Диана Сафарова вошла в продюсерскую группу фильма «Ученик» Кирилла Серебренникова — единственной российской картины, попавшей в основные программы Каннского фестиваля Диана Сафарова вошла в продюсерскую группу фильма «Ученик» Кирилла Серебренникова — единственной российской картины, попавшей в основные программы Каннского фестиваля

ПОСТПРЕД ТАТАРСТАНА НА НАБЕРЕЖНОЙ КРУАЗЕТ

Сегодня открывается самый престижный кинофестиваль Европы во французских Каннах. Почти две недели жюри будет решать судьбу «Золотой пальмовой ветви», а по знаменитой набережной Круазет будут фланировать мировые звезды.

При этом Канны-2016 стали не чужими и для Татарстана. По красной ковровой дорожке, неизменном атрибуте любого уважающего себя кинофеста, пройдет и Диана Сафарова. Один из соучредителей казанского фонда поддержки современного искусства «Живой город» вошла в продюсерскую группу фильма «Ученик» Кирилла Серебренникова — единственной российской картины, попавшей в основные программы престижнейшего форума.

Новую работу известного режиссера театра и кино покажут в рамках программы «Особый взгляд», второй по престижности в Каннах. Между тем именно в рамках «Особого взгляда» получали призы такие звезды мирового авторского кино, как таец Апичатпонг Вирасетакул, грек Йоргос Лантимос, кореец Ким Ки Дук, румын Корнелиу Порумбойю. Здесь же получал спецприз за «Елену» Андрей Звягинцев.

Серебренников, уже попадавший с предыдущим фильмом «Измена» в конкурсную программу Венецианского фестиваля, адаптировал свой же спектакль «(М)ученик», который идет на сцене возглавляемого режиссером «Гоголь-центра». Оказавшись на экране, театральная постановка (Серебренников перенес место действия пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга в Россию) потеряла первую букву в своем названии, но не потеряла в актуальности сюжета. Дело происходит в обычной российской школе, один из учеников которой становится религиозным фанатиком и вступает в серьезный конфликт с одним из педагогов. Тема религиозного экстремизма выходит далеко за рамки нашей страны, поэтому вопросы, поднятые в картине, по мысли ее создателей, наверняка будут восприняты и в Старом Свете.


«Ученик» — кино, снятое на частные деньги, бюджет картины составляет примерно 30 млн. рублей, а выпускает его молодая киностудия Hype Film. Ранее ее основатели серьезно преуспели на ниве рекламного бизнеса, компания Hype Production Ильи Стюарта и Мурада Османна (автор известного фотопроекта «Следуй за мной», Османн и его супруга Наталья путешествуют по миру и фиксируют их в необычном ракурсе — девушка ведет парня за руку по планете) даже выигрывала приз на «Каннских львах».

Со знакомства с основателями Hype Film и началась кинопродюсерская карьера выпускницы ГИТИСа Сафаровой, до этого известной в Казани в качестве телеведущей, главного редактора журнала «Светский» и организатора театральных проектов в рамках «Живого города».

«Средства, потраченные на фильм Серебренникова (в центре), не идут ни в какое сравнение с бюджетом даже российских блокбастеров» «Средства, потраченные на фильм Серебренникова (в центре), не идут ни в какое сравнение с бюджетом даже российских блокбастеров»

«Я ВЕЗУ В КАННЫ ТРИ ДОВОЛЬНО ДЕМОКРАТИЧНЫХ ПЛАТЬЯ...»

«БИЗНЕС Online» накануне отлета в Канны поговорил с Дианой Сафаровой о ее первом кинопроекте и планах на Каннский фестиваль.

— Диана, как вы оказались в этом проекте?

— Вообще, интерес к работе с большим кино появился после того, как мы провели в Казани в прошлом году финал международного фестиваля спортивного кино и телевидения. Я была одним из его руководителей и в процессе подготовки много общалась с разными людьми, советовалась, как лучше подойти к решению тех или иных вопросов. Кроме того, у меня в Москве очень много друзей и хороших знакомых. Так и вышла на Илью Стюарта и Юрия Козырева, которые предложили поучаствовать в создании фильма Кирилла Серебренникова. В итоге мы составили основное продюсерское трио.

— Насколько сложным был поиск средств на фильм и ставят ли продюсеры перед собой цель заработать на этом проекте?

— На самом деле средства, потраченные на фильм Серебренникова, не идут ни в какое сравнение с бюджетом даже российских блокбастеров. При этом людей, готовых потратиться на артхаусное кино, немало, у нас были и московские инвесторы, и иностранные.

Изначально для Hype Film это была скорее имиджевая история, хотели прежде всего заявить о себе. Но, увидев конечный результат, уже ставим перед собой цель как минимум отбить бюджет картины. «Ученик» при всей сложности тем, которые в картине поднимаются, а также персоне режиссера Серебренникова — художника, работающего в нише авторского интеллектуального театра и кино, — это фильм обращенный лицом к зрителю, дорогу к которому мы рассчитываем найти. Поэтому речь идет и о широком прокате в России, и, надеюсь, в Европе. В том числе и за этим мы едем в Канны.


— То есть Каннский фестиваль манит не только проходом по знаменитой красной ковровой дорожке?

