В одном из своих последних интервью великий голландский футболист Йохан Кройф сказал, что в борьбе с раком, который у него обнаружили несколько лет назад, он ведет со счетом 2:0. Однако болезнь все-таки взяла свое — накануне Кройфа не стало. В жизни, к сожалению, нет, как в футболе, дополнительного времени. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» представляет перевод статьи Мигеля Делайни, в которой рассказывается о том, каким был Йохан Кройф и почему его называют Великим.
Йохан Кройф (фото: fcbarcelona.com) |
«ДЛЯ ФУТБОЛА КРОЙФ ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО БОУИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»
Обсуждая трансферную политику какого-то определенного европейского клуба, Йохан Кройф становился возбужденным.
«Я прочитал в газете, что эта команда следит за одним игроком, вторым, третьим. Они идиоты, ведь эти игроки настолько разные, как они могут рассматривать их на одну позицию?»
«В футболе существует много разных вещей. Люди, которые покупают, люди которые продают, или люди, принимающие решение о переходе или отклоняющие его. Это то, что необходимо команде».
«Это абсурд».
Последние два слова он повторит раза четыре за 40-минутное интервью. Очевидно, что Кройф до сих пор разочаровывается многими ортодоксальными вещами в футболе, виде спорта, который он всегда считал недалеким и даже ограниченным.
Иногда он проводит время за занятием другим видом спорта и порой выглядит ничем не примечательным пенсионером. Закончив игру в гольф в четверг после полудня, он сетует на несколько утренних неудачных ударов из-за ветра, а группа подростков поблизости даже не подозревает, кто он, хотя на некоторых из них футбольные свитера.
Для футбола он то же самое, что Дэвид Боуи для современной музыки. Его новаторский образ мышления, подчеркнувший его великолепный футбольный талант, сделал его, пожалуй, самой влиятельной фигурой в истории футбола.
В начале 70-х Кройф создал «Аякс», который изменил футбол, структуру, которую он позже внедрил в «Барселоне», доминировавшую по части понимания игры. Все это помогло ему стать главной фигурой одной из основополагающих спортивных философий.
То, как он думает, мыслит, было столь же захватывающим, как и то, как он играет. Когда его спрашивали о карьере, он отвечал всегда развернуто, концептуально. Многие его цитаты стали легендарными. Некоторые из них парадоксальны, другие будто вечные мудрости, по-прежнему использующиеся при обучении детей.
Однажды ответ на вопрос об «Аяксе» 70-х годов закончился такой историей:
«У нас типичный менталитет, потому что голландцы повсюду: от Японии до Индонезии, до Нью-Йорка, который был Нью-Амстердамом, до Кейптауна. Страна довольно маленькая и для нее характерно всегда пробовать что-то новое и наблюдать за тем, что происходит в мире. Это то, чем они занимаются. Это может быть спорт или же бизнес, мы видим нечто подобное в лыжах, в хоккее, в бейсболе. Что может сборная Голландии по бейсболу противопоставить японцам и американцам? Нужно пробовать новое. Может быть, 10 лет вы ничего не будете слышать, потому что будет не так много людей, но они будут способными.
«Это страна, где все говорят, все думают, у каждого есть свое собственное мнение ... И именно поэтому они везде. Это хорошее качество, но в то же время это их худшее качество».
ФУТБОЛ КАК ФОРМА СОЦИАЛИЗМА
Большое влияние на Кройфа в раннем возрасте оказал английский тренер «Аякса» Вик Буккингем. Он приехал в Амстердам из «Тоттенхэма» в 1959 году и начал изменять «Аякс» еще до прихода Михелса и Кройфа.
«Букингема я знал очень хорошо, потому что жил неподалеку от стадиона, когда был маленький».
В нечто более глубокое превращается даже обсуждение целей организации — фонда Кройфа. Это напоминает фразу Билла Шенкли о футболе как форме социализма.
«Что такое спорт, помимо физических упражнений, которые вы делаете для себя? Это играть вместе, пробовать что-то, становиться лучше каждый день, выигрывать вместе, проигрывать вместе, помогать кому-то. Это — жизнь. Это жизнь на все 100 процентов».
«В нашем фонде 14 правил, и если, независимо от того, что он делает, будет им придерживаться, он будет прекрасным человеком».
Согласно первому правилу нужно быть «командным игроком»: «Чтобы чего-то достигнуть, нужно держаться вместе». Одно из последних правил гласит, что нужно каждый день пробовать что-то новое.
Согласно этому интересны были бы перспективы Кройфа в таком индивидуальном виде спорта, как гольф, ведь он был игроком, наиболее полно отражавшим идею того, что индивидуальное мастерство лишь расцветает в коллективной системе.
«Есть много хорошо развитых индивидуальных видов спорта. Если мы говорим о разнице между футболом и гольфом, то у игрока в гольф есть помощник-водитель, тренер по ударам, а в футболе один тренер на 15 человек — это абсурд!»
«Вы отвечаете, что да, но в гольфе вам нужно водить, но в футболе вам нужна ваша левая нога, ваша правая нога, чтобы пасовать, контролировать мяч, вам нужно видеть, что делают ваши 10 партнеров по команде, множество вещей вовлечены в процесс. Вот поэтому нужно изменить многие из них».
Это было то, чем занимался «Аякс», когда в 1965 году его возглавил Михелс.
