Сергей Нарышкин
Сергей Нарышкин: «Государство обязано поддержать своих граждан и дополнительно защитить наиболее уязвимые категории. Люди ощущают на себе последствия кризисных явлений»

НАРЫШКИН ПРИЗВАЛ КРЕМЛЬ НЕ СДУВАТЬ ПОДУШКУ БЕЗОПАСНОСТИ

Сегодняшние парламентские слушания в Госдуме обещали стать «революцией», радикально меняющей экономическую парадигму России, а обернулись рефлексией экономистов, цитированием статистики и повторением пройденных истин про постепенный отказ от сырьевой экономики. Хотя на знамени мероприятия и было написано «О первоочередных мерах Федерального Собрания РФ, правительства и Банка России по обеспечению экономического роста», но на заседание почему-то не пришли анонсированные в числе участников председатель ЦБ Эльвира Набиуллина и министр экономического развития Алексей Улюкаев. Вместо них явились заместители, и они революции, разумеется, не сделали.

Слушания по традиции открыл думский спикер Сергей Нарышкин, который попытался придать своей речи социальный и даже «народнический» оттенок. Правительство не должно корректировать бюджет и реализовывать антикризисные меры за счет населения, строго призвал Нарышкин, обращаясь к сидящим в зале немногочисленным правительственным чиновникам. Чиновники сделали вид, что смутились. «Государство обязано поддержать своих граждан и дополнительно защитить наиболее уязвимые категории, а не выдумывать разные способы, чтобы залезть в пенсионные и банковские сбережения людей, еще и без их согласия, — поучал спикер. — Люди и так ощущают на себе последствия кризисных явлений по снижению реальных доходов, покупательной способности, зарплат и пенсий».

Не следует полагаться, по мысли Нарышкина, и на стабфонд вкупе с другими государственными резервами. «Они уже играют роль подушки безопасности, и не надо стараться поскорее эту подушку сдуть», — образно выразился политик. Он предупредил правительство, что отныне Госдума строже будет оценивать антикризисные предложения и поправки в бюджет, исходящие из Кремля. В случае, если эти коррективы нарушат сбалансированность бюджета или приведут к аннулированию социальных обязательств, парламент будет возражать. Впрочем, как именно возражать — блокированием ли законопроектов и инициатив или хлопаньем кресел, спикер умолчал, и правительство так и осталось в полном неведении относительно назревающего бунта. Никто даже не встревожился. К трибуне один за другим стали выходить докладчики, среди которых оказался замминистра экономического развития РФ Олег Фомичев.

Олег Фомичев начал с того, что честно признался: по итогам минувшего года реальные располагаемые доходы населения упали на 4%, зарплаты снизились на 9,5%

МИНЭКОНОМИКИ ОБЕЩАЕТ РОСТ БЕЗРАБОТИЦЫ И ФИКСИРУЕТ СНИЖЕНИЕ ОТТОКА КАПИТАЛА

Фомичев начал с того, что честно признался: по итогам минувшего года реальные располагаемые доходы населения упали на 4%, зарплаты снизились на 9,5%. Появился риск увеличения безработицы. Впрочем, в 2015 году сильного роста безработицы отмечено не было, однако теперь все может измениться. По этому поводу Кремль собирается продолжить реализацию региональных программ занятости. «Сейчас обсуждаем объемы такой поддержки», — констатировал Фомичев.

Если показатели по населению идут в минус, то у правительства они же демонстрируют стагнацию, как с удовлетворением отметил зампред минэкономики. В целом российская экономика давно адаптировалась к действию санкций и низким ценам на нефть. По словам Фомичева, спад экономической активности фактически остановлен.

«При всех проблемах, которые мы имели в 2015 году, предварительные данные на конец года за декабрь показали остановку спада экономической активности, — доложил чиновник. — Положительную динамику с сезонной корректировкой, по оценке МЭР, показали такие индикаторы, как добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство и строительство. Одновременно замедляется спад в обрабатывающей промышленности, в розничной торговле».

