Игорь Марченко: «Раньше рознице было все равно, что они продают. Теперь ситуация заставляет продавцов проверять каждую бутылку»
Игорь Марченко: «Раньше рознице было все равно, что они продают. Теперь ситуация заставляет продавцов проверять каждую бутылку»

«БЫЛИ РЕГИОНЫ, ГДЕ БЫЛ ОТКРЫТЫЙ САБОТАЖ ЕГАИС»

Внедрение новой системы учета продаж спиртного ЕГАИС оказалось в центре внимания в ходе прошедшей накануне интернет-конференции руководителя Госалкогольинспекции РТ Игоря Марченко с читателями «БИЗНЕС Online». Новые требования внедряются с большим скрипом. «На территории РФ ряд регионов не смог их реализовать, были регионы, где был открытый саботаж, в том числе среди руководства регионов», — заметил Марченко.

Проблемы оказались неизбежны и, казалось бы, в «продвинутом» в техническом плане Татарстане, который идет с опережением как пилотная в масштабах России площадка. «К сожалению, сейчас продолжаются технические сбои на сервере федеральной службы, которые не позволяют в полной мере работать как представителям оптового звена, так и розничной торговли. Планы по поставкам в розничную сеть республики за январь выполнены всего лишь на четверть. В первую очередь причина — из-за сбоев в ЕГАИС», — признал глава ведомства. — В некоторых магазинах полки стояли пустые. По некоторым магазинам было заметно: обычно алкогольные полки ломятся от изобилия, а в конце января на витрины некоторых магазинов было грустно смотреть. Многие крупные сетевики, такие как МETRO, «Ашан», просто не принимали алкогольную продукцию, пока не получали в реальном режиме времени подтверждение, что она прошла через ЕГАИС и она легальная». И пока ситуация не стабилизировалась, например, республиканский «Татспиртпром» в первую декаду февраля отгрузил товар на 95% от плана, и этого мало: чтобы покрыть январские издержки, нужно было поставить 200%. Впрочем, по мнению собеседника нашего издания, ситуация должна понемногу выровняться в течение года.

По словам Марченко, местные ретейлеры, такие как «Бахетле», «Эссен» и «Эдельвейс», жалуются на сбои продаж и просят помощи регулятора. «Боятся санкций», — напомнил Марченко о юридических последствиях продаж в обход ЕГАИС, за которые юрлица штрафуют на 150 - 200 тыс. рублей, а могут и вовсе лишиться алкогольной лицензии. Кстати, не помогает и объявленная в конце декабря поблажка с отменой штрафов до 20 апреля: она возможна лишь в случае фиксации поставок спиртного в системе, однако ретейлеры не уверены, правильно ли ЕГАИС ставит на учет их товар.

«Раньше рознице было все равно, что они продают», — констатировал Марченко. Теперь же ситуация заставляет продавцов проверять каждую бутылку.

.
ЕГАИС внедряется с большим скрипом

«АКЦИЗЫ ОТ 1 ПРОЦЕНТА ПРОДАЖ АЛКОГОЛЯ — ЭТО 2 - 3 НОВЫЕ ШКОЛЫ И С ДЕСЯТОК ДЕТСАДОВ»

Для республики первая цель ЕГАИС — не только ликвидация серого рынка, но и наполнение бюджета, напомнил гость газеты. Сейчас Татарстан ежегодно получает акцизы от крепкого спиртного на 7 млрд рублей, «пивных» — 5,7 миллиарда. При этом баланс моральной стороны и здравого смысла, по его мнению, поддерживается: «Мы объясняем населению, что 1 процент от реализации алкоголя позволит построить 2 - 3 новые школы и с десяток детских садов». В республике работает 1,6 тыс. «лицензиатов», имеющих право продавать спиртное в 7830 торговых точках, и с этих лицензий Татарстан дополнительно получает еще 60 млн. рублей ежегодно.

Бизнес борется за право обладания этими лицензиями: простой торговой точки без документа в течение двух месяцев фактически оставляет его без покупателей, рассказывает Марченко. Есть подсчеты: если продуктовый магазин получает право продавать алкоголь, его выручка прирастает на 35 - 40%, при том что в общем обороте он обычно занимает 16 - 20%. Приходят за водкой, но покупают и закуску.

О том, какими способами государству регулировать алкогольный рынок, ведется немало споров. Сейчас в правительстве идут разговоры и о возможном снижении, и о росте акциза. «В частности, наш президент говорит: «Надо сделать 30 рублей (вместо 100) за бутылку и забыть о суррогатной продукции». Это фактически, потому что если их разница будет в 30 рублей, то игра не стоит свеч. Там просто заработка не останется. И в этом случае водка будет стоить порядка 140 рублей», — рассказывает Марченко. Бюджет при этом, конечно, потеряет, зато рынок сам собой очистится.

Сама же Госалкогольинспекция Татарстана старается помимо карательных методов — анализа проб спиртного, выездов на торговые точки, штрафов и отзывов лицензии — привлекать всевозможных союзников. Ведомство дружит с алкогольной ассоциацией республики, в которую входят шесть крупнейших поставщиков спиртного в регионе. Кстати, все они казанские — в Закамье своих поставщиков не осталось. Кроме того, чиновникам удалось договориться с аптечными сетями об исключении продаж «фанфуриков» в таре менее 50 мл, рассказал Марченко. А вот с торгующими «Огуречными лосьонами» и другой парфюмерной продукцией «двойного назначения» еще непочатый край работы, говорит он.

.
Марченко похвалил работу новой команды «Татспиртпрома» во главе с Иреком Миннахметовым: менее чем за год он нарастил продажи, чего предыдущим руководителям не удавалось достичь «даже близко, и даже перспектив таких не было»

«ТУРИСТЫ ПРОСЯТ ТАТАРСТАНСКУЮ ВОДКУ И ЧАК-ЧАК»

«Говорить о том, что водка «Татспиртпрома» по качеству хуже, чем у конкурентов, нельзя, — убежден глава Госалкогольинспекции. — Это раньше продукция была нелаконичная и не привлекала взор». По его словам, «Татспиртпром» использует спирт на зерновых культурах, в том время как многие европейские производители — зерновые очистки. И сейчас, говорит Марченко, водочная продукция становится настоящим брендом: приезжие хотят видеть в качестве сувенира не только чак-чак, но и татарстанскую водку.

Марченко похвалил работу новой команды «Татспиртпрома» во главе с Иреком Миннахметовым: менее чем за год он нарастил продажи главного республиканского алкогольного холдинга за пределы республики до уровня свыше половины от объема производства, чего предыдущим руководителям не удавалось достичь «даже близко, и даже перспектив таких не было». «В любой регион заходи — надо выстраивать отношения с игроками и надо какое-то время работать в убыток», — констатирует он. «Татспиртпрому пришлось на этот шаг пойти, чтобы начать завоевывать новые рынки.

Полную стенограмму интернет-конференции с Игорем Марченко читайте в ближайшее время на «БИЗНЕС Online».