«Все разные, у всех разные игровые качества и мастерство, но все в команде должны иметь один менталитет. Это значит, что ваши качества должны быть ценны для команды, ведь, в конце концов, лучшим игроком не стать в той команде, которая все время проигрывает. Это невозможно».
«Это то, о чем я говорю. Читая газету и видя, что клуб интересуется тремя различными игроками на одну позицию, вы говорите: «Как можно смотреть на этих трех? Кого вы ищете? Кого-то, кого называют защитником или определенный тип защитника? Это большая разница».
(фото: fcbarcelona.com) |
«ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ВАМ ОБУЧАТЬСЯ, — ЭТО ОШИБКИ»
В конечном счете специфический стиль игры стал использоваться повсеместно на высоком уровне. С помощью Кройфа этот подход, изначально разработанный в «Аяксе», адаптировала «Барселона» и сборная Испании, а позднее — «Бавария». Принципы остались все те же: эти клубы стремятся контролировать мяч, а при потере стараются большими силами вернуть его.
«В чем разница между хорошим и плохим игроком? В скорости мышления. Если у вас она выше, то старайтесь провоцировать соперника, владеющего мячом, на ошибки. И самое главное — это то, насколько быстро вы можете поменять настрой с атакующего на обороняющийся и наоборот. Первый защитник — это нападающий, который может оказать давление на соперника, начав защитные действия».
«Я думаю, что игра «Барселоны» доставляет удовольствие всем, кто любит футбол, потому что техническое мастерство на самом высоком уровне, и каждый маленький ребенок может попытаться повторить то же самое. Кто-то пробегает 100 ярдов за 9 секунд и вы не можете этого повторить — это не так. Если вы хотите играть в баскетбол, то вы должны быть два метра ростом. В противном случае вы не сможете играть. Здесь же каждый может играть и каждый может развиваться. Это самая хорошая вещь, что есть в футболе».
«Многие считают, что делать ошибки — это проблема. Я так не думаю. Суть ошибок в том, чтобы сделать вас лучше до тех пор, пока вы чему-то не научитесь. Единственный путь, который помогает вам обучаться, — это ошибки. Делая что-то хорошо, вы ничему не научитесь. Это невозможно».
«Футбол — игра ошибок. Если проанализировать их и поставить кого-то мастеровитого туда, где больше всего ошибок, он уменьшит их количество, а значит, добавит возможностей».
«Мы не говорим, что пас был хорошим или плохим. Если была возможность сделать лучшую передачу, почему он ей не воспользовался? Видел ли он ее или нет, или был не способен ее выполнить? Нужно собираться и анализировать. Большую часть времени нужно анализировать, почему он не делал другие вещи. Вот где все начинается, совершенно другая игра. Если вы проанализируете это, вы сможете это натренировать».
Преобразование «Барселоны» с приходом Кройфа в 1988 году было почти столь же глубоким, как и «Аякса» в конце 60-х. За предыдущие 28 лет каталонцы выиграли лишь два чемпионских титула. За 25 последующих они стали 12-ти кратными чемпионами, 4-х кратными победителями Лиги Чемпионов. Говоря о подобной метаморфозе, Кройф рассуждает так, будто это было элементарно.
«Когда мы пришли, все было плохо. Мы стали это менять. Не было смысла продолжать то, что делалось неправильно».
«У меня было определенное преимущество, ведь я там играл. Я знал их менталитет, знал, что они делают, о чем думают, поэтому было проще создавать некоторые правила».
Когда его родные Нидерланды в финале чемпионата мира 2010 года уступали Испании, Кройф назвал их игру антифутболом, выразив свою поддержку испанцам.
«Нельзя сказать, что это лучше, чем то, или то лучше, чем это. Многие люди сравнивают Месси и Роналду. Они совершенно разные. Вы не можете сравнивать их. Они оба великие, но они разные. Таким образом, вы не можете сказать, кто из них лучше. Вы лишь можете сказать, кого вы предпочитаете, чей стиль игры».
«Футбол всегда был ограниченным (узким). Мы говорим «он футболист», но в бейсболе мы говорим «питчер», «кэтчер», «игрок третьей базы». Почему «он футболист»? Они все разные. Тренер, чтобы руководить командой, должен смотреть на индивидуальные качества. Поэтому я вижу игру совершенно иначе».
С 2011 года Кройф старался вернуть «Аяксу» былую философию, утерянную почти что за 20 лет. На ведущие роли в клубе были назначены бывшие игроки Деннис Бергкамп, Эдвин ван дер Сар, Франк де Бур.
«Хорошо обученные экс-футболисты должны быть теми, кто принимает решения в клубе. Не может кто-то, кто хорош в бизнесе, принимать решения, связанные с футболом. Это абсурд».
«Некоторые клубы так делают. Мы в «Аяксе» делаем. Конечно, мы не получим сиюминутных результатов, но это нормально».
«Все, кто здесь работает, великие игроки, когда-либо игравшие за «Аякс», которые сейчас здесь. Все мы считаем, что можем добиться результата. Будущее покажет».
Реальность такова, что клубы среднего размера постоянно норовят потерять своих лучших игроков, например Кристиана Эрикссена, перешедшего в «Тоттенхэм».
«В определенном возрасте они будут уходить, потому что кто-то другой будет платить больше. Это реальность».
«У нас есть новые игроки, хорошие игроки, которых нужно воспитать. Кто знает, что будет. Мы все убеждены, что чего-то добьемся».
С Кройфом по крайней мере никогда не было по-другому.
Перевод Тимура Байрамова
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.