Андрей  Бельянинов http://archive.government.ru/
Андрей Бельянинов сообщил о небывалом росте поставок нефтепродуктов в Беларусь дочерними предприятиями «Татнефти» и «Газпрома» (фото: archive.government.ru)

«ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ЦЕНАМ БЕЛОРУСАМ НАШИ НЕФТЕПРОДУКТЫ НА ФИГ НЕ НУЖНЫ»

За державу обидно стало главному таможеннику России Андрею Бельянинову. Глава федеральной таможенной службы (ФТС) сообщил на февральском заседании правительственной комиссии по ТЭКу (ее возглавляет вице-премьер Аркадий Дворкович) о небывалом росте поставок нефтепродуктов в Беларусь дочерними предприятиями «Татнефти» и «Газпрома». Протокол заседания комиссии накануне стал достоянием гласности благодаря «Интерфаксу» — и разразился скандал. Дело в том, что глава ФТС и вице-премьер заподозрили экспортеров нефтепродуктов в уходе от уплаты экспортной пошлины и акцизов в российский бюджет. Беларусь — член Таможенного союза, пошлина и акциз при поставках, например, бензина на ее территорию из России не взимается. Между тем белорусские партнеры уже многие годы грешат реэкспортом российских нефтепродуктов, а также собственных, произведенных из российской нефти, в Европу. Много шума в 2013 году наделал скандал с поставками в Беларусь нефтепродуктов под видом «растворителей». Тогда потери российского бюджета оценили в $1,5 миллиарда.

На этот раз Дворкович оперативно «рекомендовал» указанным российским компаниям приостановить поставки в Беларусь. Как уточнила его пресс-секретарь Алия Самигуллина, это была не устная рекомендация Дворковича, это было именно решением комиссии. В соответствии с ним ФТС, минэнерго и минфину предписано выяснить размеры ущерба для российского бюджета от неуплаченной экспортной пошлины. Кроме того, минэнерго до 31 марта должно подготовить предложения по изменению соглашения с Беларусью по схеме обмена беспошлинно поставляемой в республику российской нефти на белорусские нефтепродукты.

Сам Дворкович пояснил, что сомнения вызвало увеличение поставок в Беларусь сырья для производства светлых нефтепродуктов (очевидно, автомобильного бензина). «Речь шла всего о двух компаниях — «ТАНЕКО» и «Салават» («Газпром нефтехим Салават» прим. ред.). Речь шла не о конечных продуктах, а фактически о сырье для их производства: то есть прямогонном бензине и ряде других продуктов. Объемы увеличились резко, поэтому мы, как и когда-то с «растворителями», обратили внимание, что это, может быть, схемы оптимизации налогообложения или таможенных пошлин, и дали рекомендации приостановить поставки до выяснения ситуации», — заявил Дворкович. Вице-премьер особо подчеркнул, что татарстанская компания «ТАНЕКО» прекратила поставки прямогонного бензина в Беларусь еще накануне состоявшейся в середине февраля комиссии правительства РФ по ТЭКу, на которой рассматривался данный вопрос. «Газпром нефтехим Салават» сделал это уже после заседания комиссии.

Объем и цены поставок нефтепродуктов в соседнюю республику ни в российском правительстве, ни в указанных компаниях не уточнили. В «Газпроме» говорят, что готовят ответ на соответствующий запрос минэнерго РФ. «Объем поставки нефтепродуктов дочерними предприятиями «Газпрома» в Беларусь вырос в связи с благоприятной конъюнктурой», — пояснили в ответ на запросы СМИ в пресс-службе газового гиганта. Ответ на соответствующий запрос «БИЗНЕС Online» от пресс-службы «Татнефти» на момент публикации материала получен не был.

На альметьевской таможне также не смогли уточнить объемы поставок нефтепродуктов в Беларусь. «Мы занимаемся оформлением, то есть принимаем, выпускаем и оформляем декларации на товары. Я не могу сообщить об объемах поставок «Татнефти» в Беларусь, потому что энергоносителями занимается не альметьевский таможенный пост, а центральная энергетическая таможня в Москве», — прокомментировал начальник альметьевского таможенного поста Юрий Носков. Он также добавил, что таможня так или иначе не вправе разглашать такую информацию, т. к. она касается коммерческой деятельности компаний. В центральной энергетической таможне на письменный запрос «БИЗНЕС Online» не смогли оперативно прокомментировать действующие условия поставок нефтепродуктов в Беларусь.

Газета «КоммерсантЪ» приводит данные железнодорожных операторов, согласно которым «Татнефть» в прошлом году стала крупнейшим поставщиком в Беларусь прямогонного бензина (он производится на комплексе «ТАНЕКО» в Татарстане) в объеме 79,5 тыс. тонн. «Газпром» в основном гнал в соседнюю республику газовый конденсат. По расчетам экспертов, максимальная сумма ущерба для российского бюджета в этом случае не превысила бы 2 млрд. рублей.

