Допинговый скандал обсуждали накануне на экстренном совещании экспертного совета комитета Госдумы по физкультуре, спорту и молодежи
Допинговый скандал обсуждали накануне на экстренном совещании экспертного совета комитета Госдумы по физкультуре, спорту и молодежи

ВМЕСТО ДИСКВАЛИФИКАЦИИ — ШТРАФЫ

Очередной допинговый скандал обсуждали накануне на экстренном совещании экспертного совета комитета Госдумы по физкультуре, спорту и молодежи. Напомним, пока что из-за положительных проб на мельдоний рискуют длительной дисквалификацией среди прочих знаменитая теннисистка Мария Шарапова, безоговорочный лидер мирового конькобежного спринта Павел Кулижников и олимпийский чемпион по шорт-треку Семен Елистратов.

Основной темой дискуссии стал готовящийся законопроект, который должен ужесточить меры наказания за распространение и употребление запрещенных препаратов. В экспертном сообществе пришли к мнению, что нынешнее законодательство не в состоянии эффективно бороться с употреблением допинга. Например, в минспорте РФ убеждены, что в нынешней редакции статьи КоАП, предусматривающие дисквалификацию тренеров и работающих со спортсменами специалистов, не являются преградой, как результат — положительные пробы. Впрочем, начальник отдела антидопингового обеспечения министерства спорта РФ Наталья Желанова отметила, что за все время по этим статьям были дисквалифицированы всего два человека. Очевидно, закон в таком виде не страшит ни тренеров, ни врачей, ни другой персонал.

Поэтому в минспорте призывают усилить административную ответственность не только тренеров и персонала, но и распространить ее на спортсменов. «Необходимо сегодня усилить ответственность в КоАП, потому что у нас подпадают под ответственность только три субъекта и субъектом административной ответственности не является спортсмен. Фактически это произошло, потому что мы считали и сейчас считаем, что санкции к спортсмену предъявляются международными спортивными организациями и российскими спортивными организациями. Как видно из практики, они не справляются с этой задачей. Надо ответственность спортсмена повысить и привлечь государство к определению этой ответственности. Мы поддерживаем это концептуальное направление — это усиление и привлечение к ответственности спортсменов», — заявила замминистра спорта Наталья Паршикова.

Желанова добавила, что их ведомство предлагает прописанную в КоАП дисквалификацию заменить штрафами. «Мы предлагаем в КоАП внести не дисквалификацию, а санкцию в виде штрафа, потому как дисквалификацию спортсмен все равно несет по линии антидопинговых организаций. Если будет доказана вина персонала в рамках КоАП, то все равно будут переданы все материалы для дополнительных санкций по антидопинговой организации, которая будет до пожизненной. Поэтому мы считаем, что основное, что мы можем сегодня усилить, — это штрафы для спортсменов и персонала», — объяснила она позицию минспорта.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» первый зампредседателя комитета Госдумы по физической культуре и спорту Марат Бариев уточнил, что предлагаемый на данном этапе размер штрафов составляет от 30 до 50 тыс. рублей. Такие суммы, уверен депутат, не станут для высокооплачиваемых спортсменов, их тренеров и другого персонала значительной преградой. «Я думаю, что штрафы в таком размере работать не будут. Взять ту же Марию Шарапову, которая зарабатывает миллионы долларов, ее команда тоже получает много», — отметил он.

Ильдар Гильмутдинов
Ильдар Гильмутдинов

«ОН УЖЕ КАК СПОРТСМЕН НАКАЗАН»

Инициативу наказывать спортсменов за употребление допинга, пусть даже по КоАП, раскритиковал депутат Ильдар Гильмутдинов. «Мы должны всячески защищать наших спортсменов. В отношении них административное наказание у меня вызывает сомнения. Он уже как спортсмен наказан, отстранен, не получает зарплаты, премиальных, как профессионал он себя уже наказал. Но я же как гражданин могу употреблять запрещенный препарат, кроме наркотиков, конечно. Мне за это никакого наказания нет. Так почему мы его как гражданина будем еще преследовать? Это же неправильно», — заявил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Сам депутат еще в конце прошлого года после антидопингового скандала внес законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за склонение спортсмена к употреблению допинга. Согласно документу предлагалось тренера, врача или иное ответственное за подготовку спортсмена лицо, уличенных в склонении к употреблению допинга, наказывать штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере зарплаты или иного дохода за период до 6 месяцев с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового. То же самое деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в отношении несовершеннолетнего, с применением насилия или его угрозой, могло бы обойтись миллионным штрафом с трехлетним запретом занимать должность. Тех же тренеров или врачей, которые обманным путем давали спортсмену допинг, Гильмутдинов предлагал наказывать и вовсе штрафом до 2 млн. рублей. Впрочем, депутат почти сразу свой законопроект отозвал. «Как говорят наши коллеги, нужно синхронизировать с КоАП. Я согласен, что он не был синхронизирован с юридической точки зрения. Нормы, которые я предлагал, они посчитали очень серьезными и выбивающимися из общей позиции», — пояснил свое решение депутат.

