ПАО «Нижнекамскнефтехим» заявлял, что способен полностью удовлетворить потребности переработчиков линейного полиэтилена РФ и тем самым внести значительный вклад в исполнение программы импортозамещения «Нижнекамскнефтехим» заявлял, что способен полностью удовлетворить потребности переработчиков линейного полиэтилена РФ и тем самым внести значительный вклад в исполнение программы импортозамещения

«НЕГАТИВНО СКАЖЕТСЯ НА ПРОЦЕССАХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ»

Министерство промышленности и торговли России отрицательно отнеслось к инициативе ПАО «Нижнекамскнефтехим» вернуть импортную пошлину на линейный полиэтилен низкой плотности (ЛПЭНП), используемый для производства стретч-пленки. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщили в пресс-службе минпромторга РФ. Напомним, на прошлой неделе предприятие обратилось в минпромторг с просьбой ввести таможенный барьер для иностранных поставщиков этого сырья. «Предприятие способно полностью удовлетворить потребности переработчиков линейного полиэтилена РФ и тем самым внести значительный вклад в исполнение программы импортозамещения, объявленной правительством РФ», — так объяснялась инициатива на сайте НКНХ.

Пошлина в размере 6,5% существовала до 2010 года, но была отменена, поскольку ни одно предприятие в России ЛПЭНП не производило. Как объяснил «БИЗНЕС Online» глава «Татнефтехиминвестхолдинга» Рафинат Яруллин, в мае НКНХ решил серьезно загрузить свои линии по производству ЛПЭНП, поэтому и попросил минпромторг помочь заградительными пошлинами. Предприятие объявило, что готово полностью покрыть потребности российского рынка в ЛПЭНП объемом около 200 тыс. т ежегодно.

Минпромторг приводит три аргумента против протекционистской меры. Во-первых, таможенный барьер приведет «к необоснованному ухудшению рыночных условий для конкретного переработчика». А во-вторых, «полиэтиленовый занавес» может стать причиной «удорожания импортного ПЭ данного типа в России, что негативно скажется на процессах импортозамещения в сфере переработки». Наконец, заявление «Нижнекамскнефтехима» о возможностях полностью обеспечить потребности российского рынка не совсем обоснованно, считают чиновники. «Производственные мощности НКНХ в данном сегменте пока не обеспечивают потребности российского рынка переработки, и, что самое главное, он пока не может обеспечить и требуемый ассортимент», — припечатали в минпромторге.

Рафинат Яруллин Рафинат Яруллин

На вопрос «БИЗНЕС Online», означает ли этот вердикт то, что «Нижнекамскнефтехим» получил отказ в просьбе, в министерстве прямо не ответили. Но по содержанию комментария ясно, что вопрос исчерпан. К тому же сам НКНХ удалил с сайта пресс-релиз от 14 апреля, анонсирующий, что «Нижнекамскнефтехим» восстанавливает пошлину на ЛПЭНП». Похоже, мнение федерального минпромторга довели до руководства предприятия. На предложение «БИЗНЕС Online» прояснить ситуацию в НКНХ не ответили.

«Основная аргументация минпромторга, которую пока нельзя оспорить, — это то, что мощности НКНХ не покрывают всей потребности в ЛПЭНП ни по объему, ни по ассортименту, поэтому нельзя ограничивать импорт, — согласен с выводами чиновников эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. — Введение пошлины в условиях дефицита приведет лишь к неоправданному повышению внутренних цен, что в конечном счете скажется на стоимости потребительских товаров, особенно продовольственных, где пленка используется для упаковки».

САМЫЙ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ — СНИЗИТЬ ЦЕНУ

В минпромторге констатируют: рынок ЛПЭНП остается дефицитным, а «Нижнекамскнефтехим» пока — единственный отечественный производитель такого полиэтилена. И, добавим, останется им по крайней мере до 2020 года, когда «Сибур» запустит в Тобольске новый полиэтиленовый завод «ЗапСибНефтехим». Однако даже в этих условиях ценовая политика НКНХ по линейному полиэтилену нежизнеспособна, в чем признается сам НКНХ и говорят участники рынка. Однако «Нижнекамскнетехим» винит в этом засилье импортных поставщиков, а вторые пеняют на самого производителя. Напомним, в своем пресс-релизе НКНХ жаловался на «неуправляемую активную деятельность зарубежных компаний», использующих «политику занижения цены», что мешает полноценной загрузке предприятия по ЛПЭНП и заставляет выпускать его лишь небольшими порциями на всплесках спроса.

