Валерий Бурцев (фото: vk.com)
Валерий Бурцев – владелец череповецкого медиахолдинга «Форвард Медиа» – приобретает права на издание в РТ некогда популярной газеты «Комсомольская правда» (фото: vk.com)

ВЫБОР МОДЕЛИ ДЛЯ ТАТАРСТАНА

На медиарынке Татарстана, бурлящем в последнее время, грядут новые изменения. Как стало известно «БИЗНЕС Online», владелец череповецкого медиахолдинга «Форвард Медиа» Валерий Бурцев приобретает права на издание в Татарстане некогда популярной газеты «Комсомольская правда». Информацию подтвердили обе стороны.

Впрочем, директор казанского филиала АО «ИД «Комсомольская правда» Василь Галимов в разговоре с корреспондентом газеты сообщил, что пока «издательский дом находится в состоянии переговоров с Валерием Михайловичем относительно реализации прав на издание газеты «Комсомольская правда» на территории Республики Татарстан». Он пообещал известить, «если эти переговоры чем-то закончатся».

На вопрос о причинах возникновения переговоров наш собеседник ответил, что на рынке любая крупная компания, в том числе медийная, пользуется одной из двух бизнес-моделей: либо ведет бизнес самостоятельно, например, через филиал (как сейчас в случае с КПприм. ред.), либо передает права на франшизу на издание каких-то своих продуктов. «И всегда у каждой из этих моделей есть свои плюсы и минусы, и каждый издатель решает, какая модель в каком регионе ему подходит больше. Поэтому я бы не сказал, что возникла какая-то необходимость, просто идут переговоры, и наше руководство в Москве сейчас взвешивает, какая из моделей больше удовлетворяет нашим интересам в Татарстане», — рассказал Галимов.

В Казани издательский дом «Комсомольская правда» работает силами своего филиала. Галимов, экс-издатель газет «Ва-банкъ» и «Телесемь», возглавил его летом 2015 года. Он также является директором нижегородского филиала. По его словам, в Нижнем Новгороде таких переговоров между КП и «Форвард Медиа» не ведется. Уточнить, в каких еще городах России «Комсомолка» продает права на издание череповецкому медиамагнату, не удалось — в Москве в приемной директора ЗАО «Комсомольская правда» Владимира Сунгоркина сообщили, что он в отпуске.

Недавно ассоциация коммуникационных агентств России опубликовала данные по рекламным рынкам городов-миллионников по итогам 2015 года. В Казани объем рекламы в прессе упал по сравнению с 2014 годом на 21% и составил 853 млн. рублей. Впрочем, на вопрос «БИЗНЕС Online», не стало ли падение рекламных доходов причиной решения продать права на выпуск Бурцеву, Галимов отвечает отрицательно. «Нет оснований не доверять отраслевым экспертам. Но переговоры, которые сейчас ведутся, с этой ситуацией никак не связаны. Сейчас идет просто сравнение двух моделей», — настаивает он.

Владимир Сунгоркин (фото: kremlin.ru)
Владимир Сунгоркин – директор ЗАО «Комсомольская правда» (фото: kremlin.ru)

«СОХРАНИТЬ И УВЕЛИЧИТЬ ПОЗИЦИИ НА РЫНКЕ»

«БИЗНЕС Online» получил ответы и самого Бурцева по сделке. На вопрос, подтверждает ли он приобретение газеты «Комсомольская правда» в Казани, тот ответил утвердительно, но сроки сделки комментировать не стал, без комментариев оставив вопрос по сумме сделки. На вопрос о цели приобретения казанского издания череповецкий магнат ответил, что это делается «с целью развития проекта». «И печатная газета, и сайт занимают одно из ведущих мест на медиарынке Татарстана, и мы планируем приложить все необходимые усилия для сохранения и увеличения позиций на рынке. Для этого есть все необходимые составляющие», — сказал он. Конкретные действия в рамках озвученного плана не уточняются. Главный редактор казанского издания, по словам нового хозяина, меняться не будет.