Источник «БИЗНЕС Online» в одной из торгующих нефтепродуктами компаний пояснил, почему схема реэкспорта российских нефтепродуктов в Европу через Беларусь пользуется все большей популярностью. «У нас задача какая? Максимально реализовать. Топлива хватает, розничный товарооборот снижается, поэтому запланированные объемы реализовать становится все сложнее — особенно оптом. Наверное, так (через Беларусь прим. ред.) они нашли способ продать лишние объемы, — говорит наш источник. — Но я не знаю, за рубли они продали или за валюту. Уверен, что точно не за «зайчики». Беларусь резко наращивает закупку нефтепродуктов и прямиком пинает все это за бугор. В связи с девальвацией наша рублевая цена достаточно выгодная. Если белорусы покупают за рубли — это одно, если покупают по международным рыночным ценам — это совершенно другое. По международным ценам белорусам наши нефтепродукты не нужны, а по рублевым ценам это все приятно и весело. Перепродают белорусы, естественно, не за «зайчики» тем же полякам, а за евро и доллары».

Сам факт роста поставок нефтепродуктов в страны СНГ татарстанским производителем не вызывает сомнений. По данным за первые 9 месяцев прошлого года (более свежая информация пока не обнародована), выручка «Татнефти» от реализации бензина и прочего внутри России снизилась на 1,7 млрд. рублей. При этом от продажи нефтепродуктов в страны СНГ поступления выросли на 3,4 млрд. до 10,4 млрд. рублей. В целом выручка «Татнефти» за указанный период подросла на 11,4% по сравнению с первыми 9 месяцами 2014 года и достигла 414,1 млрд. рублей. В основном это произошло за счет экспорта сырой нефти в дальнее зарубежье. Однако, как видно, свой вклад вносят и поставки нефтепродуктов ближайшим соседям.

Как сообщал «БИЗНЕСС Online», продажи «дочками» «Татнефти» нефтепродуктов в страны СНГ начали стремительно расти еще в первом квартале прошлого года. За первые три месяца 2015 года они поднялись втрое. Растет и производство нефтепродуктов. В январе этого года комплекс «ТАНЕКО», принадлежащий «Татнефти», нарастил выпуск нефтепродуктов на 5,2% по сравнению с январем 2015 года, доведя его до 768,8 тыс. тонн. В феврале произведено почти 725 тыс. т нефтепродуктов. В этом году на комплексе «ТАНЕКО» планируют начать производство бензина стандарта «Евро-5», доведя его к 2018 году до 1 млн. тонн.

Аркадий Дворкович вместе с указанием остановить поставки «Татнефти» и «Газпрома» поручил разобраться с тем, поставляется ли в Россию белорусский бензин в заранее оговоренных объемах
(©Александр Астафьев, РИА «Новости»)

РОССИЙСКИЙ БЕНЗИН УТЕКАЕТ В ЕВРОПУ ИЗ-ЗА РАЗНИЦЫ В ЦЕНЕ ТОННЫ ТОПЛИВА В 6 ТЫС. РУБЛЕЙ

Почему резкий рост поставок в Беларусь произошел именно сейчас? Все дело в ценовой конъюнктуре. Ситуация на российском рынке топлива для производителей сложилась весьма неблагоприятная. В условиях кризиса падает спрос как со стороны частных автолюбителей, так и предприятий. В итоге, по данным Росстата, розничные цены на бензин с января 2015 года по январь 2016 года выросли лишь на 4,7%, что чуть ли не втрое ниже уровня инфляции. А вот цены производителей и вовсе упали на 5%.

Разрыв между внутрироссийскими ценами и экспортными увеличился еще больше. Бензин марки АИ-92 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже на конец января 2016 года стоил 32 892 рубля за тонну. Между тем, по данным компании Thomson Reuters Kortes, в странах Северо-Западной Европы стоимость тонны того же бензина составляла целых 38 726 рублей. Почти 6 тыс. рублей разницы в цене тонны топлива и толкают российский бензин на Запад. Например, в декабре прошлого года российские компании увеличили экспорт бензина более чем на треть по сравнению с ноябрем — до 553 тыс. тонн.

Еще один фактор, стимулирующий экспорт топлива, — повышение акцизов на бензин внутри России с 1 апреля этого года. На бензин акциз увеличивается на 2 рубля за литр, на дизтопливо — на 1 рубль. Это напрямую стимулирует нефтекомпании наращивать экспорт топлива. Потому что акциз они выплачивают авансом в региональные дорожные фонды в зависимости от объемов бензина, поставляемого на региональный рынок. Меньше продаешь топлива у себя — меньше платишь акциз, больше поставляешь за рубеж по более высокой цене — выручка растет. Логика здесь такая. Неудивительно, что в январе экспорт бензина вырос по сравнению с тем же месяцем 2015 года в 1,6 раза до 376 тыс. тонн.

