Виктор Акулян
Виктор Акулян

ОТ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ДО ПРОДАЖИ ПРЕДПРИЯТИЯ

— Виктор Робертович, казанский офис КПМГ в этом году празднует пять лет с момента создания. Расскажите о вашей работе и достижениях в Республике Татарстан.

— КПМГ в России существует уже 25 лет, и Татарстан — важная часть регионального развития компании. Эти пять лет, которые мы прошли в Казани, были не самым спокойным периодом: мы открывали офис после кризиса 2008-го, а в 2013 - 2014 годах экономика вновь пошла на спад. И тем не менее компания добилась достаточно больших успехов. У нас в Казани развиты два полноценных направления: аудиторские услуги и услуги налогового консультирования. Мы имеем штат высококлассных специалистов — более 50 человек — и наработали солидную клиентскую базу в разных областях экономики. Нас знают в республике: мы работаем и с частными организациями, и с государственными ведомствами.

— Расскажите поподробнее о ваших услугах. С какими вопросами можно обратиться в КПМГ?

— Наиболее востребованные и развитые направления нашей работы в Татарстане — это аудиторские услуги и налоговое консультирование. Очень популярны предынвестиционные исследования: когда компания выходит на рынок и рассматривает возможность покупки какого-то актива, для принятия решения необходима полная информация. Так вот нас приглашают оценить риски: юридические, налоговые, финансовые. Или же, наоборот, компания хочет продать свое производство и просит нас помочь найти покупателя и организовать продажу. Бывают такие нестандартные ситуации, когда компания продает свой бизнес за пределы России, и это непростой сценарий с точки зрения налогообложения — необходимо правильно структурировать сделку так, чтобы не платить налоги дважды: и в нашей стране, и за рубежом. Мы помогаем выстроить процесс таким образом, чтобы это не повлекло за собой необоснованных налоговых и юридических последствий.

Кроме того, мы консультируем по стратегии развития и финансовой модели предприятия, анализируем бизнес-план с точки зрения его жизнеспособности и помогаем при подготовке документов для той или иной сделки, сопровождаем сделки. Таких запросов очень много. Можем и подготовить бизнес-план с нуля. Еще одно направление работы КПМГ — разработка системы внутреннего контроля предприятия и оптимизации внутренних бизнес-процессов. Мы смотрим, как построены бизнес-процессы и как их можно усовершенствовать.

Очень актуальна услуга реструктуризация задолженности. Бизнес, который кредитовался в валюте, сегодня часто испытывает трудности с погашением кредитов из-за резкого скачка курса. Мы выступаем квалифицированными переговорщиками между банками и должниками и улаживаем такие вопросы. Наши московские коллеги сейчас работают по этой услуге не покладая рук.

Хочу отметить еще один большой спектр работы, который очень актуален для Татарстана, — это major project advisory — сопровождение крупных инфраструктурных проектов. У нас есть специальная группа, которая занимается мониторингом таких проектов, анализом бюджета, выявлением слабых мест управления. Мы даем рекомендации, как избежать рисков несоблюдения сроков и выхода за рамки сметы, а также иных негативных последствий. Это в том числе проекты такого масштаба, как Иннополис, «Смарт Сити», Свияжский мультимодальный центр и т. д.

— А какие вопросы с налогами вы можете решить?

— У нас очень сильные практики ведения налоговых споров, трансфертного ценообразования, консультирования по требованиям деофшоризационного закона. В целом спектр налоговых вопросов очень широкий: и корпоративные налоги, и международное налогообложение, и налогообложение физических лиц, и т. д.

Мы также помогаем решать конфликтные ситуации в досудебном порядке. Но, безусловно, каждый кейс индивидуален. Большой популярностью среди малого и среднего бизнеса пользуется услуга оптимизации налоговой нагрузки.

При решении любого налогового вопроса очень важную роль играет изначальная налоговая стратегия. Как минимум она должна быть и должна соответствовать законодательству.

«ПОСТОЯННО ИНВЕСТИРУЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»

— Каков портрет вашего клиента? Кто чаще всего обращается за помощью в КПМГ?