Еще одна радостная новость: чистый отток капитала из РФ в 2015 году снизился почти в 3 раза до $57 миллиардов. Причины, по которым отток приостановился, Фомичев не назвал: то ли капитал убежал практически полностью и потому иссяк, то ли ему действительно стало комфортнее в России. Для сравнения: в 2014 году ЦБ оценивал бегство капитала в $153 миллиарда. Ожидается, что в нынешнем году отток не превысит $53 миллиарда.

Впрочем, и на этом фоне ВВП продолжил свое падение. По первой оценке Росстата, валовый продукт в 2015 году относительно 2014-го снизился на 3,7%. «В основном это снижение произошло за счет снижения промышленного производства на 3,4 процента», — объяснил Фомичев.

Еще один, но тоже, по словам замминистра, «главный проблемный пункт» — это инвестиции в основной капитал. По данным Фомичева, они сократились на 8,4%, а оборот в сфере розничной торговли сжался на 10%.

«ЛЮДИ БОЛЬШЕ НЕ СМЕТАЮТ ПРИЛАВКИ МАГАЗИНОВ»

Вторым важным замом, делегированным на думскую трибуну, оказался первый зампред Центробанка Дмитрий Тулин. Он тут же одарил журналистов сенсационной новостью. «В рисковом сценарии, если я правильно помню, 25 долларов за баррель в 2016 году — это среднегодовая цена, — рассказал Тулин. — 35 долларов — в последующие два года. В базовом сценарии предполагается, что среднегодовая стоимость нефти в 2016 году составит 35 долларов за баррель, в последующие два года — 45 долларов».

Впрочем, как пояснил впоследствии зампред ЦБ, встретившись в кулуарах с представителями СМИ, он подразумевал «возможные варианты». Что касается официального документа, то он выйдет только в марте.

Любопытно, что в базовом сценарии цена на нефть марки Urals в 2016 - 2018 годах заложена на уровне $50 за баррель, а по оптимистичному варианту — до $75 за баррель к концу 2017 года.

Еще одно откровение от Тулина — это продекларированный им отказ от продажи золотовалютных резервов ради стабилизации курса рубля. Правда, в любом случае это не сможет решить проблему. «Это будет временная, пиррова победа, — признался банкир. — Потом все вернется к прежнему состоянию, только тогда уже резервов не будет».

Впрочем, от рубля в последнее время можно ожидать не только плохих новостей. Как отметил Тулин, ЦБ с удовлетворением фиксирует, что ослабление отечественной валюты больше не влияет так разительно на уровень инфляции. Вклад колебаний рубля в инфляцию есть, но слабый, считает зампред ЦБ. «Люди больше не сметают прилавки магазинов, не покупают товары длительного пользования, как это делалось раньше», — порадовался он.

Кроме этого, Тулин выступил против так называемой долларизации банковского сектора, которая также влияет на нестабильность рублевого курса. «Нашей целью является снижение уровня долларизации в операциях банков, то есть уменьшить удельный вес иностранной валюты и в банковских активах, и в банковских пассивах, потому что этого нужно добиваться одновременно», — заявил зампред.

Возвращать валютные кредиты становится все сложнее, отметил зампред ЦБ. «Самый экстремальный пример — заемщики по валютной ипотеке, — конкретизировал Тулин. — Но есть строители, девелоперы, владельцы коммерческой недвижимости. Выяснилось, что у многих заемщиков по валютным кредитам возникает проблема с обслуживанием долга. Валютный риск заемщиков переходит в кредитный риск для банков. И в интересах устойчивости финансового и банковского сектора и ряда отраслей реального сектора экономики нужно простимулировать банки к тому, чтобы они перестали кредитовать в валюте, хотя бы тех заемщиков, которые подвержены валютным рискам».

Напоследок представитель Центробанка обозначил приоритетные направления для финансирования. В интересах денежно-кредитной политики этими направлениями «могут стать несырьевой экспорт, малое и среднее предпринимательство, импортозамещение в широком смысле слова и продовольственная программа», — пообещал депутат Тулин.