Наконец, как пояснил в интервью «БИЗНЕС Online» эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев, на увеличение поставок нефтепродуктов в Беларусь может повлиять и решение минфина об увеличении экспортной пошлины на нефть. «Рост поставок связан с намерениями минфина повысить с 1 апреля вывозную пошлину на 39% — до $54,9 за тонну против $39,5 за тонну месяцем ранее, — говорит эксперт. — С учетом себестоимости добычи чуть менее 20 долларов за баррель вместе с текущей пошлиной точка безубыточности продаж в феврале находилась на уровне около 23 долларов за бочку, а с 1 апреля 2016 года составит почти 28 долларов. Напомним, в январе цена за нефть марки Brent опускалась до 27,88 доллара за баррель. Вероятно, компании, пользуясь льготными условиями торговли с соседним государством, создают себе операционный запас, в том числе и по нефтепродуктам, чтобы смягчить удар от повышения пошлин. В этой связи объяснимы требование Аркадия Дворковича представить копии документов и расчетов, связанных с уплатой таможенной пошлины при указанных поставках, и обеспокоенность о том, как они отразятся на российском бюджете».

«Татнефть» в прошлом году стала крупнейшим поставщиком в Беларусь прямогонного бензина (фото: tatneft.ru)


«ТАТНЕФТЬ» ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ. ОНА ПРОДАЕТ СВОЮ НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ БЕЛАРУСИ, ИМЕЕТ НА ЭТО ПРАВО»

Некоторые эксперты в качестве фундаментальной причины роста экспорта нефтепродуктов, в том числе в Беларусь, называют их переизбыток на внутреннем рынке. Однако у бизнеса, занимающегося розничными продажами бензина в России, на этот счет совсем другое мнение. «Как такового переизбытка топлива на внутреннем рынке нет, — говорит президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. — У нас есть межправительственное соглашение, по которому Беларусь поставляет какое-то количество нефтепродуктов на рынок России. Когда белорусы заходят со своим топливом в Россию, то они поставляют нам свое топливо, причем в нормальных количествах. Вот когда они заходят на наш рынок с топливом, цена на нашем рынке зачастую падает. Видимо, правительство увидело, что паритетная основа не соблюдается».

Беларусь — крайне непростой партнер в торговле нефтью и нефтепродуктами. Минск не раз и не два уличали в попытках реэкспортировать российские энергоносители, что дорого обходится нашему бюджету. В ходе последнего раунда переговоров президент Беларуси Александр Лукашенко выторговал максимально льготные условия поставок российской нефти в обмен на вступление в Таможенный союз. Начиная с этого года Россия обязалась беспошлинно поставлять в Беларусь 24 млн. т сырой нефти ежегодно. В обмен белорусские НПЗ должны поставлять на российский рынок лишь 1 млн. т бензина и других видов моторного топлива. Белорусские поставки небольшие, но они должны предотвратить рост внутрироссийских цен на бензин в период планового ремонта российских НПЗ.

Однако белорусы постоянно нарушают свои обязательства, ссылаясь на то, что продавать бензин в России им невыгодно — слишком низкая цена. Не зря Дворкович вместе с указанием остановить поставки «Татнефти» и «Газпрома» поручил разобраться с тем, завозится ли в Россию белорусский бензин в заранее оговоренных объемах.

По оценкам специалистов, в последнее время Беларусь эти поставки практически прекратила. Статистика красноречива: в 2015 году соседняя страна купила у России около 23 млн. т нефти, увеличив ее импорт на 1,8%. Заплатили белорусы за эту нефть $5,668 млрд., что на 25,7% меньше, чем годом ранее. Нефтепродуктов Беларусь в 2015 году импортировала 1,6 млн. т, почти в 4 раза больше, чем в 2014 году. Причем более 98% поставок было из России.

Экспортировала же Беларусь в 10 раз больше — 16,8 млн. т нефтепродуктов, на 22,4% больше, чем в позапрошлом году. Выручка составила $6,83 миллиарда. Еще почти $580 млн. принес реэкспорт российской нефти. Грубый подсчет показывает, что на операциях с российским черным золотом Минск за год заработал чистой прибыли в $1,5 миллиарда. Из-за падения мировых цен на нефть доход республики от нефтетрейдинга снизился, но все же Беларусь пока в плюсе. А Россия, точнее, ее бюджет — в минусе. При этом стоит учитывать, что Лукашенко удалось еще и выторговать отказ Москвы от получения львиной доли экспортной пошлины при поставках нефти и нефтепродуктов через белорусскую границу на Запад. Все пошлины теперь идут в казну нашего союзника.

Между тем проблемы с дефицитом российского бюджета нарастают. Вот и приходится ответственному за ТЭК Дворковичу демонстрировать чудеса ручного управления, «рекомендуя» остановить поставки «Татнефти» и «Газпрома». Эти компании, заметим, направляя цистерны с бензином и прочим в Беларусь, никаких законов и даже подзаконных актов не нарушали. Как отметил в интервью «БИЗНЕС Online» президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, «Татнефть» тут ни при чем, она продает Беларуси свою нефть и нефтепродукты, имеет на это право, никто не может ей запретить. Рынок есть рынок. Резкое увеличение поставок можно объяснить тем, что кто-то из других компаний не выполнил своих обязательств.

Так или иначе, но, похоже, посетившему на этой неделе Татарстан премьер-министру Беларуси Андрею Кобякову было что обсудить с президентом РТ Рустамом Миннихановым.