В интернете сегодня можно найти информацию еще лишь об одном факте продажи «Комсомолки» группе «Форвард Медиа» — в Мурманске. Как написал на днях в своем ЖЖ пользователь blogger51, «в мурманской редакции «Комсомольской правды» останутся три журналиста и двенадцать рекламщиков». Блогер пишет, что со следующего понедельника, 18 апреля, в отпуск с последующим увольнением уходит главред мурманской редакции «Комсомольской правды» Вероника Селиверстова. О причинах своего решения она не распространяется, ссылаясь на личные мотивы.

«Впрочем, причины понятны остальной редакции: сегодня в издании работают четыре сотрудника, занятых подготовкой материалов для печатной версии газеты и ведением сайта. Есть еще рекламный отдел, состоящий из 12 человек. Соотношение численности рекламщиков к журналистам — трое к одному. С уходом Селиверстовой станет четверо к одному. Толку, впрочем, немного — зарплаты минимальные», — пишет он. В посте он указывает, что еще в конце 2014 года московский офис «Комсомолки» продал свой мурманский филиал череповецкой компании «Форвард Медиа», делающей ставку на печатные издания. «Условия сделки мне доподлинно неизвестны, но не секрет, что головные офисы изданий в таких случаях получают какие-то отчисления за использование своего бренда в регионах. И бренд вроде сохраняется, и деньги за аренду капают, и штат содержать не надо, — пишет он свое мнение и делает вывод. — Ну а мурманская редакция «Комсомольской правды» похоже, что все».

Издательская группа «Форвард Медиа» выкупила у Hearst Shkulev Media права на издание бесплатной газеты «Ва-банкъ»
«Форвард Медиа» не так давно выкупила у Hearst Shkulev Media права на издание бесплатной газеты «Ва-банкъ»

«ЧЕРЕПОВЧАНИН ПОШЕЛ «ВА-БАНКЪ»

Любопытно, что в поле зрения татарстанцев Бурцев попал в феврале этого года, когда стало известно о приобретении им права на выпуск частной казанской газеты, издающейся 23 года, — «Ва-банкъ». Группа «Форвард Медиа» выкупила права у российско-американского холдинга Hearst Shkulev Media. «Ва-банкъ» — бесплатная газета с тиражом 284 тыс. экземпляров, одна из основных на рынке бесплатных бумажных газет в Казани. А в 2015 году Бурцев выкупил права на «Ва-банкъ» в Ярославле, Владимире, Перми, а ранее — в Вологде и Мурманске. Суммы сделок не раскрываются.

Согласно базе данных «Контур-Фокус», Бурцев является учредителем нескольких десятков компаний. Поле деятельности бизнесмена из Череповца велико: помимо медиакомпаний среди его активов есть автобусный перевозчик (ООО «АТП») и даже оператор такси (ООО «Сиверс»). Также он владеет несколькими компаниями совместно с родным братом Сергеем Бурцевым. Это ООО «Прайм Моторс», ООО «Прайд» (розничная торговля автотранспортными средствами) и ООО «Евразия Моторс» (торговля автотранспортными средствами). Обоим братьям около 30 лет, они не женаты.

На сайте городского портала Череповца в начале 2015 года было опубликовано интервью со старшим Бурцевым, приуроченное к 10-летнему юбилею «Форвард Медиа». В нем он рассказывает, что холдинг на тот момент работал в 7 городах: Череповце, Вологде, Архангельске, Костроме, Иванове, Петрозаводске, Мурманске. Получается, за 2015 год медиабизнес Бурцева сделал внушительный рывок: сейчас он охватывает уже 16 регионов страны и 17 городов. В интервью он упоминает, что выпускает «Комсомолку» в Вологодской области.