«ПОРОЧНУЮ СИСТЕМУ В НАШЕМ СПОРТЕ НАДО ИСКОРЕНИТЬ»

Тем не менее он от своей идеи не отступил и допускает, что вскоре может внести на рассмотрение отредактированный документ. Станет ли новый законопроект депутата частью обсуждаемого в минспорте, Гильмутдинов пока затрудняется сказать. Однако сам принцип уголовного преследования тренеров, врачей и специалистов, склонявших спортсмена к употреблению допинга, парламентарию кажется более действенным, чем административное наказание. «Надо, чтобы все понимали, что нельзя ни на каком этапе, особенно несовершеннолетних, склонять, обманывать, принуждать к употреблению допинга. Они все должны понимать, что если это произойдет, то будет не только штраф, но и уголовное преследование, как некая красная карточка. Данную порочную систему, которая, надо признать, присутствует в нашем спорте, надо искоренить на этом этапе», — заявил нашему корреспонденту Гильмутдинов.

С ним в этом также согласен Бариев. «Нужно вводить и уголовную ответственность за нарушение антидопингового законодательства, но не в отношении спортсменов, не только в отношении спортсменов и в первую очередь не в отношении спортсменов. Спортсмен не сам употребляет, ему дают те или иные препараты, это не его инициатива, что дают, то и глотает. Он доверяет тренеру, врачу. Именно они должны нести ответственность», — рассказал он. Депутат уверен, что наличие статей за склонение к употреблению допинга в уголовном законодательстве, с одной стороны, заставит правоохранительные органы вести более серьезное расследование, а с другой — «будет сдерживать» тренеров и врачей. В то же время Бариев допускает даже более жесткие меры, чем предлагал Гильмутдинов. «Санкции могут быть вплоть до лишения свободы в зависимости от степени вины и тяжести участия», — добавил он.

Марат Бариев
Марат Бариев

«ВНЕСЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ — САМАЯ ЛУЧШАЯ МЕРА»

Впрочем, участившиеся в последнее время допинговые скандалы в России, по мнению Бариева, стали результатом халатности, низкой квалификации специалистов, неработающих норм законов, всеобщей надежды на авось и отсутствия прозрачности. Поэтому депутат не удивится, если среди выявленных на сегодняшний день положительных проб на мельдоний еще какая-то часть будет принадлежать российским спортсменам. «WADA на сегодняшний день уже 60 (к вечеру пятницы эта цифра выросла до 99 случаевприм. ред.) человек с мельдонием выявлены, у нас уже точно 8 человек, а это уже больше 10 процентов. Я уверен, что еще в этих 60 наши будут», — отметил Бариев.

Тем временем в минспорте рассматривать антидопинговый вопрос в уголовном поле пока считают нецелесообразным и даже избыточным, поскольку под несколько статей УК РФ уже и так попадают некоторые препараты, запрещенные WADA. «По УК РФ сегодня из списка запрещенных препаратов WADA 41 входит в перечень сильнодействующих препаратов, которые попадают под 234-ю статью, и 43 субстанции попадают в перечень наркотических средств. У нас значительная часть так или иначе попадает под действие УК РФ. Внесения вопросов в уголовное законодательство не требуется в данный момент, потому что наши спортсмены имеют ответственность не только перед общероссийскими федерациями, но и перед УК РФ», — пояснила Паршикова. Однако она не исключает, что в будущем уголовное преследование может оказаться на повестке дня, если меры административного наказания работать не будут. «Мы считаем, что внесение административной ответственности — самая лучшая мера. Если срабатывать не будет, будем думать об уголовной ответственности», — заключила замминистра.