Сегодня в качестве послесловия к парадам по случаю 9 Мая «БИЗНЕС Online» впервые публикует рейтинг влиятельности представителей самой закрытой, но крайне важной для Татарстана и страны отрасли, роль которой в нынешней грозовой обстановке будет только расти.
О ЧЕМ ЭТОТ РЕЙТИНГ
Топ татарстанских представителей оборонной промышленности — продолжение серии традиционных рейтингов влиятельности «БИЗНЕС Online» (топы деловой элиты, «тяжеловесов» мира спорта и культуры, успешных женщин). Своеобразный мир ОПК — мир секретных разработок, масштабных производств, гигантских денег — скрыт от глаз непосвященных, мы судим о нем во многом по той информации, которой позволяют выплывать наружу. Но если присмотреться, то даже на основе этих обрывочных данных можно вполне осознать, что в этой сфере, как и везде, кипят свои страсти, плетутся интриги, делятся бюджеты, есть свои стахановцы и неуспевающие.
Как составлялся рейтинг? Основа — многолетние наблюдения обозревателей «БИЗНЕС Online», мнения отраслевых экспертов и наших источников. Параметры оценки влияния тех или иных фигур не только экономические — не все определяется оборотами и объемом гособоронзаказа, наоборот, зачастую они зависят от былых свершений и морального, интеллектуального и так далее авторитета того или иного человека, его близости к сильным мира сего, родственных связей. А в остальном на позицию в топе влияют и актуальность ведущихся проектов, и количество выделенных на них денег, и история предприятия, и время нахождения человека у руля компании, и его оценка со стороны министерства обороны. Словом, рейтинг по определению субъективен и даже на стадии составления вызвал неоднозначные толкования и споры внутри самой редакции.
Для старта мы выделили в местной оборонке 40 человек, которые в разной степени на слуху. И мы будем рады, если читатели внесут свои дополнения и в целом оставят мнения на этот счет в своих комментариях.
Гендиректор КРЭТ Николай Колесов (в центре) начинал карьеру регулировщиком аппаратуры на Казанском заводе ЭВМ
РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ БОРЬБА ЗА ГОСОБОРОНЗАКАЗ
Формально Николай Колесов (№1 в нашем топе, здесь и далее в скобках указано место в рейтинге) в Казани не работает, он генеральный директор федерального гиганта ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в «Ростех»). Однако бывший регулировщик аппаратуры на Казанском заводе ЭВМ и КОМЗе, а впоследствии гендиректор «Элекона» связи с малой родиной не теряет.
Во-первых, в Казани — целый куст предприятий КРЭТ. Прежде всего это ОАО «НПО «Радиоэлектроника им. Шимко», возглавляемое Ронисом Шариповым (30). Заявлено, что оно станет базой для создания в РТ кластера по разработке и производству средств госопознавания («свой-чужой»). Далее — ОАО «Радиоприбор» и ОАО «КПКБ», на которых недавно произошла смена руководства: их возглавили Рустем Абдуллин (39) и Илдус Курбиев (40) соответственно. Как говорил Колесов, татарстанские предприятия КРЭТ включены в ФЦП по техническому перевооружению, а это 9,5 млрд. рублей.
Не забудем и заводы из личной империи Колесова. Это головное предприятие России по разработке и производству электрических соединителей АО «Завод «Элекон», возглавляемое зятем Колесова Николаем Ураевым (31), и АО «КОМЗ», которым руководит Сергей Раковец (17). Отметим, что именно Колесов превратил завод, оптическая слава которого осталась в прошлом, в современное предприятие по производству комплексов радиоэлектронной борьбы (приоритетнейшая ВПК-тема). К тому же в апреле на территории КОМЗа открылось АО «Стелла-К»: Колесов сумел перетянуть из Подмосковья производство вертолетных бортовых комплексов обороны «Президент С» и «Витебск». По данным «БИЗНЕС Online», учредители «Стеллы-К» близки к руководству КРЭТ.
Хотя все вышеперечисленные предприятия демонстрируют стремительный рост оборотов, их руководители все же находятся в тени патрона — Колесова, что и обусловило их не самые высокие места в рейтинге. А вот находящееся в управлении КРЭТ ПАО «Казанский электротехнический завод» (КЭТЗ, морские системы госопознавания) стоит несколько особняком. Генеральный директор Владимир Гинсбург (12), по утверждению наших источников, вполне самостоятельная фигура. «Обратите внимание, как рвануло предприятие, — подчеркивает источник, напоминая о том, что Гинсбургу удалось вырвать КЭТЗ буквально из небытия. — Объемы выросли в 30 раз (чистая прибыль КЭТЗ в 2014 году увеличилась на 2803%, с 7,1 млн. до 206,7 млн. рублей — прим. авт.). Сделали свое КБ, приобрели линию по производству печатных плат, такая есть только в Рязани. К нему как на экскурсию ездят».