— В большинстве своем это все-таки компании, находящиеся на продвинутой стадии своего развития, стремящиеся усовершенствовать свою деятельность. Условно говоря, это те, кто хочет попасть не из пункта А в пункт Б, а из пункта А сразу в Я, еще и в дождь, по серпантину и с экономией топлива.

Это и частные предприятия — международные компании, которые имеют здесь дочерние предприятия, и российско-зарубежные СП, и компании с государственным участием. И крупный, и малый бизнес. Так, например, мы консультируем резидентов в особой экономической зоне «Алабуга»: проводим для них аудит, оказываем налоговую поддержку. В целом можно сказать, что мы находимся в плотном контакте с крупнейшими предприятиями Татарстан. Поскольку наши отраслевые практики покрывают практически все сферы экономики, с точки зрения наличия опыта и понимания конкретного сектора у нас нет ограничений. Наш клиентский портфель с отраслевой точки зрения скорее формируется профилем региона, в котором расположен офис. Так, в Татарстане это автопром, нефтяная промышленность, нефтехимия, энергетика, финансовый сектор, легкая промышленность, ретейл.

— С какими госорганами вы работаете?

— Мы участвуем во многих тендерах, которые объявляют государственные структуры. КПМГ традиционно сильна в разработке стратегии развития городов и регионов, работе по привлечению инвесторов, в том числе на зарубежных площадках, поддержке индустриальных парков, повышении эффективности госуправления и внедрении принципов проектного управления. Пару лет назад мы делали совместное исследование экономического развития регионов России вместе с российским союзом промышленников и предпринимателей. Была проделана большая работа, и Татарстан в этом исследовании был отмечен особо.

Мы также сотрудничаем с университетами — и в Татарстане, и за его пределами. Можем помочь как в развитии обучения студентов, так и в улучшении качества управления самим вузом.

— Как думаете, каковы ваши конкурентные преимущества?

— Если поверхностно смотреть на наш бизнес, он достаточно прост. Мы берем на рынке лучших в своем деле специалистов, платим им хорошую заработную плату, обеспечиваем постоянное развитие и обучение и продаем их на рынок. Наш единственный и самый важный ресурс — это люди, а потому и ключевое конкурентное преимущество — это люди.

Инвестиции в человеческий капитал — наша постоянная стратегия: мы постоянно развиваем сотрудников, у них более 100 часов обязательного обучения в год, а еще экзамены на различные сертификаты и т. д. В общем-то, это формула успеха на все времена — иметь лучшую команду на рынке, которая мотивирована тем, что работает в достойной среде, среди высокопрофессиональных коллег, с интересными проектами.

Благодаря людям же нам удалось построить сильную филиальную сеть. В казанском офисе, например, у нас работает более 50 человек.

— Каков географический масштаб работы казанского офиса КПМГ?

— В основном, конечно, ориентируемся на Татарстан. Работаем как с Казанью, так и со всеми районами республики. Например, у нас есть клиенты в Елабуге, Нижнекамске, Набережных Челнах, есть и в соседних регионах: к примеру, в Марий Эл, Удмуртии, Башкортостане. Наши сотрудники, впрочем, востребованы по всей России — по запросу они могут выехать хоть в Магадан.

«В ТАТАРСТАНЕ ЕСТЬ ОСОЗНАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В НАШИХ УСЛУГАХ»

— Насколько в Татарстане развита культура пользования услугами профессиональных консультантов?

— Вопрос интересный. За последние 20 лет российский бизнес прошел серьезную трансформацию, и сейчас такие понятия, как IPO, отчетность по МСФО, слияния и поглощения, бизнесу уже прекрасно известны. У татарстанских предприятий, как и по всей стране, сформировалась осознанная потребность в привлечении квалифицированных консультантов. Здесь работает множество компаний, которые создали собственные отделы стратегии, департаменты по работе на международных площадках, по выходу на фондовые рынки и прочие. Кузницей кадров для этих отделов в значительной степени были международные консалтинговые компании, в том числе КПМГ. По сути, наши воспитанники формируют в бизнес-сообществе культуру отчетности, контроля, эффективности и прозрачности ведения бизнеса.

