«ИСЕМЕҢ НИЧЕК? ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ»

Выездной формат заседания «культурного» комитета татарстанского парламента был опробован накануне, причем обсуждалась всегда горячая тема — вопрос изучения государственных языков РТ в школах республики. Прежде чем собраться за круглым столом, депутаты Госсовета ознакомились с деятельностью двух школ Казани: гимназией №93 c русским этнокультурным компонентом и татарской гимназией №2, что в Московском районе Казани. Обе школы вошли в Топ-200 и Топ-100 лучших школ России соответственно.

На мероприятии были и депутаты, среди которых зампред Госсовета РТ Римма Ратникова, председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев, а также первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов, заместитель министра образования и науки Татарстана Ильдар Мухаметов, заместитель руководителя исполкома Казани по социальным вопросам Наталья Гречанникова, начальник управления образования Казани Ильсур Хадиуллин, гендиректор ТНВ Ильшат Аминов и другие. Они посетили урок основ духовной культуры, сдали тест по химии, посетили литературную гостиную, посмотрели 3D-фильм по физике, кино об Александре Невском, а также танец роботов под вальс Сайдашева.

В ходе знакомства с гимназией №93 неоднократно повторялся тезис о внимании, которое уделяется изучению татарского языка как родного и государственного в Татарстане. Однако ученица 9-го класса Марина не смогла ответить на самый банальный вопрос журналистов: «Исемең ничек?» («Как тебя зовут?»).

Что касается гимназии №2, то, по словам директора Камарии Хамидуллиной, каждый ученик здесь владеет минимум тремя языками. Уделяется большое внимание и внеклассной работе. По словам Хамидуллиной, для воспитания полноценной личности изучения одного только языка недостаточно, необходимо полное погружение в языковую среду. В гимназии уделяется большое внимание и музыкальной культуре — через народные песни изучается не только язык, но и история. В целом гимназия — единственный центр национального образования в Казани. Отметим, что в заведении объединены гимназия, детский сад, музыкальная школа и спортивная школа по национальной борьбе «корэш».

«ПРЕЗИДЕНТ НЕДАВНО НАС УПРЕКНУЛ: СТОЛЬКО ТРАТИМ ДЕНЕГ, А РЕЗУЛЬТАТ НЕ ТОТ, КОТОРОГО ОЖИДАЕМ»

Модератором заседания выступил Валеев. Он обратил внимание на то, что в зале нет возможностей для синхронного перевода. «Но я думаю, что проблем не должно быть. Закону о языках исполняется 25 лет. За 25 лет можно было чуть-чуть и подучить [татарский язык]», — отметил депутат.

«Проблема языков — это не только проблема Татарстана, России, она существует везде и всюду, — отметил Валеев и вспомнил историю. — После принятия Конституции и Декларации о суверенитете Татарстана в 1992 году был принят и закон «О государственных языках РТ и других языках в РТ», что говорит о важности этого вопроса». Валеев также напомнил, что в 2014 году была принята государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ и других языков в РТ на 2014 - 2020 годы».

На ее реализацию предусмотрен 1 млрд. 84 млн. рублей, в т. ч. на 2016 год — 184 млн. рублей. Программа была принята в 2014 году и рассчитана на 7 лет. «К примеру, — обратил внимание Валеев, — до принятия этой программы на данные цели выделялось по 10 - 12 миллионов рублей в год». Несмотря на это, по словам оратора, проблемы преподавания татарского языка все еще остаются актуальными. «Президент недавно нас упрекнул: столько тратим денег, а результат не тот, которого ожидаем. Если к 11-му классу школьники не будут хоть мало-мальски понимать и разговаривать на обоих государственных языках, то грош цена всем нашим усилиям», — задал тон заседанию народный поэт.

Разиль Валеев и Ильдар Мухаметов
Разиль Валеев и Ильдар Мухаметов

БОЛЕЕ 75% УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ОТВОДИТСЯ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

В качестве докладчика должен был выступать и министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов. Однако ввиду отсутствия министра слово взял его заместитель Ильдар Мухаметов. Его выступление, само объемное и содержательное, выглядело скорее как оправдание, нежели отчет о деятельности министерства. Так, то ли в расчете на журналистов, присутствующих в зале, то ли для того, чтобы убедить самого себя и собравшихся, замминистра подчеркнул: «Иногда приходится слышать, что русский язык в татарстанских школах изучается в недостаточном количестве, нарушаются законы, дети ущемляются в правах. Права и свободы детей соблюдаются в полном объеме, русский язык изучается во всех общеобразовательных организациях с 1 по 11 класс в соответствии с учебными планами». Согласно данным, приведенным Мухаметовым, в текущем учебном году 200 татарстанских школ реализуют программу углубленного изучения русского языка и культуры: в 21 школе данный учебный план применяется во всех классах и для всего контингента обучающихся, в 175 школах — в отдельных классах. «Кроме этого, изучение вариативной части учебных планов школ республики показало, что более 75 процентов учебного времени в соответствии с выбором родителей и школьников отводится на дополнительное изучение русского языка», — отметил замминистра.