Для семьи «Комсомольской правды» Василь Галимов свой — работать в газете он начал еще в 1994 году (фото: vk.com)
Для семьи «Комсомольской правды» Василь Галимов свой — работать в газете он начал еще в 1994 году (фото: vk.com)

СВОЙ В СЕМЬЕ

Что касается Татарстана, то складывается любопытная ситуация. Безусловно, печатная версия «Комсомольской правды» теряет тиражи с каждым полугодием. В наших обзорах по печатным тиражам республиканских СМИ мы неоднократно это отмечали. Так, если в первом полугодии 2014 года тираж «толстушки» был 24,8 тыс. экземпляров, а ежедневного выпуска — 8,5 тыс., то в первом полугодии 2015-го «толстушка» имела тираж 23,1 тыс. экземпляров, и ежедневный выпуск — 6,7 тысячи. Во втором полугодии — 22,7 тыс. и 6,9 тыс. экземпляров соответственно. Однако проверенный десятилетиями бренд «Комсомолки» все равно значим и входит если не в первый, то в во второй ряд медиаигроков в Казани. Власти это всегда понимали и старались наладить отношения с владельцами КП. Так, только в прошлом году с подачи «Татмедиа» Владимир Сунгоркин был принят в Казани, а его проект по созданию фильма, посвященного Казанской иконе Божьей Матери, получил несколько миллионов спонсорской поддержки. Тем удивительнее, что местная «Комсомолка» вслед за ведущим игроком на рынке бесплатной печати Казани (две сотни тысяч тиража еженедельно!) уходит под контроль совершенно неизвестного в РТ игрока из Вологодской области. Ряд игроков на рынке в разговоре с корреспондентами «БИЗНЕС Online» выразили удивление наблюдаемому диссонансу: власти и «Татмедиа» прикладывают огромные усилия по реформированию подконтрольных СМИ (из последних событий — реформы на ТV-канале «Казань», создание канала «Татарстан 24», слияние местной редакции РБК и «Событий недели» и т. д.), а в это время на инфополе из ниоткуда появляются игроки, которые контролируют СМИ, значительно превосходящие государственные....

Кстати, нельзя не сказать и об интересном совпадении: именно с возвращением Галимова в Казань меняют собственников СМИ, так или иначе связанные с ним. Ведь кроме «Комсомолки» Галимов был некогда и собственником купленного череповецким медиамагнатом «Ва-банка».

Напомним, что назначение Галимова в казанский филиал прошлым летом произошло аккурат на фоне другой громкой истории. Тогда незадолго до его назначения было возбуждено уголовное дело в отношении директора казанского центра образования №178 Венеры Хайрутдиновой, матери Галимова. По версии следствия, она вымогала у родителя 275 тыс. рублей за прием ребенка в социально-экономический класс. Версия защиты иная: родитель сам вызвался помочь, а деньги предназначались детскому садику. Сама Хайрутдинова была отпущена под подписку об обязательной явке к следователю. «Комсомольская правда» активно писала об этой истории, но затем по непонятным причинам все публикации на эту тему были удалены с сайта, а прежний директор Ирина Лукашова (выпускница местного журфака КГУ), работавшая в «КП-Казань» с 2009 года, была отправлена в отпуск. Все это дало повод для слухов в медиасреде о взаимосвязи этих двух событий: якобы именно публикации стали толчком к принятию кадровых решений. Сам Галимов в разговоре с «БИЗНЕС Online» эти домыслы опровергал.

Галимов в 1998 году окончил журфак КГУ по специальности «социолог», в 2003 году заочно завершил обучение в Высшей школе международного бизнеса МВА в РАНХиГС при президенте РФ. Будучи председателем совета директоров группы компаний «Медиа Резерв», в 90-х он занимался изданием в Казани газеты бесплатных объявлений «Ва-банкъ», телегида «Телесемь» и владел сетью киосков «Экспресс-печать». Для семьи «Комсомольской правды» Галимов свой — работать в газете он начал еще в 1994 году, будучи в Татарстане, но в 2013 году возглавил филиал издания в Воронеже, а уже потом — в Нижнем Новгороде.

Проверенный десятилетиями бренд «Комсомолки» входит если не в первый, то во второй ряд медиаигроков в Казани


«НИКАКОЙ ПРИБЫЛИ ВСЕ ЭТО ХОЗЯЙСТВО НЕ ПРИНЕСЕТ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» позиции КП в Татарстане и смысл приобретения череповецким холдингом региональных СМИ.

