, учитывая, что они же являются поручителями по кредиту, возможностей для маневров у них не много, а козыри собраны в руках у Сбербанка.
НА РЫНКЕ ПЕРЕИЗБЫТОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ
«БИЗНЕС Online» узнал у экспертов о шансах семьи Минкиных в борьбе за «Олимп».
Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик (macroeconomics, IT&consumer) группы компаний «Финам»:
— Согласно моим оценкам, средняя продажная стоимость данных площадей немного завышена по сравнению со среднерыночными расценками. Скорее всего, удастся реализовать более-менее ликвидные площади, наиболее выгодно расположенные с точки зрения проходимости. Для реализации менее ликвидных площадей, по всей видимости, придется пойти на уступки покупателям с точки зрения предоставления дисконта или рассрочки.
На мой взгляд, общая стоимость здания торгового комплекса и гостиницы «Олимп» без учета возможного долга составляет не менее 2 - 3,5 миллиардов рублей в зависимости от состояния недвижимости и близлежащей инфраструктуры.
По моим оценкам, на рынке наблюдается переизбыток предложения качественной торговой недвижимости. Тем не менее объем сделок сократился примерно на 20 - 30 процентов по сравнению с 2014 годом из-за слабого покупательского спроса. Таким образом, наблюдается многократный рост сроков экспозиции выставленной на продажу недвижимости.
Александр Кольцов — руководитель практики юридического агентства «Юнэкс»:
— Требования Сбербанка в данном деле находятся в наиболее выгодном положении, поскольку они обеспечены залогом имущества, и в случае продажи объекта залога вырученные деньги пойдут на погашение долгов перед Сбербанком. Определяющим для удовлетворения требования банка будет стоимость предмета залога, а изменение состава участников общества на погашения долга влияния не окажет.
Тот факт, что заключены договоры поручительства, дает право кредитору требовать погашения долга и с поручителя вне зависимости от банкротства основного должника. Сбербанк в данном случае защищен вдвойне: залогом имущества и поручительством иных лиц.
Таким образом, должник оказался в сложной ситуации: освободится от долга выйдя из состава участников не получится, сомнительно также и то, что эти действия помогут значительно затянуть судебный процесс.
Таким образом, только после того, как ООО рассчитается со всеми кредиторами, оставшееся после расчетов имущество будет распределяться между всеми его бывшими участниками пропорционально размеру их требований. В случае если имущества не хватит на всех кредиторов, не будут удовлетворены и требования учредителя, поскольку они погашаются в последнюю очередь.
Минкины на основании требования о выплате доли общества не могут стать конкурсными кредиторами, чтобы включиться в реестр, необходимо иметь требования, вытекающие, например, из какого-либо договора.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.