Годы работы на рынке позволили сформировать восприятие профессионального консультанта как человека, создающего ценность. Поэтому обращения к нам сегодня уже имеют вполне осознанный характер.

Татарстан, кстати, на фоне российских регионов выглядит весьма передовым в этом вопросе. На предприятиях работают талантливые люди, с которыми приятно иметь дело, ведь мы говорим с ними на одном языке.

— А как составляется прайс для ваших клиентов?

— Наши услуги формируются исходя из количества часов, потраченных на определенный проект. Ведь каждый запрос имеет разную сложность и время реализации, над ними работают сотрудники разного профессионального уровня. Соответственно, каждый сотрудник имеет определенную почасовую ставку.

Еще раз подчеркну, что наш продукт — сложная интеллектуальная услуга, которую оказывают люди. И я должен отдать должное Татарстану: 98 процентов нашего штата — выпускники республиканских университетов, и они очень хорошо подготовлены.

— Есть ли, так сказать, татарстанская модель ведения бизнеса?

— Определенная специфика, конечно, есть. Республика находится на пересечении нескольких культур и конфессий. Но наша команда может работать в любых условиях.

— Ваши планы по развитию на ближайшее будущее?

— Продолжать оказывать профессиональные услуги международного уровня на благо экономики и бизнеса Татарстана, помогать все большему количеству компаний становится эффективнее. Из конкретных шагов — мы планируем расширить штат налоговых консультантов как минимум вдвое. Мы видим серьезную перспективу работы в республике именно по налогам.

«ЕСЛИ КТО-ТО ДУМАЕТ, ЧТО МОЖЕТ СВЕРНУТЬ ГОРЫ В ОДИНОЧКУ, ТО У НЕГО БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ»

— Интересно, а как вы сами пришли в этот бизнес?

— Я окончил Институт народного хозяйства в Ереване, после чего стал одним из счастливчиков, которые поступили в только что созданный Американский университет Армении по программе MBA. После, проработав некоторое время в министерстве экономики Армении, я поступил работать в армянский филиал KPMG. И с тех пор 19 лет почти без перерыва тружусь в этой организации.

На протяжении своей карьеры я работал в разных офисах компании: в Армении, Грузии, на Украине, специализировался на банковском аудите в Лондоне. И до того, как в 2003 году переехать в московский офис, я возглавлял отдел аудита в нашем ереванском отделении. Затем переехал работать в Москву и так и остался в России. Когда мы открывали офис в Екатеринбурге, я возглавил процесс. А когда было принято стратегическое решение открыть офис в Казани, с удовольствием взялся за это дело. Я работал в сфере аудита во многих областях: автомобильном секторе, промышленности, сельском хозяйстве, банковском и финансовом секторах. Руководил выходом наших клиентов на IPO.

— При такой загруженности время на себя остается?

— Очень люблю спорт, особенно большой теннис, а также бег, велосипед. Занимаюсь альпинизмом и яхтингом. Стараюсь больше читать и увлекаюсь классической музыкой. Но главное — воспитываю двоих сыновей. Конечно, хочется, чтобы в сутках было на 24 часа больше, но это не так, и нужно ценить то, что есть.

— И, наконец, традиционный вопрос «БИЗНЕС Online»: какие три секрета успешного бизнеса?

— Самое важное в ведении бизнеса — люди, команда. Один в поле не воин: если кто-то думает, что может свернуть горы в одиночку, то у него большие проблемы. Коллективный интеллект намного сильнее. Другой важный момент — люди не должны бояться мечтать. Но не как во сне, а делать шаги к тому, чтобы мечты реализовались. Я своим сыновьям говорю: если хотите чего-то добиться, можете делать по полшага в день в нужную сторону, и к концу года вы увидите 180 шагов, которые приблизили вас к заветной цели. И третий секрет — внутренний драйв и энергия.

Читайте интервью с другими представителями бизнес-сообщества в рубрике «Персона».