Также Мухаметов остановился на показателях по ЕГЭ по русскому языку. Как известно, в Татарстане этот показатель один из лучших в стране: если средний тестовый балл по России по итогам прошлого года составил 65,8, то в Татарстане он равен 69 баллам. А средний балл по Казани и того выше — все 70,4. «В 2014 году президентом Татарстана было принято решение о выделении средств из республиканского бюджета на дополнительное изучение родных и государственных языков в объеме одного часа в неделю. В 2014 году на эти цели из бюджета потрачено более 70 миллионов рублей, в 2015 году — более 122 миллионов рублей, — продолжил Мухаметов. — В этом учебном году данной возможностью воспользовался 133 тысячи 451 обучающийся, из них русский язык дополнительно выбрали 72 процента школьников, татарский язык — 27,4 процента».

Замминистра образования и науки РТ также отметил, что в республике разрабатывается целевая программа «Русский язык в РТ» на 2016 - 2020 годы. «В прошлом году абсолютным победителем конкурса «Учитель года Республики Татарстан» стала учитель русского языка и литературы Евгения Родионова, — привел конкретный факт Мухаметов. — В октябре 2016 года в Казани планируется проведение пятого конгресса российского общества преподавателей русского языка и литературы».

В ходе выступления заместителя министра был затронут и такой проблемный вопрос, как преподавание татарского языка для русскоязычных детей. По словам Мухаметова, программы загромождены сложным грамматическим материалом, применяются не всегда адекватные технологии. «Преподавание татарского языка как неродного требует особого внимания», — подчеркнул замминистра образования и науки РТ. На сегодня уже есть сдвиги в этом вопросе — при Институте развития образования РТ создан проект по разработке учебно-методического комплекта нового поколения по татарскому языку для русскоязычных детей. «Новые УМК разрабатываются по примеру зарубежных учебников по английскому языку. В планах — подготовка учебника для первых классов и его апробация с 1 сентября уже этого года», — сказал замминистра. В целом, по его словам, предполагается обновление рабочих программ в сторону коммуникативной составляющей.

Наталья Гречанникова
Наталья Гречанникова

«Я, РУССКАЯ, ДО СИХ ПОР ПОМНЮ ПЕСНЮ «САЛЮТ СИҢА, МУСА ҖӘЛИЛ

В унисон с Мухаметовым выступила заместитель руководителя исполкома Казани по социальным вопросам Гречанникова. В частности, в Казани лишь 40 школ из 187 ведут обучение на татарском языке. С русским языком обучения — 128 школ и 17 — с русским этнокультурным компонентом, одна школа с еврейским этнокультурным компонентом, а также многонациональная воскресная школа. Произведя несложные расчеты, можно определить, что татарских школ в Татарстане 21%. Та же самая ситуация и с детскими садами — 83 детских сада из 327 ведут воспитательный процесс на татарском языке, то есть это 25%. Начиная с 2010 года построено 79 новых детских садов, из них 26 с татарским языком воспитания (33%).

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о неравном соотношении русских и татарских образовательных учреждений в Казани Гречанникова ответила: «Наши русские школы — это же не русские школы. Это просто общеобразовательные школы, где дети-татары могут обучаться татарскому языку по обычной программе». Однако преподавание татарского языка даже в этих объемах уже на следующий год может оказаться под вопросом. По словам Гречанниковой, в условиях кризиса отдел образования будет вынужден произвести сокращение штатных единиц: «Нормативная штатная численность работников детских садов не предусматривает наличие педагогов по обучению родному языку. И это сейчас для нас, особенно в условиях экономического кризиса, очень тяжелая нагрузка на муниципалитет. В этом году мы приняли эти обязательства на себя, но с каждым годом приходится все сложнее и сложнее. Я боюсь, что в конечном итоге настанет время, когда нам придется идти на сокращение штатной численности. Поэтому нужна поддержка депутатов, чтобы мы пересмотрели нормативы. Такая же проблема есть и по музыкальным работникам, и по педагогам по физической культуре — все это в детских садах». Ректор КФУ Ильшат Гафуров прямо из зала поинтересовался, о каких суммах идет речь. «900 миллионов рублей по детским садам и 300 миллионов по школам», — ответила заместитель руководителя исполкома Казани.

В целом, начиная свое выступление, Гречанникова попривествовала всех на татарском языке: «Хәерле көн, хөрмәтле депутатлар, кадерле дуслар. В наших школах оба государственных языка изучаются на высоком уровне, — отметила она и тут же привела свой личный пример. — Я, русская, до сих пор с детских времен помню песню «Салют сиңа, Муса Җәлил!» и смогу ее спеть».

О том, что изучение татарского языка никак не мешает ребенку стать полноценной грамотной личностью, рассказала и Фирдауз Вафина — директор лицея №149 с татарским языком обучения Советского района Казани. Этот тезис она подкрепила сообщением о том, что среди выпускников ее школы — вице-консул России в Алжире и научный сотрудник Института иностранных языков Мэрилендского университета.