Накануне в центре современной культуры «Смена» презентовали предварительный проект проектировки 60 га лесопарка, на первую очередь которого в этом году потратят 115 млн. рублей

«ВСЕ, ЧТО ВЫ СТАВИТЕ, ФАКТИЧЕСКИ НАХОДИТСЯ НА ДОРОГЕ!»

Лишь 60 человек решали вчера, как пойдет развитие Горкинско-Ометьевского лесопарка. Причем только половина из них представляла жителей, остальные же собрались по долгу службы — чиновники, журналисты и организаторы. Накануне в центре современной культуры «Смена» презентовали предварительный проект проектировки 60 га лесопарка, на первую очередь которого в этом году потратят 115 млн. рублей. «Судьба леса никому неинтересна», — сетовали организаторы. В самом деле, на встречу, которая неделю назад проходила в зале лицея №149 Казани, собралось куда больше народу — более 80 человек.

Открывая обсуждение, помощник президента РТ Наталия Фишман напомнила: в Казани парк с нуля проектируют впервые за полтора-два десятилетия. И это вызывает сложности, тем более что территория парка конфликтна изначально: здесь и дороги есть, и роддом хотели построить, да и казанцы из-за точечных застроек привыкли не доверять властям.

Предпроект лесопарка, получившийся после первой встречи, представила архитектор и руководитель «Архитектурного десанта» Дарья Толовенкова. Концепция родилась после встречи со всеми фокус-группами, среди которых велосипедисты, лыжники, активисты по защите леса, местные жители. По словам Толовенковой, удалось выявить основной людской поток — по неоднократным просьбам было решено обустроить мост через овраг. Кроме того, появятся спортивная трасса, воркаут-турники, скейт-парк. Запроектированы немалых размеров площадка для собаководов, крупная парковка со стороны улицы Родина. В проекте Толовенковой — четыре входные группы с парковочными местами и еще столько же без них в разных частях парка, детский городок, солнечная и многофункциональная поляны. Все это с сохранением лыжной базы и трасс для лыжников и велосипедистов. В проекте осталось место и прокату спортинвентаря. Концепция развития рассчитана на ближайшие три-четыре года.

Рустем Гафаров: «Мы должны понимать — у нас дорога остается. И все, что вы ставите, фактически находится на дороге! Нужно учесть эти вопросы»

«ЛЕС УНИЧТОЖАТ ЗА БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ РУКАМИ ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА…»

Но, судя по проекту, основная часть активностей находилась в междулесье (полоске между двумя лесными массивами), которое относится к коммунально-складской зоне и не относится к особо охраняемой природной территории (ООПТ).

«Мы должны понимать — у нас дорога остается. И все, что вы ставите, фактически находится на дороге! Нужно учесть эти вопросы», — предупредил глава Советского района Рустем Гафаров. Помощник главного архитектора Казани Тимур Кадыров ответил: красные линии на территории под дорогу закреплены.

Нашлось место и противникам дороги. Провести комплексное экологическое обследование предложила казанская активист-эколог Юлия Файзрахманова.

«У нас есть междулесье, которое визуально ценно, но его ценность никак не зафиксирована, — сказала Файзрахманова. — Нужно поставить и эту зону в категорию охраняемых и исходить от этого. Инфраструктурные проекты ставятся за пределами ООПТ. Судя по тому, что пока проектируется, у меня очень большие опасения, что за большие бюджетные деньги лес уничтожат, причем, что обидно, руками самого городского сообщества».

Глава комитета внешнего благоустройства города Игорь Куляжев показал на карте границы природной территории, а по поводу коридора между лесами уточнил, что по данной местности проходит и газопровод высокого давления, и десятки высоковольтных кабельных линий. Как все это можно назвать особо охраняемой природной территорией?

«Да, если создавать заповедник, то там даже ветку нельзя трогать, она должна покрыться мхом, превратиться в навоз и так далее, — визуализировал процесс Куляжев. — А есть особо охраняемая территория, которая может быть причислена к лесопарковой зоне либо к городским паркам. Я большой поклонник особо охраняемых территорий, но в любом случае леса в границах Казани находятся под воздействием города».

Файзрахманова возразила в том смысле, что по территории национальных парков проходят газопроводы и это совершенно не мешает придавать землям статус охраняемых. Однако междулесье в любом случае остается в красных линиях за пределами ООПТ: перезонировать его не будут, развел руками Куляжев. В свежем генплане Казани, который разрабатывает ГУП «НИИ генплана Москвы», особо охраняемая территория уже обозначена. Иначе невозможно: город вокруг живет, а этим лесом, по выражению Куляжева, пока пользуются «десять человек — лыжники и велосипедисты». Между тем в прилегающих районах живет каждый третий казанец. «Почему мы не даем пользоваться нашему населению этой территорией? Сейчас это место пользования спортсменов или пристанище бомжей!» — заметил он.


ЖИВЫЕ ДЕРЕВЬЯ РУБИТЬ НЕ БУДУТ

В дискуссию пришлось вмешаться Фишман, которая подтвердила, что в проекте планировки должна быть дорога. Но...

«Перед генпланом стоит задача сделать все это зеленой территорией. Междулесье подпадает под активное благоустройство, и сделать это нам никто не помешает», — заявила Фишман. Куляжев ответил, что строительство дороги в перспективе есть, а значит, благоустройство возможно с ее учетом. «Это значит, что можно и нужно делать мосты, путепроводы, входные группы и максимально эффективно расходовать средства», — уточнил он.

