Бу Андерссон (в центре), при всех его заслугах, которые все же были во время его руководства, сделал серьезные стратегические просчеты, которые и привели к ухудшению финансового положения завода
Бу Андерссон (в центре) при всех его заслугах, которые все же были во время его руководства, сделал серьезные стратегические просчеты, которые и привели к ухудшению финансового положения завода

ЗАЧЕМ БЫЛО «РАЗМАЗЫВАТЬ» ПРОИЗВОДСТВО НА ДВА ГОРОДА? ЭТО ТОЛЬКО УВЕЛИЧИЛО СТОИМОСТЬ МАШИНЫ…

Для меня отставка Бу Андерссона была ожидаема. Разговоры об этом начались еще в ноябре прошлого года, когда стала просачиваться информация о финансовых результатах работы автогиганта, о его рекордных убытках. До этого в общественности высказывалось недовольство большими сокращениями на предприятии. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов также в последнее время неоднократно критиковал работу иностранного специалиста. А периодически появляющаяся критика — это серьезный сигнал о том, что могут быть сделаны определенные оргвыводы. Поэтому с конца ноября отставка была уже ожидаема. Очередным толчком к ней стали рекордные убытки.

Андерссон при всех его заслугах, которые, безусловно, у него есть, сделал серьезные стратегические просчеты, которые и привели к ухудшению финансового положения завода. В планах, как я понимаю, был обозначен выход АвтоВАЗа на безубыточность и увеличение доли рынка до 20%, а получилось, что в течение прошлого года модели отечественного производителя дорожали быстрее, чем у некоторых иностранных конкурентов, и в результате цели не были достигнуты ни по доле рынка, ни по прибыли.

Конечно, тут есть и объективный фактор — падение автомобильного рынка в целом. Большинство производителей несут убытки. Все, кто работает в автомобильном бизнесе, переживают сейчас тяжелейшие времена. Но даже в этой ситуации результат по доле рынка и прибыльности мог быть лучше, а прежде всего он характеризует итоги работы предприятия.

Тем не менее Андерссон внес «живую струю» в работу предприятия. При нем АвтоВАЗ разработал новые модели и пустил их в производство. Я имею в виду LADA Vesta и LADA XRAY. В целом модели достаточно удачные. Другое дело, что слабо поработали над их себестоимостью, в результате цена получилась дороговата для данных машин. Также на заводе здорово подтянули качество выпускаемых автомобилей. Изменилась динамика самой жизни предприятия, управление по целям внедрялось достаточно успешно. Это передовая методика менеджмента. Мне кажется, ошибка была в стратегии. «Размазали» производство, перевели часть его в Ижевск, это явно увеличило себестоимость автомобиля. Для меня непонятно, зачем это делалось. На мой взгляд, это была ошибка, т. к. в Тольятти и своих мощностей было достаточно. Негативно на себестоимость автомобиля повлияло и то, что увеличилось количество импортных комплектующих. Удивительно, но в новых моделях АвтоВАЗа уровень локализации производства ниже, чем у некоторых иномарок, собираемых на территории России. В условиях падения курса рубля это также сильно ударило по себестоимости автомобилей и, соответственно, по экономическим показателям завода.

Андерссон оказался хорошим специалистом в области PR. Вспомнить прошлогодний чемпионат мира по водным видам спорта в Казани
Андерссон оказался хорошим специалистом в области PR. Вместо импортных партнеров чемпионата мира по водным видам спорта в Казани был представлен отечественный автогигант

Надо признать, Андерссон оказался хорошим специалистом в области PR. Можно вспомнить прошлогодний чемпионат мира по водным видам спорта в Казани. Вместо иностранных партнеров турнира был представлен отечественный автогигант, у российской компании была хорошая возможность продемонстрировать свои новинки для гостей со всего мира. Это очень положительно повлияло на репутацию и имидж АвтоВАЗа.

И в личном общении шведский специалист произвел на меня очень сильное впечатление. Динамичный, очень целеустремленный и заряженный человек. Он словно мотор, всегда с горящими глазами. Но возможно, что этот сверхзаряд имел и обратную сторону. Когда человек тратит много времени и сил, чтобы раскачать такую махину, как АвтоВАЗ, то меньше остается времени для глубокого анализа именно в стратегии. Но это только мое предположение. Мне кажется, что на данном этапе приглашение на пост президента российского автогиганта Андерссона было все-таки скорее плюсом, чем минусом. Он показал, что даже на АвтоВАЗе можно работать по-другому. И сама атмосфера при нем очень сильно отличалась на заводе от той, что я видел ранее. Поэтому, несмотря на негативные в целом итоги, есть и много плюсов.