Словом, президент РТ Рустам Минниханов не зря подчеркивает «вклад Колесова в развитие промышленного потенциала республики и страны». За его 1-е место говорят участие патронируемых им предприятий в важнейших оборонных программах, близость к главе «Ростеха» Сергею Чемезову и, безусловно, успешные лоббистские усилия по привлечению в РТ заказов и средств на модернизацию предприятий.
И если речь зашла о госопозновании, то мы не могли не включить в рейтинг патриарха промышленности РТ, который, собственно, и создал российскую единую общевойсковую систему «свой-чужой» в ее современном виде, Ильдуса Мостюкова (26). Он безусловный моральный авторитет, напоминающий нам о блестящей эпохе больших промышленных свершений.
КАМАЗ В ШТАТСКОМ
Хотя сегодня ПАО «КАМАЗ» из-за боязни санкций и наличия иностранного акционера сторонится оборонной тематики, мы не могли не включить в рейтинг его генерального директора Сергея Когогина (2-е место). Тоже сподвижник Чемезова, в недавнем прошлом он сумел привлечь в Набережные Челны, можно сказать, невероятное количество оборонных тем с, предположительно, щедрым финансированием: семейство автомобилей повышенной защищенности «Тайфун-К», десантируемый автомобиль для ВДВ, семейство многоцелевых автомобилей «Торнадо-К»; «малая платформа» (колесные шасси и тягачи грузоподъемностью 18 - 55 т); семейство высокомобильных модульных платформ, в том числе для ракетных войск стратегического назначения «Платформа О»; бронеавтомобили Iveco 65Е19WM («Рысь»).
Сегодня КАМАЗ сторонится оборонки, но ранее Сергей Когогин (справа) привел в Набережные Челны немало ОПК-программ по военной автотехнике (фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»)
Сегодня забота обо всех этих проектах ложится на плечи гендиректора АО «Ремдизель» Фаиза Хафизова (21). В подчинение бывшей «дочки» в прошлом году перешел занимающейся боевой тематикой камазовский Завод специальных автомобилей. Кроме того, «Ремдизель» — главный автосервис минобороны, то есть это потенциально неиссякаемая работа. Говорят, в этом году Хафизову предстоит серьезный экзамен — будет приниматься решение о будущем «Платформы О», которая, предположительно, должна ликвидировать зависимость России от продукции Минского завода колесных тягачей.
Кроме того, за включение Когогина номером два в наш топ говорит его руководство советом директоров пермского ПАО «Мотовилихинские заводы», которое среди прочего выпускает реактивные системы залпового огня «Смерч», «Град», «Торнадо-Г», самоходные артиллерийские орудия, компоненты ЗРПК «Панцирь». А врио гендиректора Мотовилихи на днях стал бывший вице-премьер правительства РТ, предшественник Когогина на КАМАЗе Иван Костин. И в дополнение отметим, что недавнее заседание военно-промышленной комиссии Владимир Путин провел именно на КАМАЗе.
Продолжая автомобильную тематику, упомянем челнинское же «Астейс», которое на основе российских и импортных шасси делает спецтехнику гражданского и военного назначения. Прошлым летом «Астейс» передал внутренним войскам МВД России для испытаний бронеавтомобиль «Патруль-А», сегодня разрабатывается вариант «Патруля» для минобороны. Генеральный директор «Астейс» — Александр Пухненков (35), но, по нашим данным, первую скрипку на заводе играет владелица предприятия Юлия Шафикова.
МОРСКИЕ БАТАЛИИ ХОЛДИНГА «АК БАРС»
Успехи ОАО «Зеленодольский завод им. Горького», входящего в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс», а также принадлежность к ближнему кругу президента РТ вывели генерального директора холдинга Ивана Егорова на 3-е место рейтинга.