Геннадий Наумов — главный редактор газеты «Аргументы недели»:

— Я конкретных данных по «Комсомолке» не знаю, потому что давно за ней не слежу и не читаю, но я варился в этом соку с этими франшизами. Что происходит обычно, москвичи как себя ведут? Если проект развивается, хорошо идет в регионе, они делают филиал. Как только проект начинает буксовать — начинают предлагать франшизу. И туда-обратно несколько раз. Та же «Комсомолка» по пятьдесят раз перепродавалась, газета «Жизнь» так же, «Московский комсомолец». Все они ведут себя совершенно одинаково. Поэтому, наученные горьким опытом о франшизе, они все-таки требуют договор на долгий срок. А тертые калачи —москвичи, естественно, предлагают договор на год-два. А дальше идут различные схемы в зависимости от амбиций, как торг пойдет.

Что касается целей этого покупателя — непонятно. Странно, ведь времена прошли, когда олигархи вкладывались в медиа. И вдруг не такой уж крутой бизнесмен вкладывается. Неужели у него так много лишних денег? Очевидно же, что никакой прибыли все это хозяйство не принесет. Теоретически здесь может быть какой-то политический момент, но я сомневаюсь. Ну какой политический ресурс «Комсомолка»? «Комсомолка» — это желтая пресса №1 сегодня. Это какая-то «благородная», «интеллигентная» желтизна, но суть от этого не меняется. Это таблоид №1 в России. Серьезным политикам разве нужно светиться в таблоиде? Я сомневаюсь — у нас менталитет не тот. На Западе это не проблема — рекламодатель там желтую прессу любит. У нас, конечно, нет, у нас немножко другой менталитет — все еще шарахаются. Причем парадокс: телевидение тоже пожелтело, одни за другим шоу. Но туда рекламодатель идет, а в желтую прессу ему «западло». Нелогичное поведение, но это так.

Зульфия Султанова — главный редактор газеты «Челнинские известия»:

— За последние лет пять «Комсомольская правда» достаточно сильно сдала свои позиции в республике. Это и по тиражам заметно, и по наполнению газеты. Я ее просматриваю периодически — лет пять назад она была гораздо интереснее. Она была достаточно оперативная, охватывала многие темы, отслеживала события в республике. Сейчас, к сожалению, о «Комсомолке» этого не скажешь. Но, возможно, новый владелец вдохнет жизнь в эту газету и она обретет былую популярность. Сложно сказать, что предпочтительнее для издания — филиал или франшиза. Мне кажется, модель филиала предполагает более строгую единую политику для издания, потому что это можно контролировать. Модель франшизы уже не предполагает такой единой политики, она у издания будет размыта. СМИ всегда являлись площадкой для политически амбициозных людей. Возможно, у Валерия Бурцева есть какие-то планы по поводу или собственного продвижения в политике, или продвижения в политике каких-то третьих лиц.

Ильфат Файзрахманов — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):

— На мой взгляд, эта компания [«Форвард Медиа»] развивается очень бурно, и, наверное, понятно намерение расширить свою географию за счет богатого региона — Республики Татарстан. Но я не берусь судить об эффективности этой сделки, потому что в последние годы «Комсомолка» теряла свои позиции. Федеральная печать в связи с кризисом медиарынка по сравнению с региональными изданиями больше теряет свои позиции. Но не знаю, принесет ли эта сделка пользу компании, есть определенный риск. Что касается политики, информационного курса, я думаю, этот холдинг будет заинтересован в том, чтобы они нашли свое место на медиарынке. Медиа вообще в последние годы теряют свои позиции, потому что не освещают реальную жизнь. Если они будут освещать реальную жизнь, тогда у них будут читатели. В политическом плане, возможно, есть какой-то интерес, потому что медийное слово — это слово очень важное. Если человек намерен поближе заниматься политикой и если он желает, чтобы его услышали, считались с ним, он должен быть обладателем популярных изданий.