Список печальных дат в истории российской авиации пополнила ночь с 18 на 19 марта, когда в Ростове-на-Дону потерпел крушение пассажирский «Боинг-737-800», следовавший рейсом Дубай — Ростов-на-Дону. Погибли все 55 пассажиров и 7 членов экипажа. В отличие от казанской трагедии 2013 года, ничто не предвещало беды: авиакомпания FlyDubai, принадлежащая ОАЭ, не испытывает финансовых проблем, борту — пять лет, а экипаж — сплошь иностранцы. Неужели во всем виновато решение садиться в нелетную погоду?
«Боинг-737-800» разбился при посадке в аэропорту Ростова-на-Дону (фото ©Стрингер, РИА «Новости»)
ОБЛОМКИ РАЗБРОСАЛО НА 1,5 КМ
Очередная трагедия воздушного судна случилась в России этой ночью. В 3 часа 50 минут по московскому времени пассажирский «Боинг-737-800», следовавший рейсом Дубай — Ростов-на-Дону, рухнул на территории аэропорта в месте прибытия. На борту находились 62 человека, включая 4 детей и 7 членов экипажа. Все они погибли. Помимо россиян на борту были и пассажиры-иностранцы, В салоне «Боинга-737-800» предусмотрено до 189 мест, следовательно, самолет был заполнен примерно на треть.
Лайнер садился в условиях плохой видимости — в Ростове-на-Дону в ночь с 18 на 19 марта было объявлено штормовое предупреждение, в МЧС сообщили о сильном ветре с порывами до 28 метров в секунду. Самолет упал в 50 - 100 метрах от взлетно-посадочной полосы. При столкновении с землей «Боинг» развалился на части и загорелся. Обломки разбросало на 1,5 километра. Сообщается, что самолет дважды заходил на посадку. При второй попытке у самой земли резко задрался нос лайнера, и он зацепился хвостом за землю. По данным сайта Flightradar, борт два часа кружил над аэропортом, сделав 10 дополнительных кругов.
Борт два часа кружил над аэропортом, сделав 10 дополнительных кругов |
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье о «Нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц» (часть 3 статьи 263 Уголовного кодекса). Для расследования авиакатастрофы создана усиленная следственно-криминалистическая группа, в которую вошли 50 сотрудников следственного комитета России. Следователи и криминалисты приступили к работе на месте происшествия. На месте трагедии работают свыше 700 человек и более 100 единиц техники. МЧС запустило горячую линию по номеру 8 (863) 239-99-99 по ситуации, связанной с падением самолета. С родственниками погибших работают психологи.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев (слева) и начальник Южного регионального центра МЧС РФ Игорь Одер на заседании штаба по расследованию причин катастрофы «Боинг-737-800» (фото ©Сергей Пивоваров, РИА «Новости»)
В ростовском аэропорту работает оперативный штаб под руководством губернатора области Василия Голубева. Аэропорт в течение суток не будет принимать и отправлять рейсы. Сейчас ведется поиск бортовых самописцев и останков погибших пассажиров. Процедура опознания тел погибших пройдет в Ростове-на-Дону. Губернатор Ростовской области принял решение о выделении 1 млн. рублей для семей погибших. В ростовский аэропорт прибывают их родственники. 20 марта объявлено в области днем траура. Соболезнования в своем аккаунте Instagram выразил и президент РТ Рустам Минниханов.
Соболезнования в своем аккаунте Instagram выразил президент РТ Рустам Минниханов |
«НЕТ НИКАКИХ ОСНОВАНИЙ ДУМАТЬ, ЧТО НА БОРТУ МОГЛА БЫТЬ БОМБА»
Эксперты называют три причины катастрофы под Ростовом-на-Дону: техническая неисправность, плохая погода и ошибка пилотов. Исполнительный директор FlyDubai Гейт аль Гейт на экстренно созванной пресс-конференции поспешил заверить: «Нет никаких оснований думать, что на борту могла быть бомба».