Сегодня зеленодольское предприятие демонстрирует такую интенсивность закладок и спусков на воду кораблей для ВМФ и ФСБ, что она выводит его в передовики отрасли. На сегодня в его активе строительство четырех экспортных (Вьетнам) фрегатов проекта «Гепард 3.9», двух сторожевых кораблей проекта 11661, патрульных кораблей проекта 22160 (заложено 3, всего в серии 12), пограничных сторожевых кораблей проекта 22100 «Океан» (построен 1, заложено 2), противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок» (построено 7, заложено 3), транспортного плавучего дока проекта 22570 «Квартира», кабельных судов проекта 15310 (заложено два). Но главный «хит» — это, конечно, малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» (построено 5, строится 4), прошлой осенью столь эффектно отстрелявшихся по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.).
Федеральные вершители оборонной промышленности благосклонно относятся к холдингу Ивана Егорова (справа), а Ренат Мистахов (в центре) буквально печет корабли как пирожки
Эти успехи определили и место в рейтинге генерального директора завода им. Горького Рената Мистахова (13). Он пришел на завод в конце 2009 года, и для многих это назначение стало неожиданностью, поскольку до этого Мистахов отношения к судостроению не имел — трудился начальником казанского отделения Горьковской железной дороги. Поговаривали о родственных связях гендиректора и Егорова, а на заводе шутили, что теперь вместо кораблей будут строить вагоны. Впрочем, Мистахов довольно быстро зарекомендовал себя энергичным и умелым руководителем.
Сегодня гендиректора холдинга и завода имеют шансы еще более упрочить положение в отрасли. В конце прошлого года «Ак Барс» обратился в правительство РФ с предложением передать ему ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ), которое ныне входит в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Мотивация — необходимость полноценного развития гражданского судостроения, что невозможно без мощного проектировщика. Руководство завода им. Горького заявляет, что к 2019 - 2020 годам гособоронзаказ неизбежно уменьшится и к этому времени предприятие должно быть готово к массовому гражданскому заказу, который неизбежен. Интеграция может стать своего рода экспериментом для судостроительной отрасли — примером диверсификации работы по сути военного завода. Судя по имеющейся информации, предложение встретило интерес в кругах, отвечающих за российскую судостроительную политику. Если идея воплотится, это, помимо всего прочего, подтвердит серьезный вес руководства холдинга и завода в высших кругах российской промышленной иерархии.
ОСК пока никак не комментирует предложение «Ак Барса». Генеральный директор ЗПКБ Виталий Волков (19) в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» выразил свое резко отрицательное отношение к планам холдинга. Эксперты также отмечают высокие риски реформы — расчеты могут не выдержать столкновения с реальностью. Планы о присоединении ЗПКБ к какой-либо верфи (к тому же заводу им. Горького) или крупному конструкторскому бюро (питерскому ЦМКБ «Алмаз») возникают не впервые. В свое время сторонником сохранения самостоятельности ЗПКБ выступил Минниханов. Но, возможно, сегодня что-то изменилось — вряд ли «Ак Барс» стал бы обращаться в Москву через голову президента РТ.
Подчеркнем, что ЗПКБ (основано в 1949 году) очень уважают в отрасли. Его проекты — одни из самых тиражируемых в новейшей истории российского кораблестроения. Строящиеся в Зеленодольске вьетнамские фрегаты и известные теперь всему миру «Буяны-М» спроектированы спецами ЗПКБ. Бюро участвует в таком знаковом проекте, как создание нового атомного ледокольного флота, проектирует новый для России тип военных судов — малых танкеров. ПКБ демонстрирует прекрасные финансовые показатели и высокую степень финансовой устойчивости...
На хорошем счету у военных и входящее в холдинг «Ак Барс» ОАО «Казанский завод «Электроприбор». Предприятие демонстрирует стремительный экономический рост. Мнение гендиректора Павла Шацких (24), по нашим данным, ценит Егоров. Наш источник так охарактеризовал руководителя «Электроприбора»: «Может делать все».
Александра Лаврентьева (справа) справедливо называют одним из спасителей КВЗ
ВЕРТОЛЕТНАЯ ВИТРИНА ТАТАРСТАНА
На почетном 4-м месте рейтинга — авторитетнейший президент ассоциации предприятий и промышленников РТ (АПП) Александр Лаврентьев. В 1984 году его назначили директором Казанского вертолетного завода (КВЗ), таким образом, он стал самым молодым (38 лет) в СССР директором промышленного предприятия. Как было принято в те времена, до директорства он прошел все ступени служебной лестницы: студент авиатехникума, техник, инженер-конструктор, начальник отдела... Лаврентьева справедливо называют человеком, проложившим путь КВЗ через самые лихие годы. В начале 90-х, когда у военных не было денег на покупку вертолетов, он сумел убедить министра обороны приобретать продукцию КВЗ... Заводом он руководил до 2007 года, в 2008-м его по предложению руководства РТ назначили президентом АПП, которая сегодня объединяет три сотни компаний. Но главное — не формальные титулы. По данным наших источников, руководство РТ чрезвычайно высоко оценивает деятельность АПП, а Лаврентьева в кулуарах называют правой рукой Минниханова в решении промышленных вопросов. Как доверенное лицо главы республики патриарх оборонки руководит и региональным штабом ОНФ. «На самый верх можем напрямую информацию принести», — охарактеризовал он свои возможности.
