Руководитель аналитической службы ПАО «КАМАЗ» Борис Морозов
По мысли руководителя аналитической службы КАМАЗа Бориса Морозова, сегодня у автоконцерна нет иного выхода, как закручивать гайки

«ВЫ ВИДИТЕ, РЫНОК ПЛОХОЙ, ЭКОНОМИКА ДОХЛАЯ»

Поставщикам КАМАЗа рекомендовано ждать стука в дверь. Как рассказал сегодня на встрече с ними руководитель аналитической службы компании Борис Морозов, автогигант намерен внедрять на площадках своих поставщиков производственную систему КАМАЗа «ПСК+» — хотят того контрагенты или нет. Встреча прошла в рамках Дня корпоративного поставщика ПАО «КАМАЗ» на продолжающемся в Челнах камском инновационно-промышленном форуме-2016.

«Есть несколько иллюзий, которыми оказались поражены и камазовские поставщики, — заявил Морозов аудитории контрагентов. — Например, считается, что на КАМАЗе высокая доля накладных издержек, поэтому нам выгодно привлекать сторонних поставщиков. Ничего подобного. Примерно 90 миллиардов у нас получился объем производства, рынок завалился по нашему сектору почти на 50 процентов. КАМАЗ, чтобы хоть как-то выбираться, вынужден был подавить конкурентов и вылезти на рынке аж за 60 процентов. По идее, антимонопольщики на нас и на вас на всех должны напасть, потому что мы нарушили уже все законы о монополизации, нещадно доминируем, чтобы наш город мог работать и зарабатывать. В то же время из этих 90 миллиардов собственно КАМАЗ составляет треть. Остальные две трети — это вы».

После такого эффектного начала Морозов перешел к главному: делить нелегкую ношу с контрагентами КАМАЗ намерен во всех смыслах, включая собственную политику сокращения издержек. «Мы можем сколько угодно развивать у себя ПСК+, и мы развили, экономим миллиарды, но мы отскребаем их от тех 30 миллиардов, которые у нас остаются, — прибеднялся главный аналитик автогиганта. — За эти годы мы выскребли из себя очень многое. Мы теперь самые эффективные в стране по энергетике — у нас менее 6 процентов расход ресурсов при том, что есть огромная литейка. У нас основная зарплата в себестоимости занимает не больше 4 процентов. У вас, думаю, в лучшем случае в три раза больше. Производительность труда и его эффективность сегодня у поставщиков КАМАЗа в разы хуже, чем у самого КАМАЗа».

По мысли Морозова, сегодня у автоконцерна нет иного выхода, как, вооружившись системой «ПСК+», закручивать гайки на местах — у поставщиков. Собственные резервы экономии исчерпаны, но от убытка по итогам года это не уберегло. Чтобы компенсировать потери в текущем году, КАМАЗу необходимо добиться тотального снижения расходов еще примерно на 5% — теперь за счет закупок. Впрочем, о плохой платежеспособности КАМАЗа и удешевлении комплектующих Морозов предупреждал в завуалированной форме: «Вы можете добровольно добиться повышения эффективности производства вместе с нами, снизить затраты по отношению ко всем участникам рынка, сохранить им цены, — говорил аналитик, — Мы с вами эффект разделим. Мы получили 4 с чем-то миллиарда убытка, часть перекрыли за счет лизинга и других программ, поэтому где-то 5 процентов рентабельности нам требуется нарастить в этом году. Вы видите, рынок плохой, экономика дохлая».

.
Поставщики против насильственного внедрения у себя камазовской производственной системы возражения не высказали

«ПЛАТИТЬ ПО 500 - 700 РУБЛЕЙ ЗА ИЗДЕЛИЕ УЖЕ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ МЫ НЕ СМОЖЕМ...»

Отметим, что, согласно официальной финансовой отчетности, КАМАЗ получил за 2015 год чистый убыток в 3,3 млрд. рублей — в 7,8 раза больше, чем годом ранее. Выручка сократилась на 17% до 86,7 млрд. рублей. В начале этого года положение только ухудшилось: Морозов обмолвился на сегодняшней встрече, что в январе-феврале продажи упали еще на 18 - 20%. В марте, по его словам, рынок начал слегка оживать, к счастью, эта традиция не исчезла, но...