Гендиректор НКНХ Азат Бикмурзин ( в центре) и гендиректор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов (справа) Гендиректор НКНХ Азат Бикмурзин (в центре) и гендиректор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов (справа)

Между тем потенциальных покупателей в России хоть отбавляй: по словам Калачева, производство стретч-пленки никем не монополизировано, рынок большой и растущий, предприятий-потребителей — сотни. Для них стоимость сырья составляет основную долю в себестоимости продукции. И именно из-за непривлекательной цены НКНХ потребители ЛПЭНП предпочитают иранское сырье, объяснил «БИЗНЕС Online» сотрудник отдела продаж московской компании-поставщика «Россполимер», пожелавший не раскрывать свое имя. «По качеству (ЛПЭНП «Нижнекамскнефтехима»прим. авт.) хороший, но, по мнению клиентов, это все-таки дорого, учитывая аналоги иранских марок», — говорит он. В абсолютной цене на апрель иранский и татарстанский ЛПЭНП сравнялись: оба — по 123 рубля за килограмм. Но только за счет затрат на логистику из-за рубежа. Если же смотреть на отпускные цены заводов, то НКНХ отгружает дороже. «Те же китайские марки продаются, хотя используются редко, — говорит наш собеседник. — Кто-то использует и более дорогие марки, как Total и ExxonMobil, но это крупные компании, которые смотрят прежде всего на качество, а не на цену». По его мнению, если НКНХ желает продвинуться на российском рынке, оптимальный вариант — снизить цену, чтобы не было соблазна уходить к импортным поставщикам.

Его слова подтверждает и менеджер по закупке сырья московского ООО «Лава» (выпускает растягивающуюся пленку) Ильдар Сайфуллин. Предприятие ежегодно закупает 36 тыс. т сырья из Саудовской Аравии, Кореи, Америки и Европы. Имеется и опыт работы с НКНХ, но Сайфуллин оценивает его не очень положительно — есть претензии к ритмичности производства (и, видимо, поставок), и к качеству полиэтилена: «Во-первых, не производят толком, во-вторых, качество нехорошее, в-третьих, еще и палки в колеса вставляют (имеется в виду вопрос о пошлине — прим. ред.)». Менеджер уверен: если введут экспортную пошлину, НКНХ поднимет цену на сырье.

Местные переработчики жаловались президенту РТ Рустаму Минниханову на подорожавшее после роста валют сырье ТАИФа Местные переработчики жаловались президенту РТ Рустаму Минниханову на подорожавшее после роста валют сырье ТАИФа

...И УТРОИЛ ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ ДО 26 МИЛЛИАРДОВ

Как утверждает Яруллин, сырье НКНХ с нетерпением ждут татарстанские переработчики, например, завод по производству стретч-пленки в индустриальном парке «Камские Поляны» и другие. В беседе с «БИЗНЕС Online» президент ЗАО «Данафлекс» (производит гибкую упаковку) Айрат Баширов подтверждал, что нижнекамский ЛПЭНП ему очень интересен и уже есть договоренности о его поставках на «Данафлекс» (сейчас предприятие покупает порядка 5 - 7 тыс. тонн в год у американских ExxonMobil и Dow Chemical). «У нас есть согласованная программа, мы уже давно ждем, когда они начнут делать. И с удовольствием будет использовать», — с энтузиазмом сказал он. При этом Баширов надеется, что закупать ЛПЭНП в Нижнекамске будет «существенно выгоднее», чем везти из-за границы. Но гарантий нет, хотя татарстанцы, по крайней мере, могут сэкономить на логистике.

Вопрос отпускных цен производителя остается насущным на фоне прошлогодних событий, когда местные переработчики жаловались президенту РТ Рустаму Минниханову на подорожавшее после роста валют сырье ТАИФа. Проблему обсуждали и в «Татнефтехиминвест-холдинге», и даже на встрече клуба инвесторов при АИР РТ, а самый активный участник дискуссии Баширов даже инициировал создание специального госфонда на закупку сырья для переработчиков полимеров. В итоге целая отрасль переработки полимеров «падала» целый год подряд и только в первом квартале 2016-го показала признаки оживления. По данным Татарстанстата, производство полимерных труб, фитилей, шлангов и рукавов в январе-феврале по сравнению с началом 2015 года подросло на 21,7%. Правда, выпуск полимерных окон и дверей все продолжает падать — их индексы производства составили 76,1% и 68,1%.

Напоследок напомним, что в 2015 году «Нижнекамскнефтехим» получил 150,6 млрд. рублей выручки — почти на 20 млрд. рублей больше, чем годом ранее, и утроил чистую прибыль до 26,5 миллиардов.