На 5-м месте топа — выдвиженец Лаврентьева, сменивший его на посту генерального директора КВЗ, Вадим Лигай. Подчеркнем, что он тоже не функционер — прошел все ступени инженерной карьерной лестницы. Не скроем, его место в рейтинге могло быть и выше, ведь КВЗ — витрина машиностроения Татарстана, но на оценку повлияли недавние изменения в положении завода. Это спад — на 34,8% — производства и последовавшее решение о введении для 30 - 40% персонала предприятия четырехдневного рабочего дня. В минус сыграло и то, что 18 января Лигай был освобожден от «параллельной» должности заместителя генерального директора холдинга «Вертолеты России», на которой он курировал ключевые вертолетостроительные проекты. Официальной причиной отставки было названо возникновение новых задач по созданию нового промышленного кластера холдинга из двух производственных площадок — КВЗ и Кумертауского авиационного производственного предприятия. Добавим, что в последнее время в Казани и вертолетостроительных кругах Москвы муссируются предположения о грядущем уходе Лигая с поста главы КВЗ, но на заводе утверждают, что это не более чем слухи.
Вадиму Лигаю предстоит разобраться не только с проблемами на КВЗ, но и взять на буксир кумертауских коллег
Среди причин «просадки» КВЗ называют и проблему с отсутствием в России нормальной линейки вертолетных двигателей. Именно перспектива работы на этом направлении катапультировала в наш топ с «гражданки» генерального директора ПАО «КМПО» Дамира Каримуллина (28). Завод давно почти полностью перешел (и с большим успехом) на гражданскую газоперекачивающую тематику, но вины предприятия в этом нет. «Конверсию» совершил ради сохранения завода его прежний директор Александр Павлов, который в тяжелые времена, поняв, что авиастроению приходит конец, наладил связи с «Газпромом». В итоге, когда в Казани по полгода не платили зарплату, работники КМПО получали ее день в день... Однако сегодня по программе импортозамещения КМПО начало производство узлов вертолетного двигателя ВК-2500, который должен заменить для России продукцию украинской компании «Мотор Сич». Кроме того, как это ни фантастически звучит, по данным источников «БИЗНЕС Online», начал вентилироваться вопрос о производстве на КМПО двигателей для вертолета «Ансат».
СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЫЛ ОБОРОНКИ
Присутствие на высоком 6-м месте генерального директора ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром» (КазГап) Бориса Тихомирова может показаться странным — какая связь между оборонкой и проектным институтом? Однако это только на первый взгляд — Тихомиров в полной мере «отрабатывает» свои звания «Заслуженный машиностроитель ТАССР» и «Почетный авиастроитель». «Во-первых, он сумел сохранить коллектив, в самые сложные времена умел находить работу, — говорит источник «БИЗНЕС Online». — С институтом работает едва ли не вся российская оборонка — и «Вертолеты России», и ОАК, и ракетчики. Сумел на российском уровне создать институту репутацию». Тихомиров — непременный участник едва ли не всех проходящих в Казани ВПК-совещаний, его доклады и презентации — обязательный элемент визитов в РТ руководства и минобороны и минпромторга.
С Борисом Тихомировым (в центре) работает едва ли не вся российская оборонка
Да, в последние месяцы по репутации института был нанесен удар скандальным делом о взятках, но вердикт еще не вынесен, а пока что, пожалуй, нет такой отрасли, где не был бы задействован КазГап. На его счету и промышленные объекты, и спорткомплексы, и терминалы аэропортов, и жилье, и торговые центры. А инвестиционно-строительный филиал института уже поработал на объектах ОАК, корпорации «Тактическое ракетное вооружение», «АэроКомпозита» и др. Из совсем свежего можно отметить победу КазГапа в двух тендерах на 5 млрд. рублей, связанных с модернизацией цехов Казанского авиазавода (КАЗ). Плюс ко всему сегодня, насколько известно, институт участвует в возрождении некогда прославленного Казанского НИИ авиационной технологии. Предполагается, что КазГапу и ООО «Казанский агрегатный завод» будет принадлежать 75% акций института.