Однако такой ответ не устроил Фишман.

«Мы не будем делать все, чтобы там появилась дорога. Мы будем делать все, чтобы там появился хороший парк, — возразила она. — Мы не планируем здесь каких-то инфраструктурных вещей, из-за которых потом все перероем, но общественные площадки должным быть — и они будут».

Куляжев слегка оттаял. «Наталия Львовна, как с вами можно не согласиться? С вами никто не спорит», — улыбнулся замруководителя исполкома.

Еще одна опасность, высказанная на встрече, — порубки. Санитарную очистку территории проводить будут, но осторожно: живые и здоровые деревья рубить не планируется. «Это основа основ, и с этого надо начинать — пока ведутся все проектные, изыскательские работы, — пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель общественного совета по паркам, глава ООО «Парк Сервис» Сергей Мурзов. — Обязательно будет штучный подсчет деревьев с описанием каждого и присвоением номера, без которого никто не сделает ни одного шага».

Молодую поросль тоже рубить не намерены, заверила Толовенкова. Не будет здесь и тотального асфальтирования. Здесь дикий лес — и в этом его идентичность, считают организаторы семинара.

Харис Мусин напомнил, что лес был отдан городу в 1988 году и когда-то там высохло до 40% дубов из-за негативного воздействия ближайшей промзоны и морозов

МИНЛЕСХОЗ: ПРИ ТАКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ ЭТОГО ЛЕСА НЕ БУДЕТ!

Идеи объединения двух участков леса витали давно, сообщила завкафедрой природообустройства и водопользования Института управления и финансов КФУ Нафиса Мингазова. Она представила альтернативный проект территории, уменьшив зоны активностей для сокращения воздействия на окружающую среду, и предложила создать место под развитие экотуризма.

«Наша идея — сократить количество рекреационных объектов для того, чтобы эта территория самоподдерживалась и функционировала как лесная зона, — сказала Мингазова. — В каком бы статусе ни находилась земля, необходимо, чтобы активизация рекреационного использования не привела к уничтожению буферной зоны, которая способствует лесовосстановлению».

Первый замминистра лесного хозяйства РТ Харис Мусин предложил разделить понятия «лес» и «парк». Он напомнил, что лес был отдан городу в 1988 году и когда-то там высохло до 40% дубов из-за негативного воздействия ближайшей промзоны и морозов.

«Здесь никто не говорит, где будет активная зона, а где лес будет эксплуатироваться умеренно, — сказал Мусин. — Есть рекреационная нагрузка. Есть такие понятия, как рекреационная емкость, эксплуатационная емкость. Кто это считал? Что будет с этим лесом? Я посмотрел проект — через 15 лет этого леса не будет! Чем больше рекреационная нагрузка, тем больше лес теряет свою устойчивость. Нужно понять, что дальше будет с этим местом, провести экологическую экспертизу. Каждая тропа — это нагрузка на почву, а значит, и на деревья».

Велоактивист Аля Халикова в рамках презентации своей концепции предложила поделить зоны для велосипедистов

УГРОЗА «БИОМЕДА»

Затем слово снова взяли сторонники здорового образа жизни. Велоактивист Аля Халикова в рамках презентации своей концепции предложила поделить зоны для велосипедистов, проложить дорожки для взрослых в Горкинском лесу, где есть рельеф, а для детей — в Ометьевском, где местность равнинная. Среди предложений оказался и памп-трек — гористая насыпная трасса, где смогли бы ездить как дети для развлечений, так и взрослые для тренировок. Человек, готовый построить такой трек, нашелся прямо в зале, где проходило обсуждение. Впрочем, та же Мингазова не рекомендовала размещать в парке памп-трек, но ее не услышали.

«Я считаю, что эту часть нужно запускать прямо сейчас, до проектирования, — поддержала идею Фишман. — Если они ни с кем не пересекаются, то почему бы нам за май или за первую половину июня не сделать это?» — сказала помощник президента и подняла с места представителя компании «ГринСтан», которая возьмется сделать трек «по-партнерски» — до проведения конкурса по определению подрядчика. Надо сказать, что в прошлом году компания реконструировала сквер Аксенова, обновила зону отдыха у Советской площади и участвовала в создании сквера «Листопадный» в переулке Дуслык рядом с центральным офисом стройфирмы «Ак таш» Газинура Ахметова.

«Если они не будут работать, то вы мне скажите», — коварно улыбнувшись, сказала Фишман.

Однако, как выяснилось, междулесью угрожает еще одна опасность. По словам президента федерации лыжных гонок Казани Расула Газзатуллина, который контролирует лыжную базу в лесу, к нему уже подходили бизнесмены по поводу строительства 12-этажного диагностического центра «Биомед». Звучали требования освободить территорию от лыжной базы — предприниматели ссылаются на наличие разрешения на строительство. Между тем, как утверждалось ранее, все стройки заморожены — среди них и строительство роддома Клиники Нуриевых. В ситуацию тогда вмешался мэр Казани Ильсур Метшин, который пообещал найти Нуриевым новый участок.

«Нам говорили, что все разрешения приостановлены, но давайте проверим», — обратилась Фишман к Куляжеву, который удивился такому сообщению, но обещал выполнить поручение помощника президента. Просьбы бизнеса Куляжев назвал безосновательными: помимо разрешения на строительство, которое выдает управление градостроительных разрешений, нужен ордер на проведение земельных работ, подписанный комитетом внешнего благоустройства.