«Мы с вами создали крупнейшее в мире производство на 150 тысяч грузовиков: только китайцы сейчас к таким объемам подползли, — продолжал увещевать спикер. — А теперь мы встали перед выбором: либо ползем к крайней степени автоматизации и покупаем станки дороже миллиона евро, которые за час работы дают только на возобновление своей стоимости более чем на 3 тысячи рублей затрат... Вы посмотрите, много ли вы имеете деталей, на которых за час 3 тысячи рублей прибыли зарабатываете? Думаю, ни одной. Как ни взгляни, выходит, что эффективность поставок сегодня ниже критического уровня, и с ней не выживем ни мы, ни вы. Поэтому или автоматизация, или путь насилия, и мы с вами ищем новые возможности».

Необходимость сокращения «чудовищных» потерь поставщиков Морозов обосновал путем сравнительного анализа — себестоимость собственного изделия КАМАЗа против себестоимости у поставщика. За пример была взята кабина.

«Мы берем металл по 30 - 40 тысяч за тонну. Допустим, если 30 рублей за килограмм, то это плохой [на] 50 процентов. Значит, на 60 рублей ушло металла, и на эти 60 рублей зарплаты уйдет, наверное, где-то процентов 6. Уйдет брутто 30 процентов накладных расходов, и деталь получится рублей за 100. Плюс контроль, проверки — выходит 120 - 130 рублей, это у нас нижний уровень собственного производства. А теперь пересчитайте на килограмм собственные изделия — по 500 - 700 рублей мы у вас покупаем. Уже в ближайшее время мы этого делать физически не сможем, с этим надо начинать работать. Для нас возможности бережливого производства почти исчерпаны, остается только повышать скорость производства».

.
Выставка техники перед Ледовым дворцом

Какие блага получат контрагенты, внедрив у себя камазовский опыт? По словам Морозова, они смогут сократить время поставки до 90% и через это либо удвоить бизнес без расширения площадей, либо сократить издержки на 14 - 20%. Система «ПСК+» сделает поставщиков настолько быстрыми, что конкуренты отпадут сами собой. «Если мы придем и начнем с вами заниматься вашим производством, общий цикл изготовления от нашего заказа до вашей поставки может сократиться в 7 - 10 раз. Это дает до 14 процентов снижения себестоимости, а то и до 20 процентов. Главная характеристика — это скорость производства. Если вы будете делать быстро, мы будем легко с вами взаимодействовать. Фактически, если вы проанализируете свое производство, вы увидите, что в общем цикле деталь находилась в работе очень недолго, менее 10 процентов времени. Долго она лежала — ждала контроля, закалки, чего угодно. Это ожидание съедает ваши деньги, а значит, и наши», — разворачивал захватывающие перспективы руководитель аналитической службы.

Отметим, что аудитория поставщиков против насильственного внедрения у себя камазовской производственной системы ни единого возражения не высказала — напротив, манифест Морозова удостоился аплодисментов.

Директор Центра закупок ПАО «КАМАЗ» Виктор Бурасов
Директор центра закупок ПАО «КАМАЗ» Виктор Бурасов: «Кабина будет стопроцентно изготавливаться здесь — штамповка, сварка, окраска и сборка»

«КАБИНА У КАЖДОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ БУДЕТ СВОЯ: У MERCEDES — ОДНА, У КАМАЗА — ДРУГАЯ»

Есть для поставщиков и хорошие новости чисто производственного характера: в течение двух недель на корпоративный портал закупок КАМАЗ выложит перечень комплектующих для локализации кабины Actros. Об этом сообщил директор центра закупок ПАО «КАМАЗ» Виктор Бурасов.

«КАМАЗ строит завод каркасов кабин, уже готов котлован, забиты сваи, впереди строительство корпуса и оборудование, — сказал Бурасов, приглашая поставщиков поучаствовать в подготовке к грядущей локализации. — Я думаю, что в следующем году новый завод заработает в полную силу. Кабина будет стопроцентно изготавливаться здесь — штамповка, сварка, окраска и сборка». В производственном корпусе разместятся логистическая база, участок сварки каркасов кабин и окрасочное производство совместного предприятия ПАО «КАМАЗ» и Daimler AG под названием ООО «Даймлер Камаз Рус». Напомним, первое СП производители создали в ноябре 2009 года — оно занимается выпуском и продажей грузовиков Mercedes-Benz в России. Первоначальные инвестиции каждой из сторон составили 5,9 млн. евро. Совместное предприятие выпускает более 30 модификаций 4 моделей автомобилей: Axor, Actros, Atego и Unimog, а также среднетоннажные грузовики Fuso. В целом его мощность рассчитана на 4,5 тыс. автомобилей.