Об агрегатном заводе (прежнее название — «Высота»), руководимом Георгием Муштаковым (38), надо сказать подробнее. Это одна из тех небольших компаний, которые незаметно, но упорно делают дело на своем участке. Недавно она упоминалась в связи с визитом Минниханова в Чехию. Сообщалось, что завод продолжит сотрудничество с компанией PBS Velka Bites. Речь, по нашим данным, идет о локализации в России производства вспомогательного вертолетного двигателя Safir 5K/G. Ранее на вертолеты ставились вспомогательные движки украинского производства, но понятно, что сейчас с их получением возникнут (или уже возникли?) сложности. В России разработан аналог, но он не совсем подходит для вертолетостроителей. Если агрегатный завод воплотит задумку, то сможет занять весь российский рынок вертолетных вспомогательных силовых установок. Кроме того, компания Муштакова — главный (а по продвинутости, пожалуй, и единственный) поставщик медицинских модулей для самолетов и вертолетов минобороны. МЧС, МВД и ФСБ. Старт этой программы курировал Сергей Шойгу.
ЧТО С ЗАПАСОМ БОЕПРИПАСОВ?
7-е место — у генерального директора АО «ПОЗиС» Радика Хасанова. «Настоящий герой! — говорит источник «БИЗНЕС Online». — Четыре года у предприятия не было гособоронзаказа, а он, производя холодильную технику, сохранил 800 работников на боеприпасном производстве». Напомним, по площадям это 70% завода (по продукции — 57%). ПОЗиС — основной российский производитель боеприпасов для малокалиберной артиллерии сухопутных войск, ВМФ и ВВС (БМП, БТР, зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь», «Тунгуска», зенитные установки «Шилка», вертолеты Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», Ми-28 «Ночной охотник»). Также на предприятии выпускают выстрелы для подствольного гранатомета к автомату Калашникова и ручным гранатометам. А пиропатронов для авиационных спасательных систем, кроме ПОЗиСа, в России не делает никто. Но в новейшую историю завода дело дошло до того, что в конце 2011 года трудовой коллектив направил президенту РФ Владимиру Путину обращение о том, что спецпроизводство находится на грани краха. И вот в 2013 году ГОЗ стал рекордным за последние 10 лет. В этом году заканчивается модернизация боеприпасного производства, в которую бюджет РФ вложил 3,2 млрд. рублей. Обучающихся в КНИТУ-КАИ целевиков завод направляет в магистратуру петербургского военмеха, инженеры-конструкторы стажируются в Швейцарии, Швеции, Италии.
Радик Хасанов (слева), несмотря ни на что, сумел сохранить боеприпасное производство. И в целом сегодня отрасль на подъеме (справа — Артур Хисамеев)
В боеприпасную обойму РТ входит также ФКП «Казанский государственный пороховой завод», руководимый Халилом Гиниятовым (29). Это самый крупный пороховой завод России, стабильно удерживающий 70% всех объемов выпуска порохов (порядка 100 наименований) и зарядов. По некоторым порохам завод — российский монополист, например по порохам к зарядам для гранатометов и отдельным номенклатурам танковых выстрелов. В последнее время предприятие все чаще упоминается в связи с разговорами о необходимости выноса опасных производств за пределы Казани. Гиниятов уверяет, что Пороховой для города не опасен, но согласен с тем, что его огромную территорию надо оптимизировать. Среди прочего гендиректор известен как один из авторов идеи о возрождении в Казани полуденного выстрела.
Еще одно отраслевое предприятие — ФКП «Казанский завод точного машиностроения» — еще недавно предлагали чуть ли не закрыть (во всяком случае, так высказывался пять лет назад в то время вице-премьер правительства РТ Равиль Муратов). Предприятие, производящее среди прочего взрыватели, было одним из лидеров по задержкам зарплаты и долгам в пенсионный фонд. Оказавшись без ГОЗа, «Точмаш» перешел на трехдневку. Сегодня, когда военные изменили свое отношение к производству боеприпасов, по словам нашего источника, завод — уже не жалкое обшарпанное здание, а современное производство с новейшим оборудованием. Во многом это ставят в заслугу гендиректору Артуру Хисамееву (25). «На первых порах ему отец помогал связями (Ибрагим Хисамеев — бывший директор «Казанькомпрессормаша» — прим. авт.), а дальше уже сам проявлял расторопность», — похвалил директора источник. Есть основания полагать, что в обозримом будущем осваивающий все новые виды продукции «Точмаш» нас еще удивит.