— И этим тоже, конечно (смеется). Я в этой сфере новичок, мне все безумно интересно. Но Канны — это еще и огромный кинорынок, где можно познакомиться с огромным количеством важных и интересных людей, наладить деловые связи. Собираюсь использовать эту поездку по максимуму.

Не знаю, куда мы сможем там попасть. Вроде бы у нас есть аккредитация, которая позволяет попадать на любимые мероприятия. Конечно, не хочется пропустить премьеры Педро Альмодовара или Джима Джармуша.

— Когда состоится непосредственно первый показ «Ученика»?

— Мировая премьера состоится 13 мая в 11:15 по местному времени. В этот день у нас будет два показа в Каннах. Естественно, будет проход по красной дорожке. На фестиваль едет сам Кирилл Серебренников, артисты, продюсерская группа.

— Правильно ли я понимаю, что на этом сотрудничество с Hype Film не закончится и есть уже новые планы?

— Да, это так, можно сказать, что я уже часть Hype Film, веду переговоры о потенциальном сотрудничестве от имени компании. Первая картина, которую ребята делали еще без моего участия, «Холодный фронт» — режиссерский дебют известного кинокритика Романа Волобуева. Так вот, в его втором фильме, который будет называться «Блокбастер», я планирую выступить и как продюсер, и как актриса.

«Ученик» — кино, снятое на частные деньги, бюджет картины составляет примерно 30 млн. рублей

Кстати, Кириллу Серебренникову так понравилось работать с нами, что он сказал, что в следующий раз в кино будет работать только с Hype Film. Кроме того, у нас идеи как полнометражных фильмов, так и сериалов. Думаем работать и с массовым кино, и с авторским.

— Вы говорите о серьезных планах, связанных с работой в кино, не придется ли для их реализации переехать в Москву?

— Если честно, я думаю об этом. Здесь в Казани проекты «Живого города», лаборатория «Угол» в надежных руках моих друзей и коллег Инны Ярковой и Артема Силкина. Но пока я не приняла окончательного решения.

— Наверняка наших читателей интересует то, в каком платье Диана Сафарова появится на красной ковровой дорожке.

— Да уж, это вопрос, который волнует людей, наверное, больше, чем само кино (смеется). Я везу в Канны три довольно демократичных платья, но пока не решила, в каком пойду на нашу мировую премьеру. Но вообще, повторюсь, что собираюсь побывать на многих мероприятиях. Так что платья мне пригодятся.

— Если вдруг встретите на улице, к примеру, Вуди Аллена, что ему скажете?

— А что я ему скажу? Здравствуйте, меня зовут Диана, я из Казани, снимите меня в своем фильме? Поздороваюсь, попрошу сфотографироваться...

Действие фильма разворачивается в обычной российской школе, один из учеников которой становится религиозным фанатиком и вступает в серьезный конфликт с одним из педагогов

«(М)УЧЕНИК» КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ

Фильм Вуди Аллена «Красивые люди» с обилием голливудских звезд на экране откроет сегодня вечером фестиваль на Лазурном берегу Франции. Всего в основной конкурсной программе представлено 20 лент, в «Особом взгляде» — 17. Критики отмечают, что такого созвездия режиссеров единовременно в Каннах не было давно. Свои новые картины представят как живые классики Кен Лоуч и братья Дарденн, Педро Альмодовар и Пол Верховен, так и герои авторского кино других поколений, например, датчанин Николас Виндинг Рефн или канадец Ксавье Долан.

Фильм Серебренникова действительно оказался среди счастливчиков. Директор фестиваля Тьерри Фремо называл впечатляющую цифру — 1869 фильмов, именно столько отсмотрела отборочная комиссия, определяя картины, достойные Канн.

Что же до самого российского режиссера, то Серебренников — это одна из самых ярких личностей в современном отечественном кино и театре. При этом он один из тех художников, вокруг которых постоянно витают жаркие споры, и даже профессионалы высказывают прямо противоположные суждения о его творчестве.


С одной стороны, московские власти сами пригласили «оппозиционного» режиссера, чтобы тот превратил переживавший глубочайший кризис театр им. Гоголя в «Гоголь-центр», ставший популярным местом у столичной молодежи. Кроме того, Серебренникову приписывают давнюю дружбу с Владиславом Сурковым, традиционно считающимся одним из самых влиятельных людей страны. С другой — его работы и его театр часто подвергаются критике из лагеря патриотов от культуры и политики. А сам Серебренников часто критически высказывается о российских реалиях, рассказывает о притеснениях меньшинств и даже подумывает об эмиграции.

В этой связи вспоминаются слова актрисы и режиссера Юлии Ауг, которая играет и в спектакле «Гоголь-центра», и в фильме по пьесе Фон Майенбурга. Напомним, что в прошлом году Ауг в Казани в рамках режиссерской лаборатории делала эскиз спектакля «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» с... Сафаровой в главной роли.

«Знаете, спектакль «(М)ученик» Серебренникова заканчивается монологом главной героини, которую играет Вика Исакова, — рассказывала Ауг в интервью «БИЗНЕС Online». — Он звучит так: «Я никуда не пойду, здесь мое место. Это мое место. Я чувствую, что я здесь нужна. И буду делать то, что я умею... Дальше там идет монолог про школу. И это звучит реально манифестом нашего поколения. Так вот, до тех пор, пока я буду понимать, что у меня есть шанс делать то, что делаю, я буду прибивать себя гвоздями к этому месту. И буду делать свое дело».