Одновременно с подготовкой к локализации Actros в планах КАМАЗа остается и локализация кабины Axor, которая используется сегодня на новом модельном ряде грузовиков. Как сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, Axor к настоящему времени локализован на 40%, сварка его каркасов сейчас производится на прессово-рамном заводе КАМАЗа.

Впервые о строительстве нового производства гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин заявил в сентябре 2015 года на автосалоне Comtrans-2015 в Москве
Впервые о строительстве нового производства гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин заявил в сентябре 2015 года на автосалоне Comtrans-2015 в Москве

Впервые о строительстве нового производства гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин заявил в сентябре 2015 года на автосалоне Comtrans-2015 в Москве. Он тоже обещал показать новую кабину в 2017 году. «Мы считаем, что работа с нашим акционером гарантирует исключение ошибок, — говорил полгода назад Когогин. — В сегодняшнем мире надо признать, что кабина Daimler — самая современная. То, что Daimler впервые в истории согласился передать права на производство на территорию другой страны, считаю, это победа КАМАЗа и подтверждение нашего альянса в долгосрочной перспективе». Перспективным ценником кабины Когогин делиться не стал, намекнув лишь, что завод рассчитывает на уровень цен Mercedes. Следующей весточкой о будущем производстве Actros стал релиз КАМАЗа непосредственно о начале строительства. Официальный старт работ состоялся 9 марта — стройка началась рядом с главной сборочной площадкой КАМАЗа.

Каркасы кабин будут поставляться как на сборочный конвейер КАМАЗа, так и на производство Mercedes-Benz. В настоящее время кабины Actros выпускаются в Германии на заводе в Верте, однако на СП в автограде будет применена новая технология производства, которой на сегодня у Daimler нет. «Завод займется производством каркасов, но кабина у каждого производителя будет своя: у Mercedes — одна, у КАМАЗа — другая», — пояснил Афанасьев.

Напомним, изначально КАМАЗ планировал использование кабины Daimler на переходный период — до запуска в серию собственной разработки. «У нас своя кабина готова, и мы готовы были под нее строить завод и покупать оборудование, но ситуация изменилась — в условиях девальвации и санкций вариант Actros оптимален. Мы получаем новую технологию, новый продукт с меньшими затратами», — сказал собеседник нашего издания.

Actros
В течение двух недель на корпоративный портал закупок КАМАЗ выложит перечень комплектующих для локализации кабины Actros

ХОРОШО, НО МАЛО: ТЯГАЧИ ЗАКОНЧИЛИСЬ

Как выяснилось на встрече, при непрерывном падении камазовских продаж в целом не всегда получается удовлетворить спрос на магистральные тягачи 5490 КАМАЗа. Бурасову напомнили, что еще вчера, на выставке первого дня форума, такая машина стояла у входа в Ледовый дворец, а сегодня... она уже ушла покупателю. Звонок же в Торгово-финансовую компанию выявил полное отсутствие доступных тягачей. Бурасов подтвердил, что весь выпуск 5490 уже полностью законтрактован, и сообщил, что в марте КАМАЗ сделает 190 таких машин, в апреле — 220, с мая — по 350. С одной стороны, есть чем гордиться — продукцию отрывают с руками. С другой, возникает вопрос: раз есть неудовлетворенный спрос, то почему в феврале КАМАЗ отдыхал 15 дней, а в марте — из 21 дня работает 19, причем 4 дня их них — на временных работах? Как выяснилось, подвели прогнозы маркетологов с их трехмесячным планированием.

«По отдельным моделям у нас есть ограничения, это нормально, — ответил Афанасьев, — У нас 40 основных моделей, мы не можем одномоментно переключиться на производство, к примеру, только полноприводных моделей — для этого пришлось бы изменить производство. И по магистральным тягачам есть определенные ограничения с точки зрения сборки кабин, технологий, закупок. Мы закупки планируем заранее, и наши маркетологи прогнозировали заказ по автомобилям нового модельного ряда, а сейчас мы видим его увеличение. Соответственно, потом будет выпущено больше тягачей, чем предполагалось бизнес-планом. В любом случае работать на склад в условиях кризиса мы не будем. Любой заказ мы отработаем в течение трех-четырех месяцев».