ОПТИКИ-НЕВИДИМКИ
На 8-м месте топа — генеральный директор одного из самых закрытых и современных по оснащению казанских оборонных предприятий ПАО «НПО «Государственный институт прикладной оптики» Владимир Иванов. Основная работа ГИПО (входит в ростеховский оптический холдинг «Швабе») связана с инфракрасным приборостроением и оптическими технологиями, предназначенными для обеспечения круглосуточных боевых действий. На ГИПО создали и производят тепловизионные прицелы для одного из бестселлеров российского ВПК — противотанковых ракетных комплексов. Известно, что в ГИПО разрабатывали малогабаритный тепловизионный оптический прицел для пулеметов, гранатометов и снайперских винтовок, способный работать в полной темноте. Тепловизионные прицелы от ГИПО для обзорно-прицельных станций круглосуточного действия устанавливаются на боевые вертолеты, корабли, самолеты. Специалисты института создали оптико-электронную часть комплекса защиты транспортных и пассажирских самолетов от ракет. Разработаны новые системы: лазеров деструктивного действия; оптико-электронной разведки; индикации и целеуказания самолетных и вертолетных шлемов. ГИПО — предприятие полного цикла: от фундаментальной науки до собственно производства. О нем многие говорят с придыханием, например, о подземных лабораториях. ГИПО — это и разработка теории оптического процессора — компьютера будущего. По предварительным данным за 2015 год, выручка выросла на 36% до 2,06 млрд. рублей. Подчеркнем, что все это не построено с нуля в последние годы, а сохранено и приумножено еще с советских времен. Одна из заслуг Иванова — сохранение коллектива. Более того, по словам нашего источника, гендиректор кропотливо по всей стране ищет штучных талантливых специалистов и переманивает их в Казань.
Институт Владимира Иванова ведет разработки на грани фантастики
Высокого уровня признания добились коллеги ГИПО из АО «Швабе — Технологическая лаборатория» под руководством Федора Броуна (22). «Сегодня не он ищет заказы, а, наоборот, все сами идут к нему», — говорит источник. В 2014 году чистая прибыль компании увеличилась в 9,4 раза: с 10,05 млн. до 94,16 млн. рублей. Предприятие выполняет исследования и разработки, а также производит оптико-электронные приборы для военных и гражданских нужд, например лазерные приборы разведки. Среди прочего лаборатория разработала для военных комплексы «Планшет» и «Ратник». Уникальность разработок — фирменный знак лаборатории. Напомним, ранее она называлась ЦКБ «Фотон», именно его специалисты создали перископы «Сокол» для военных орбитальных станций «Алмаз», выводившихся на орбиту под названием «Салют».
Отметим, что деятельность лаборатории тоже изрядно закрыта от глаз общественности. Вообще, по закрытости ее и ГИПО превосходит, пожалуй, только ОАО «Казанское ОКБ Союз», руководимое гендиректором Наилем Латыповым (20). Бюро, о деятельности которого ходят прямо-таки легенды, — это часть могущественного концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей». Отметим, что дела у ОКБ, видимо, идут неплохо — в 2014 году оно увеличило чистую прибыль в 3,4 раза до 154 млн. рублей.
«ICL-КПО ВС» Виктора Дьячкова по программному обеспечению на переднем краю
Из татарстанских промышленников, находящихся на переднем крае технологий и имеющих отношение к оборонке, также отметим генерального директора ОАО «ICL-КПО ВС» Виктора Дьячкова (15). О сверхсекретных этажах и помещениях в «цитадели» компании-наследнице знаменитого завода ЭВМ на Сибирском тракте, 34 ходят легенды. Сейчас работа на военных в рамках группы вынесена в отдельное юрлицо — «НПО ВС», чтобы не смущать минобороны РФ иностранным партнером Fujitsu (до недавнего времени — акционером). Компания поставляет как оборудование, так и софт туда, где иностранной продукции с ее потенциальными «закладками» ходу нет. Вообще специальное программное обеспечение — интенсивно обсуждаемая в оборонке тема, и казанское предприятие на передовом краю.