МЫ СЛИШКОМ МНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПРИДАЕМ НАШЕМУ МЕНТАЛИТЕТУ. ПОСМОТРИТЕ НА РУМЫНИЮ…

При смене руководителя такого уровня в обществе всегда идут дискуссии, правильно ли это? Вспоминают и про то, что коней на переправе не меняют, и про то, что мы, русские, любим принимать решения сгоряча, на эмоциях и т. д. Любому руководителю, которому хоть раз в жизни приходилось принимать кадровое решение, знакома эта дилемма: заменить сотрудника или дать ему еще шанс. По себе знаю, как это сложно. Всегда есть риск поддаться человеческим эмоциям. Но в случае с Андерссоном решение принималось коллегиально: «Ростехом» и франко-японским альянсом Renault-Nissan. И я думаю, что это было продуманное решение.

Когда человек тратит много времени, чтобы раскачать такую махину как АвтоВАЗ, то меньше остается времени для глубокого анализа именно в стратегии
Когда человек тратит много времени, чтобы раскачать такую махину, как АвтоВАЗ, то меньше остается времени для глубокого анализа именно в стратегии

Сейчас ходят разговоры, кто же нужен АвтоВАЗу… И в случае нанятого специалиста из-за рубежа, и в случае приема на работу отечественного управляющего нет гарантии успеха, нет гарантии неудач. Западные специалисты не все хорошего и высокого уровня, не каждый может приспособиться к нашей российской действительности. С другой стороны, мы знаем немало положительных примеров, когда западные управленцы действительно вносили большой вклад и меняли работу предприятия. Тот же Андерссон немало сделал хорошего. С другой стороны, есть и российские специалисты, имеющие навыки руководства с использованием всех самых современных управленческих инструментов, они хорошего мирового уровня. Возможны оба варианта.

По поводу того, сможет ли освоиться профессионал с западными ценностями, мне кажется, мы слишком много придаем значения нашему менталитету. В каких только странах сегодня не работают современные предприятия! С каким только менталитетом! Взять ту же Румынию. В обывательском отношении она ассоциируется с большим количеством цыган, которые только и делают, что танцуют и поют. Тем не менее завод Renault там работает нормально. Поэтому, если созданы правильные условия работы, наши русские люди с нашим же менталитетом успешно встраиваются в работу многих западных предприятий.

Повышение производительности труда неизбежно, иначе не будет конкурентоспособного предприятия
Повышение производительности труда неизбежно, иначе не будет конкурентоспособного предприятия

Бытует мнение, что Андерссон перестарался с сокращениями на АвтоВАЗе. Но это было действительно необходимо. Повышение производительности труда неизбежно, иначе не будет конкурентоспособного предприятия. Вне зависимости от того, западное оно или российское, оба будут работать с издержками. Если есть избыточная численность работников, если она не дотягивает до нормативов конкурентов, никуда не денешься от сокращения. Таковы условия рынка.

Я слышал, что на пост президента АвтоВАЗа пророчат француза Николя Мора, генерального директора румынского производителя Dacia, однако я о нем ничего не знаю. Наверное, если французы его выдвигают, то они все взвесили и учли его опыт работы в Восточной Европе.

Задачи перед новым президентом концерна, думаю, будут стоять те же: безубыточность и завоевание определенной доли рынка. Выпуск современной продукции сможет это обеспечить. АвтоВАЗу надо выходить на внешние рынки. Замкнутость только на внутренний рынок может привести к большей уязвимости от рынка одной страны. Это снижение конкурентной способности. С другой стороны, замахиваться на мировые рынки сейчас АвтоВАЗу очень сложно, но, думаю, за отдельные локальные рынки, где присутствие АвтоВАЗа было традиционно сильным, обязательно нужно бороться. Очень важно продолжать интеграцию в мировую автомобильную промышленность, что началось после вхождения Renault и Nissan в состав акционеров. Существовать отдельно, обособленно от мировых глобальных автокомпаний сегодня не под силу ни одному автозаводу в мире.

Резюмируя, могу сказать: нового руководителя АвтоВАЗа ждут очень сложные задачи и очень трудные времена. Но, учитывая постоянную поддержку государства и сотрудничество с глобальным мировым автогигантом Renault-Nissan, шансы сделать АвтоВАЗ прибыльным автозаводом, выпускающим современные конкурентоспособные автомобили, есть, причем хорошие. Надеюсь, что акционеры не промахнутся с выбором нового руководителя и ему удастся вывести АвтоВАЗ из кризиса.

Фото: company.avtovaz.ru

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции