.
Как подчеркнул Марс Бадрутдинов, на встречу звали все партии, но пришли представители 18

«ВСЕГО ИМЕНИЯ ЛИШЕН, ШЕЛЬМОВАН И ИЗ ЧИСЛА ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ ИЗВЕРЖЕН, ИЛИ И СМЕРТИЮ КАЗНЕН БУДЕТ...»

О первом в России указе «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное», изданном еще Петром I 300 лет назад, напомнили сегодня участникам необычного круглого стола, который прошел в Казанском университете. На обсуждение темы управление президента РТ по вопросам антикоррупционной политики пригласило представителей татарстанских отделений политических партий. Их республиканские лидеры расселись за большим столом и были не слишком-то склонны общаться с соседями. Это объяснимо: нынешний год — выборный, 18 сентября состоится голосование за депутатов Госдумы (напомним, в Татарстане 6 одномандатных округов), и партии уже воспринимают друг друга как соперников. Как подчеркнул глава управления Марс Бадрутдинов, на встречу звали все партии, но пришли представители 18.

Однако бросалось в глаза, что среди участников круглого стола не было руководителей местных отделений парламентских партий — ни КПРФ, ни ЛДПР, ни «Справедливой России», не говоря уже о «Единой России». Организаторы, впрочем, сказали, что от ЕР представители были, однако в дискуссии они не участвовали и никаких собственных предложений о борьбе с коррупцией не высказывали. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» Артем Прокофьев, депутат Госсовета РТ (фракция КПРФ), второй секретарь рескома КПРФ сказал, что о приглашении на круглый стол по борьбе с коррупцией не слышал. «Нас не приглашали, — сообщил нашей редакции и Марсель Шамсутдинов, председатель татарстанского отделения «Парнаса». — Я бы, конечно, пришел, сказал свое мнение...»

Открывая заседание, глава управления заметил, что «тема больная», она у всех на устах, а слово «коррупция» («Мы сами удивились!») сегодня знают даже дети в детсадах. Глава президентского управления, опять же учитывая грядущие выборы, напомнил, что коррупция — одна из причин «цветных революций». В Татарстане с этим злом борются активно, но «не совсем получается так, как бы хотелось».

Сделав комплимент, мол, в политических партиях сегодня есть «профессионалы, специалисты», Бадрутдинов обратился к собравшимся: «Хотелось бы получить по всем направлениям ваши предложения, как улучшить работу по борьбе с коррупцией в Республике Татарстан. Каждое ваше обращение будет услышано». Его короткое выступление дополнил зампред Общественной палаты РТ Кирилл Пономарев, который напомнил собравшимся два любопытных факта. Первый: татарстанцы могут обратиться по вопросам коррупции в общественную приемную палаты. И второй: в Институте экономики, управления и права действует «полноценный НИИ противодействия коррупции», который по заказам органов государственной власти республики выполняет научно-исследовательскую работу и оценивает эффективность реализации антикоррупционной политики в РТ...

Интересные детали к сказанному добавил начальник отдела прокуратуры РТ Ринат Латыпов, который за столом устроился рядом с бывшим ее шефом, экс-прокурором республики Кафилем Амировым. Латыпов не без горечи заметил: «Есть возможность проведения антикоррупционных экспертиз, в том числе независимыми экспертами... Однако в органы прокуратуры за весь год не поступило ни одной экспертизы для принятия актов прокурорского реагирования». Еще он напомнил, что на сайте госуслуг имеются подразделы, связанные с противодействием коррупции: «Практически все сферы жизни в этих разделах отмечены. Там есть вопросы против коррупции в сфере образования, ЖКХ, строительства и так далее. 14 сфер. Но за весь год поступило 14 сообщений, мы каждый день мониторим...» Цифры и впрямь не впечатляли. Или наоборот, это уж как посмотреть.

Владимир Машков и Альфред Валиев
Владимир Машков и Альфред Валиев

«НА «ОТКАТЫ» УХОДИТ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ДЕНЕГ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ»

Первыми, никого этим не удивив, взяли слово «Коммунисты России». Представитель партии Владимир Машков разложил на столе листы небольшого доклада и принялся излагать факты (а сами просили!). Итак, факт первый: «...Часто упираемся в беззаконие как в стену. Вот пример: многолетнее дело с требованием передать в коммунальную собственность Казани общежитие по улице Технической, дом 39А. Оно было незаконно, по подложным документам, приватизировано ЗАО «КВАРТ» (входит в империю владельца ПСО «Казань» Равиля Зиганшинаприм. ред.) как нежилое здание, а потом якобы благоустроено как жилое. В результате жители этого общежития оказались без права на жилье в нем. То есть без права платить за жилье по социальному найму или приватизировать занимаемую жилплощадь. Сейчас людей пытаются выселить за неуплату по заявленным коммерческим (!) бешеным ценам...»

Сразу за «бытовухой» последовало бедствие всероссийского масштаба. «С конца 1990-х годов ряд высоких должностных лиц российского правительства активно препятствовал запуску в серийное производство на заводах Казани самолетов Ту-324, Ту-330, Ту-334 и авиадвигателей НК-93, АИ-22, несмотря на многие инициативы и финансовые вложения наших предприятий и руководства Татарстана с целью запуска в производство этой передовой отечественной авиационной техники. В итоге дело доведено до почти полного прекращения выпуска в Казани самолетов и авиадвигателей. Только в Казани наш авиапром лишился около 35 тысяч рабочих мест и специалистов, нередко с квалификацией, какая есть не в каждой даже развитой стране», — обличал Машков.

Марсель Ахмадуллин
Марсель Ахмадуллин

Почему в России стали покупать западную технику, Владимир Дмитриевич объяснять не стал: и так всем ясно, а уж борцам с коррупцией тем более. И перешел к проблемному ЖКХ, это одна из самых закрытых и «темных» отраслей в нашей стране. Как выяснилось, коммунисты требуют «принять комплекс организационных и правовых мер для искоренения практикуемых «откатов», на которые уходит большая часть денег при финансировании капитального строительства и ЖКХ».

Завершил Машков, как показалось, даже с некоторым оптимизмом: «Вообще, «откат», или, строго говоря, системная взятка с объема товарно-денежного обмена, — главный источник процветающей ныне коррупции и главный фактор истощения отечественной экономики. Перекрыть саму возможность «откатов» — значит почти полностью искоренить коррупцию и, предприняв еще ряд мер, достичь экономического процветания». Увы, конкретных рецептов не прозвучало.

Гузель Валеева
Гузель Валеева

ОСТАП БЕНДЕР ПРОТИВ ПОЛА ПОТА

Далее антикоррупционные выступления и предложения пошли косяком. Гузель Валеева из регионального отделения российской экологической партии «Зеленые» говорила, против ожидания, не об экологии, а о том, как материнский капитал... мешает роженице выбрать роддом и как в роддомах нашли отличный способ зарабатывать, навязывая договор по оказанию дополнительных услуг. Очень эмоционально Валеева высказалась и о районных судах, принимающих неправедные и незаконные решения, почти не скрывая этого.

Представитель Партии ветеранов России Альберт Бикмуллин говорил о борьбе с коррупцией в сельском хозяйстве. Андрей Медведев из партии «Патриоты России», рассказал, что сам 25 лет отслужил в органах МВД, и сравнил коррупцию со спрутом: как ни отрубай щупальца — вырастут новые. А само тело спрута — это финансы, это денежные ресурсы. И Медведев (все-таки фамилия обязывает!) предложил эти денежные потоки для функционеров перекрыть, перейдя сплошь на пластиковые карточки «Мир»: «Как Остап Бендер бегал со своим миллионом и не знал, куда его пристроить».

Медведеву немедленно возразил председатель регионального отделения российского общенародного союза Сергей Никитин, противопоставив Остапу Бендеру лидера «красных кхмеров»: «Пол Пот в свое время тоже сказал: «Мы отменим деньги, и империалисты не смогут подкупать партийных деятелей»...

— Оппонент появился! — обрадовался Медведев.

И на несколько минут степенная беседа превратилась в жесткий спор, когда говорили несколько человек разом, каждый отстаивая свою точку зрения. Так что Марселю Ахмадуллину, руководителю молодежного отделения партии «Родина», пришлось подождать, пока установится относительный порядок. Марсель ссылался на зарубежный опыт борьбы с коррупцией в том же любимом (или уже нет?) татарстанскими чиновниками Сингапуре, в Гонконге, где были применены драконовские меры, в странах Скандинавии, в Японии (где победа над стяжателями достигается даже не за счет законов, хороших, впрочем, но «за счет морально-нравственного воспитания подрастающего поколения»)...

Кафиль Амиров и Альберт Бикмуллин
Кафиль Амиров и Альберт Бикмуллин

«СООБЩАЮТ ТАКИЕ ФАКТЫ, ОТ КОТОРЫХ У МЕНЯ УШИ ВЯНУТ»

Особый интерес вызвало (впрочем, как всегда) выступление экс-прокурора РТ Амирова, который сразу отказался от технических средств: «Я всегда раньше говорил: прокурорский голос должен быть слышен и без микрофона». Вслед за предыдущими ораторами Кафиль Фахразеевич вспомнил — вот оно, влияние университетской научной атмосферы! — еще одного знаменитого политического деятеля, Ленина, и предложил прислушаться к его совету: надо взять то звено, потянув за которое, можно вытянуть всю цепь...

Амиров нашел в борьбе с коррупцией три таких звена. Первое — правовая информированность наших граждан, она в республике неплохая. Второе звено — правовая сознательность: «Граждане должны понимать, что давать взятку — плохо, что это нарушение». Ну и третье звено, с точки зрения экс-прокурора, проблемное для Татарстана, — правовая активность: «Когда общество, общественные институты, институты гражданского общества выявляют коррупционные направления — они здесь прозвучали, и очень хорошо прозвучали от представителей партий, но они остаются, к сожалению, только прозвучавшими. Пусть не обижается начальник управления, я у него член совета, но тем не менее меня такое беспокоит, что прозвучало, выступили и дальше забыли. Я считаю, что каждый факт должен быть доведен до логического конца... А то мы говорим: там нарушение, тут нарушение. А кого выявили? Кого посадили? Кого выгнали с работы?.. Руководство должно принимать жесткие меры...»

Тут весьма к месту Кафиль Фахразеевич вспомнил татарскую поговорку: собака поручает хвосту, а хвост — блохе, которая сидит на хвосте, и рассказал, что и сегодня ему часто «сообщают такие факты, от которых у меня уши вянут». Увы, с собравшимися он услышанным не поделился.

...Завершая круглый стол, Бадрутдинов поблагодарил всех участников и пообещал, что все предложения будут обобщены и направлены им на согласование. Ну а потом, надо думать, дела пойдут не по татарской поговорке от экс-прокурора.