АВИАПРОМ В ОЖИДАНИИ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН
Исполнительную власть в нашем рейтинге представляет министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов — 9-е место. Пока сказать что-либо определенное о действиях нового министра трудно — слишком мало времени прошло с его назначения в конце прошлого года. Несмотря на самые лестные характеристики, выданные ему при назначении на пост руководством РТ, понятно, что пока Каримова волей-неволей будут сравнивать с предшественником Равилем Зариповым (11), который среди прочего показал себя и мощным лоббистом оборонных предприятий РТ.
При назначении Альберту Каримову (слева) были выданы самые лестные характеристики
Сам Зарипов, ставший помощником президента РТ по авиакомплексу, скрыт от внимания широкой общественности высоким грифом секретности проекта, ради которого и создана новая должность, — возрождения производства Ту-160. Как мы уже писали, пока видимых, напрямую отражающихся на жизни КАЗа, подвижек в программе Ту-160 не заметно. Осведомленные источники утверждают, что все дело в выделении денег, а это невозможно без указа Путина о возобновлении производства. Сам Зарипов говорил «БИЗНЕС Online», что документ может появиться буквально на днях.
Среди других значимых авиафигур надо автоматически отметить президента «Туполева» — директора КАЗа Николая Савицких (14). «Автоматически» — потому, что эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что странно управлять КАЗом, будучи под завязку загруженным делами туполевской фирмы и бывая в Казани только пару дней в неделю. Аналогичные разговоры ходят и по самому заводу. Раз недовольство даже прорвалось вполне официальным образом на встрече премьер-министра РТ Ильдара Халикова с профсоюзным активом республики. Председатель рескома профсоюза трудящихся авиационной промышленности Рамиль Фасхутдинов высказал недоумение нынешним способом управления предприятием: «Управлять наездами — правильно ли это?» И Халиков поддержал недовольство председателя авиарескома, признав, что и сам критиковал все это. Но добавил, что судить нужно по результатам.
После Савицких наиболее значимой фигурой авиазавода можно назвать его технического директора Эдуарда Соркина (27). До того как КАЗ стал филиалом «Туполева», Соркин почти 25 лет возглавлял местный филиал КБ этой всемирно известной фирмы. «Он был знаковой фигурой, — говорит наш источник, — потому что филиал справедливо называли одним из лучших авиаподразделений России, по крайней мере туполевских. Да и представьте: за последние годы он нарастил коллектив с 300 до 1300 человек». Упомянем и заместителя директора КАЗа Зуфара Миргалимова, который пришел в авиастроение в команде Васила Каюмова с Завода микролитражных автомобилей. Говорили, что Миргалимову благоволил Михаил Погосян в бытность президентом ОАК...
Ряд оборонных программ КАМАЗ получил не без содействия Рината Хайрова (фото: tatarstan.er.ru)
Место в топе от законодательной власти предоставлено депутату Госдумы РФ от Татарстана Ринату Хайрову (34), в прошлом — заместителю министра финансов РТ, руководителю управления федеральной налоговой службы по РТ. Напомним, в 2007 - 2010 годах он был советником министра обороны Анатолия Сердюкова, а в 2010 - 2011-м — первым заместителем генерального директора КРЭТ. Говорят, что Хайров как лоббист имел непосредственное отношение к принятию ряда важных вопросов относительно оборонных предприятий РТ. В частности, ряд программ КАМАЗ получил не без содействия Хайрова. Сегодня его влияние несколько снизилось. Тем не менее он член комитета ГД по обороне, а также двух думских комиссий: по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности; и по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ.
Наконец, говоря об исполнительной власти, отметим авторитетного в ОПК-кругах советника премьер-министра РТ Назира Киреева. «По-моему, это единственный человек, который в кабмине что-то понимает в такой важной для Татарстана области, как авиапром, — говорит источник «БИЗНЕС Online». — Можно обратить внимание на то, как он готовит материалы для премьера, президента, как довольно жестко излагает свою позицию, всегда независимую. Считаю, знаковая фигура для нашей промышленности. Другое дело, что не все его любят и воспринимают. Но, возможно, для таких личностей так и должно быть». Что касается материалов для президента, можно вспомнить годичной давности интервью Минниханова «Российской газете» о развитии авиастроения. В основе его явственно просматриваются тезисы, в разное время излагавшиеся Киреевым. Он и замыкает десятку главных оборонщиков Татарстана.