Ильдар Халиков
Ильдар Халиков

«ВСЕ РЕГИОНЫ НАХОДЯТСЯ, МЯГКО ГОВОРЯ, В НЕПРОСТЫХ УСЛОВИЯХ»

Практически единственным представителем регионов на думской трибуне оказался в этот день премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Пятиминутное выступление в ГД стало для него парламентским дебютом, а депутатам дало повод отвлечься от грустных цифр, которыми их обильно потчевали федеральные ведомства. Красной нитью через речь прошла идея о том, что ни в коем случае нельзя подвергать секвестру антикризисные меры и вообще программы поддержки экономики.

Он скрупулезно перечислил, по каким именно направлениям получила поддержку республика в 2015 году: 2 проекта в рамках проектного финансирования, 4 — по программе фонда развития промышленности, 18 — по программе субсидирования процентных ставок, 49 — по программам поддержки малых инновационных предприятий, два — по поддержке НИОКР. Напомним, как было сказано на недавней коллегии экономического блока правительства РТ, всего за последний год 48 предприятий РТ получили из федерального центра матпомощь в размере 18,8 млрд. рублей. Не забыл он упомянуть и программу минтруда РФ по поддержке занятости — выделенный миллиард рублей помог сохранить работу 42 тыс. человек, в первую очередь на КАМАЗе.

ВРП Татарстана, в отличие от ВВП страны, не продемонстрировал падения, похвастался Халиков, показывая слайды. Несмотря на экономический кризис, по итогам минувшего года валовый региональный продукт остался без изменений. При этом в промышленности и сельском хозяйстве наблюдался рост.

«Самое главное — это сохранение объема инвестиций в основной капитал, — продекларировал Халиков. — При анализе мы видим, что те программы, которые есть, помогают сохранить инвестиционную привлекательность [республики] как для внутренних инвесторов, так и для внешних».

Впрочем, видимо, чтобы не сложилось впечатления, будто Татарстан перекармливают, Халиков добавил и ложку дегтя: «Все регионы находятся, мягко говоря, в непростых условиях. Такая же ситуация с формированием бюджета 2016 года. Сегодня он принят с дефицитом 5,8 миллиарда рублей — для нас это много. Цифра обязательных расходов — 74,7 процента, и с каждым годом эта цифра растет и уже достигла серьезных пределов». Словосочетание «майские указы» президента не прозвучало, но понятно, что социалка растет в основном из-за них.

Вывод из всего этого — меры поддержки нужно продолжать. «Поверьте, они дают отдачу», — с жаром призвал Халиков. В качестве примера он привел особую экономическую зону «Алабуга», где в настоящее время работают 48 компаний-резидентов, реализуются крупные инвестиционные проекты и создано 5,5 тыс. рабочих мест. «100 миллиардов рублей пришло на эту площадку, — подчеркнул премьер-министр республики. — И у нас нет сомнений, что еще 100 миллиардов инвестиций мы получим на особую зону «Алабуга».

Другой пример — один из старейших проектов, КИП «Мастер». «Мы его тиражируем не только в рамках Татарстана, но и в рамках России, — подчеркнул Халиков. — При общих вложениях чуть больше 1,2 миллиарда бюджетных инвестиций (50% — РФ, 50% — РТ) за эти 11 лет получено 16 миллиардов налоговых инвестиций! Хочу сказать, что сегодня это, наверное, самый большой технопарк в мире, потому что под одной крышей здесь находятся 640 тысяч квадратных метров!»

Все эти проекты, по его словам, даже в Татарстане, где есть нефть, нефтехимия, производство автомобилей и вертолетов, дают РТ 7% валового продукта. «Не было бы этих проектов, не было бы дополнительных 7 процентов, — заключил премьер. — Поэтому мы очень надеемся, что в этой ситуации не произойдет так называемых сжатий, а наоборот, те программы, которые есть, сохранятся и появятся новые».

По окончании речи татарстанского премьера провожали не дежурными аплодисментами. «Возрождение экономического могущества России», о котором лишь умозрительно говорили банкиры и федеральные политики, стало казаться немного реальнее.