Случившееся — это первая катастрофа в истории компании FlyDubai, основанной в 2009 году властями эмирата Дубай и осуществляющей вылеты из огромного аэропорта столицы эмирата. Один из представителей авиакомпании в России в неофициальном разговоре сообщил, что для компании случившееся стало настоящим шоком. Парк самолетов у компании новый, за безопасностью здесь строго следят и при даже малейших намеках на неисправность снимают авиасудно с рейса. По данным портала Flight Radar, лайнер под серийным номером 40241 был выпущен в декабре 2010 года, то есть самолет совсем новый. Что касается аэропорта в Ростове-на-Дону, то, по словам собеседника «БИЗНЕС Online», его расположение — в черте города — создает некоторые неудобства при подлете. Сейчас в этом городе строят новый современный аэропорт.
По данным портала Flight Radar, лайнер под серийным номером 40241 был выпущен в декабре 2010 года, то есть самолет совсем новый |
В пресс-службе FlyDubai нашей газете дали следующий официальный комментарий: «Авиакомпания FlyDubai с глубочайшим сожалением подтверждает 55 погибших, включая 33 женщины, 18 мужчин и 4 ребенка, в результате сегодняшнего происшествия на рейсе FZ981. Среди погибших 44 гражданина Российской Федерации, 8 граждан Украины, 2 гражданина Индии и 1 гражданин Узбекистана. В настоящий момент мы связываемся и предлагаем помощь родственникам пассажиров и членов экипажа, которые находились на борту. Исполнительный директор FlyDubai Гейт аль Гейт при поддержке всего управляющего состава авиакомпании руководит действиями по ликвидации последствий происшествия. На данном этапе все наши усилия направлены на установление обстоятельств авиационного происшествия и предоставление всесторонней поддержки компетентным органам. Команда оперативного реагирования FlyDubai в настоящее время выехала в Ростов-на-Дону».
©МЧС РФ, РИА «Новости»
«ТАМ, КАК И В КАЗАНИ, САМОЛЕТ РУХНУЛ ПРИ УХОДЕ НА ВТОРОЙ КРУГ»
По мнению председателя совета директоров аэрогруппы «Тулпар» Азата Хакима, ростовская катастрофа очень похожа на казанскую, когда в ноябре 2013 года в аэропорту столицы Татарстана разбился «Боинг 737-500»: «Там тоже самолет рухнул при уходе на второй круг, только у нас он вошел в землю под углом в 80 градусов, а тут, по предварительный данным, угол составлял 60 градусов. Также наблюдается потеря управляемости самолета. Будем ждать выводов комиссии».
©Сергей Пивоваров, РИА «Новости»
Напомним, расследование авиакатастрофы в Казани длилось целых два года, в итоге основная ответственность была возложена на непрофессионализм пилотов и системные недостатки в их подготовке. Однако с этими выводами согласились не все: к выводам МАК особое мнение приложила Росавиация, считающая, что одной из возможных причин авиакатастрофы могло стать заклинивание руля высоты, к которому привела критическая неисправность. В этой связи МАК даже объявлял об отзыве летных сертификатов у всех «Боингов» страны, однако в ноябре 2015 года полномочия по сертификации постановлением правительства РФ у него отобрали.
©Сергей Пивоваров, РИА «Новости»
В случае с нынешней авиакатастрофой наш собеседник предлагает не торопиться с выводами. «Никогда катастрофа не бывает только по одной причине, случается цепочка случайностей и факторов, которые встречаются в одной точке. Наверняка там эти косвенные причины также повлияли на такой печальный исход». «Боинг-737-800» — это летающий компьютер, а летчик там оператор, — говорит Хаким. — Во взаимодействии человека и машины при изменении конфигурации полета получается очень опасный момент. Тут речь идет о долях секунды, особенно при уходе на второй круг вблизи земли. При взаимодействии компьютера с летчиком в этой ситуации то ли электроника опаздывает, то ли летчик не те действия выполняет. Это такой критический момент».
Тем не менее его удивляет, что пилоты «Боинга» два часа кружили вокруг аэропорта, в то время как неподалеку был аэропорт города Краснодар с более благоприятными погодными условиями. «Уйди, пережди там погоду, а потом просто перелети из Краснодара в Ростов, в конце концов. В крайнем случае на автобусе можно людей перевезти, а они пошли на неоправданный риск», — говорит эксперт.