Назир Киреев (справа) готовит ОПК-аналитику, в частности по авиапрому, для первых лиц РТ
ЗА ЧТО КАЗАНСКИЕ БЕСПИЛОТЧИКИ ОСОБО УВАЖАЮТ СТАЛИНА
Продолжая авиатему, нельзя не вспомнить директора ООО «Фирма «МВЕН» Виктора Ермоленко (32), к которому тепло относится Минниханов. Компания занимается разработкой и производством легких самолетов и парашютных систем и прямого отношения к оборонке вроде бы не имеет. Однако известно, что некоторые парашютные работы ведутся в интересах минобороны. Кроме того, именно на мощностях фирмы «МВЕН», которую можно назвать одним из пионеров в строительстве легких самолетов из полимеров, был сделан планер опытного тяжелого беспилотника. Его, в свою очередь, создает казанское АО «НПО «ОКБ им. Симонова» под руководством Александра Гомзина (18).
Напомним, в октябре 2011 года ОКБ выиграло конкурс минобороны на НИР (название «Альтиус-М») по созданию БЛА весом до 5 тонн. Первый подлет прототип-демонстратор совершил в конце 2014 года. Однако, судя по всему, дело застопорилось. Изначально заявлялось, что полномасштабные испытания начнутся в 2015 году, но... Утверждают, что во время недавнего визита в Казань Шойгу жестко отчитал Гомзина за срыв сроков.
Зато кем из беспилотчиков военные довольны в полной мере, так это Валерием Побежимовым (16) — директором — главным конструктором казанского ЗАО «ЭНИКС», разрабатывающего и выпускающего комплексы с беспилотными аппаратами легкого класса. «Военные не нарадуются, — говорит наш источник. — Побежимов — очень самостоятельный, пользуется огромным уважением на фирме. Может, не афишируется сильно, но чрезвычайно грамотный специалист». Это мнение подтверждается и финансовыми успехами компании. В 2014 году выручка компании рванула со 181 млн. до 405 млн. рублей, а чистая прибыль увеличилась с 7,7 млн. до 88,7 млн. рублей. Как рассказал «БИЗНЕС Online» замдиректора Сергей Побежимов, итоги 2015 тоже впечатляют. Судя по открытым данным, главные покупатели техники ЭНИКСа — минобороны, МВД и ФСБ. Об ЭНИКСе тоже слагают целые легенды, например, о том, как для того, чтобы спасти фирму в трудные времена, Побежимов-старший закладывал квартиру, или о том, что он принципиально действует без откатов и взяток. Интересный штрих — в кабинете Побежимова висит портрет Сталина. «При нем развивалась техника, инженеры были в фаворе», — объясняет директор.
Оборонную беспилотную тематику, насколько известно, успешно развивают и в КНИТУ-КАИ. И это один из немногих примеров реального взаимодействия вузовской науки и ОПК. Так что можем поставить плюс ректору КНИТУ-КАИ Альберту Гильмутдинову (33). В целом же собеседники «БИЗНЕС Online» оценили научные усилия вузов как крайне низкие, особенно по сравнению с прежними временами... Оборонные программы ведет и КНИТУ-КХТИ. Однако позиции вуза и его ректора Германа Дьяконова (37) в рейтинге оказались изрядно подорванными недавними скандалами. И дело не только в процессе проректора Ильдара Абдуллина, но и его метастазах — в рамках новых уголовных дел речь идет уже о мошенничестве при выполнении заказов минобороны. Это уже посерьезнее откатов при покупке микроскопов.
Вообще же химики РТ, как это ни странно, для потенциала республики в этой отрасли крайне слабо (во всяком случае, по открытым данным) представлены в оборонке. Можно вспомнить лишь работу ОАО «КазХимНИИ» под руководством Вильдана Уваева (36) и ОАО «КЗСК» — поставщика тиокола едва ли не для всех оборонных предприятий России. Собственно, это производство было сохранено во многом благодаря усилиям совладелицы КЗСК (и Спурт Банка, который, отметим, долгое время считался «оборонным») Евгении Даутовой (23)... Но, возможно, просто сами оборонщики не обращаются к химикам. Вспоминается, как на одном из собраний предпринимателей главный химик РТ — генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин просил авиастроителей быть более активными: «По материалам, которые нужны для новых самолетов, авиастроители должны перед химиками ставить вопросы».
В целом оборонная отрасль, которая в девяностые и отчасти в нулевые в основном была средоточием проблем и воспринималась едва ли не как обуза, сегодня благодаря гособоронзаказу — чуть ли не главная точка роста. Как будет использован этот потенциал, удастся ли его применить в мирной жизни? Это во многом будет зависеть от людей, перечисленных в нашем рейтинге.
==table1096==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.