ЕСТЬ КЛАССИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ЕСТЬ ИНЖЕНЕРИЯ БУДУЩЕГО

В необычном месте проходил вчера попечительский совет Казанского федерального университета — в инженерно-лабораторном корпусе Инженерного института КФУ. Для президента РТ Рустама Минниханова устроили небольшую экскурсию — и, поверьте, ему было, на что посмотреть. Это лаборатории по керамике и по производству катализаторов, удивительная робототехника, суперсовременные 3D-технологии. О чем говорить, если в этом корпусе трудятся даже археологи — над бесконтактными, неразрушающими методами исследования. Так что место для заседания попечительского совета было выбрано абсолютно правильно, тем более главным вопросом повестки дня стал доклад ректора КФУ Ильшата Гафурова о концепции развития инженерного образования в Казанском университете.

Итак, КФУ, прибрав к рукам когда-то отколовшуюся от него медицину, теперь решительно шагнул и на техническую поляну, до сих пор бывшую в полновластном владении других казанских вузов. Правда, Гафуров подчеркнул, что университет вообще-то будет готовить отнюдь не классических инженеров: «В современной инженерии сейчас следует выделять минимум два типа, которые можно условно назвать классической инженерией и инженерией будущего. Классическая инженерия включает в себя привычные отрасли: машиностроение, энергетику, металлургию, приборостроение, производство, строительство, программирование. Даже современная робототехника отчасти уже относится к классической инженерии, особенно робототехника, касающаяся промышленности». Ректор подчеркнул, что специфика современной классической инженерии — короткий жизненный цикл изделия и его производства. Например, нынешняя молодежь знать не знает, что совсем недавно для записи информации с компьютеров использовали не на флешки, а дискеты, которые сейчас безвозвратно устарели. «В связи с этим успешные компании продумывают производство так, чтобы его легко можно было модернизировать», — напомнил ректор.

А что такое второй тип? «Обратимся к инженерии будущего, где конструирование диктует требование на создание новых технологий и материалов, которые пока не существуют и не синтезированы, — заинтриговал Гафуров. — Это отличается от классической инженерии, в которой технологии сами определяют конструирование. Инженерию будущего характеризует отсутствие проработанной предметной области и устоявшейся системы знаний. Поэтому инженер будущего должен обладать исследовательскими, аналитическими навыками, а также опытом междисциплинарной работы... Ярко проявляется инженерия будущего в таких сферах, как создание искусственного интеллекта, разработка и внедрение передовых технологий в биоинженерии. Мы, Казанский университет, ориентируемся на так называемую красную зону в биоинженерии, связанную с созданием и внедрением в медицине искусственных органов, биоимплантантов и так далее».

«КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАЛ НЕВОСТРЕБОВАННЫМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНДУСТРИИ И БИЗНЕСА»

Ректор напомнил, что сегодня инженерное образование в Казани прежде всего связано с КНИТУ-КАИ, КНИТУ, КГАСУ и КГЭУ. «Однако заметим, что с момента основания Казанский университет занимался фундаментальными исследованиями, ставшими впоследствии основой ряда инженерных направлений, — подчеркнул Гафуров, предвидя возражения оппонентов. — В период советской индустриализации наш университет стал базой создания технических и вообще профильных вузов Казани. Здесь можно провести параллель с тем, как в свое время от Казанского университета отделились медицинский и педагогический институты. Что мы получили? По сути, выхолостили всю прикладную часть исследований, разорвали теоретические разработки и их практическое воплощение. Классический университет стал невостребованным с точки зрения индустрии и бизнеса, сошли на нет большие научные открытия. Яркий пример — открытие явления электронного парамагнитного резонанса, результатами которого воспользовались далеко за пределами нашей страны. И сегодня мы это оборудование покупаем по достаточно большой цене».

Ректор заверил: «Сегодня мы находимся на этапе возвращения в лоно университета утраченных позиций. Как вы знаете, после 2010 года восстановлено медицинское образование во вновь созданном Институте фундаментальной медицины и биологии. И присоединение в конце прошлого года клиники сделало наш университет уникальным университетом в масштабах России».

Похожую модель будет внедрять КФУ и для инженерного образования. «До 2010 года подготовка инженеров в Казанском университете носила, по сути, фрагментарный характер», — отметил Гафуров. А вот началом системы классического инженерного образования можно считать 2012 год, когда институт КФУ в Набережных Челнах начал подготовку специалистов по заказу и в соответствии с требованиями промпредприятий. «Многие руководители КАМАЗа сегодня возглавляют соответствующие кафедры и лаборатории, — напомнил Гафуров. — Сегодня в КФУ на базе казанских подразделений мы создаем распределенную систему подготовки инженеров будущего. Соответствующие образовательные программы реализуются в базовых предметных институтах университета».

«КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВЫПУСКНИКИ НЕИЗБЕЖНО СТОЛКНУТСЯ С УСЛОВИЯМИ, ЗАМЕТНО НИЖЕ ИХ ОЖИДАНИЙ»

Кадровая потребность в инженерах на российских рынках сегодня, как сообщил Гафуров, такова: классические инженеры — около 70%, инженеры-управленцы — 28%, инженеры будущего — 2%. «Спрос на инженеров-исследователей в настоящее время почти отсутствует, несмотря на важность опережающей подготовки таких инженеров для успешного продвижения нашей страны на мировом рынке, — констатировал ректор. — Наши оппоненты, конечно, могут возразить, мол, такая потребность все-таки есть. Но правда жизни такова, что квалифицированные выпускники неизбежно столкнутся с условиями, заметно ниже их ожиданий. Прежде всего, это зачастую полное отсутствие социального пакета и низкий уровень заработной платы в самом начале. А отсюда — потеря мотивации и возможный отток талантов за рубеж».

Однако выпускники КФУ будут иметь портфолио выполненных проектов, что станет их явным преимуществом. Кроме того, ректор отметил, что будет уделяться внимание широкому использованию виртуальных технологий: «В условиях учебного процесса нельзя, конечно, управлять настоящим производством, но можно управлять виртуальным производством. В университете данный подход уже реализован, например, в Институте фундаментальной медицины созданы виртуальные тренинги... А в настоящее время совместно с одной из ведущих мировых компаний в области эффективной организации производства мы обсуждаем дизайн проектов по созданию на площадке университета образцовых учебных фабрик... Предлагаемая нашими партнерами модель обучения основана на взаимодействии университета с отраслевыми компаниями, носит прикладной характер и в последние годы стремительно развивается в мире. К сожалению, в нашей стране аналогичная фабрика создана только в одном месте — на базе Уральского федерального университета, ее профинансировал металлургический комбинат. Очень хорошие аналогичные фабрики имеются в Сингапуре, Германии, Франции, других странах. Основными областями для нас могут стать нефтедобыча, нефтехимия и машиностроение». Причем благодаря таким виртуальным фабрикам в КФУ в дальнейшем работодатель может посмотреть, как выпускник университета вел себя в тех или иных ролевых ситуациях — и тогда, определяя конкретное место работы, уже не назначать молодого специалиста на самые низшие ступени.

Гафуров обратился к президенту и всем попечителям с просьбой поддержать «стратегически важный не только для нашего университета, но и для республики, самих компаний проект».

РЕКТОР ПОПРОСИЛ ГЕНЕРАЛОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОДСОБИТЬ С... ЗАДАЧАМИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

И тут же ректор закинул еще одну удочку: «Одним из эффективных решений повышения уровня инженерного образования могла бы быть передача пакета акций, созданных при участии республики профильных инжиниринговых центров в счет софинансирования со стороны Татарстана программы повышения конкурентоспособности университета». Для усиления этой просьбы Гафуров добавил: «Мы уже многое создаем и, к сожалению, создаем иногда параллельно, даже конкурируя внутри одной республики. Вот центр робототехники и мы создаем, и создается еще один центр робототехники. В конце концов, мы будем претендовать на одних и тех же заказчиков, одни и те же ресурсы. Я думаю, нам лучше было бы конкурировать за пределами республики».

Но на этом предложения от рулевого КФУ не закончились: «У нас, уважаемые коллеги, есть просьба, особенно к тем, кто представляет реальную индустрию сегодня, — те задачи, которые стоят перед вашими коллективами, передать нам. Мы пока за это денег не просим, мы на этих задачах будем обкатывать наши проектные группы студентов. Но когда что-то получится, предложим это как готовый продукт».

В ответ на доклад и просьбы ректора президент РТ заметил: «Нам еще нужно самим осознать, в какой форме создать инженерное образование». Также он поинтересовался, какие именно инжиниринговые центры интересуют Казанский университет, и фактически обещал поспособствовать их передаче КФУ, конечно, с учетом интересов инвесторов, «которые тоже желают выкупить пакет акций». Президент предложил в течение месяца подготовить предложения.

Минниханов также коснулся еще одной темы — битума: «Это нас сильно волнует. Каждый раз, сколько я работаю, какой-то сказочный битум появляется, но при первом дожде он смывается. Нам нужен битум качественный для дороги... Такую задачу перед строительной академией надо поставить и перед федеральным университетом... Займитесь, займитесь!» — потребовал президент.

«Надо подтягивать наши другие вузы до этого стандарта — Казанского федерального университета, — рекомендовал Минниханов. — Остальные должны стремиться быть такими же, как и вы. Поэтому большая работа предстоит... Нам темп терять нельзя. Понятно, что у федералов денег меньше стало... Но помолимся еще, тут Пасха, евреи помолятся...» — под смех зала завершил президент.