Отмечает он и возможные проблемы в коммуникации между пилотами, ведь сообщается, что только один член экипажа был россиянином, остальные — грек-киприот (командир экипажа), граждане ОАЭ, двое испанцев. «Меня одно смущает в авиакомпаниях такого типа — экипаж укомплектован из разных стран (руководитель экипажа был гражданином Кипра, в него входили представители еще нескольких стран — прим. ред.), насколько я понимаю, — говорит Хаким. — Слетанность у них, конечно, не очень высокая. Когда представители разных наций в одной кабине, найти общий язык тяжело, особенно в критических ситуациях это очень важно. Нужно, чтобы с полувзгляда друг друга понимали».
©Сергей Пивоваров, РИА «Новости»
«ЭТО САМОЛЕТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, ОН СПОСОБЕН СОВЕРШАТЬ ПОСАДКИ В ЛЮБЫХ МЕТЕОУСЛОВИЯХ»
«Ситуация разворачивалась в течение длительного времени, они ждали в зоне ожидания улучшения погоды, — рассказал «БИЗНЕС Online» бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов. — Очень похоже на то, что при заходе экипаж сам себя загнал в эту ситуацию: сначала долго ждали, а потом в ночных условиях с сильным ветром начали садиться. Кроме того, если они включили посадочные фары, могли потерять пространственную ориентацию на секунды или доли секунды, а при сильном порыве ветра самолет создал крен и зацепился за взлетно-посадочную полосу».
©Стрингер, РИА «Новости»
«Очень похоже, что это ошибка экипажа и они не справились с управлением, — полагает Романов. — Я не знаю всех обстоятельств, почему они ждали, возможно, перешли рубеж, за которым просто не хватало топлива». При этом эксперт высоко охарактеризовал авиакомпанию FlyDubai и парк ее самолетов. «У FlyDubai очень хорошая репутация, до этого у них не было катастроф, это первый опыт, — отметил Романов. — Подготовка экипажей у них очень хорошая, во FlyDubai и Emirates подбирают самых опытных летчиков со всего мира».
Особенности аэропорта Ростова-на-Дону наш эксперт отверг в качестве причины трагедии: «Особенностей аэропорта в Ростове нет, есть особенности погоды — в основном это сильные порывистые степные ветры, так называемые низовые ветра, которые могут создать сдвиг ветра при заходе на посадку, кроме того, часто происходят ливневые заряды. Свою роль сыграл и заход на посадку в ночных метеоусловиях».
©МЧС РФ, РИА «Новости»
По мнению эксперта «БИЗНЕС Online», возраст самолета также не повлиял на катастрофу. «Боингу», который упал, было всего лишь 5 лет, он был в «юном» возрасте по нормам самолетов, — объяснил Романов. — Это самолет нового поколения, он способен совершать посадки в любых метеоусловиях. Но в данном случае была большая зависимость от ветра, а когда боковой ветер составляет более 10 метров в секунду, это не позволяет садиться в автоматическом режиме, и, по правилам, надо выполнять ручное управление».
Тот факт, что трагедия произошла фактически в день годовщины присоединения Крыма, сразу же породил и версии о возможном теракте — тем более что все помнят историю с египетским лайнером А321. Правда, на этот раз дело может быть не в бомбе. «Если этот «Боинг» соединить с тем, который разбился в Перми когда погиб легендарный генерал Владимир Трошев и «Боингом», который завалился в Казани, на борту которого был сын президента РТ, получится интересная мысль, — говорит политолог Андрей Девятов. — Дело в том, что после 11 сентября 2001 года американцы на «Боингах» при проведении регламентных работ модернизируют систему управления самолетом, которая позволяет им через космические спутники управлять кораблем. Таким образом, они «Боингу» могут дать команду на отключение пилотов от управления самолетом, после чего самолет — тюк носом об землю».
Между тем рейсы авиакомпании FlyDubai в Дубай из Казани вылетают дважды в неделю — по средам и субботам (сегодня вылет запланирован на 14:25). Как рассказал «БИЗНЕС Online» президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов, загрузка самолетов до сегодняшнего дня в направлении Дубай была довольно высока, от 70% до 100% на каждом рейсе. «После отмены полетов в Турцию это в данный момент самое популярное направление», — добавил Мифтахов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 86
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.