Коллекции Большого собрания изящных искусств составят основу исторических интерьеров восстанавливаемых Инвестиционной группой компаний ASG объектов культурного наследия.

К. ван Донк «Менялы». Середина XVII века. Холст, масло, 94х118. БСИИ Инв. № 04-0854

Атрибуция художественных произведений – один из важнейших моментов в жизни самих произведений и всех, кто к ним причастен: коллекционеров, музеев, искусствоведов. От названия картины, имени художника, времени ее создания зависит ее ценность и, очевидно, судьба.

Атрибуция в музееведении — описание экспоната по ряду признаков, к числу которых принадлежат: название, техника изготовления, стиль и, главное, авторство. Произведение «Менялы» поступило в БСИИ в 2010 году. В случае, когда на картине отсутствует подпись художника, нет владельческих знаков, атрибуция осуществляется на основе стилистического анализа – манеры письма, технологии мазка, композиционного построения и т.д. Серьезным подспорьем являются и аналоги, авторство которых известно. Именно это позволило атрибутировать картину из БСИИ как произведение Кристиана ван Донка.

К. ван Донк «Менялы». Дерево, масло
65,5×92,5 см. 5 июня 2008 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby’s,
лот 31. 43,750 $ (эстимейт 20,000 – 30,000 $)

Работа «Менялы» Кристиана ван Донка проходила на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке еще в 2008 году и была продана за 43,750 $ при эстимейте в 20,000 – 30,000 $. Картину удалось атрибутировать благодаря исследованиям Фреда Мейжера – сотрудника Нидерландского института истории искусств в Гааге (RKD-Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis). О самом ван Донке, работавшем в середине XVII столетия, не известно практически ничего. Более подробно о картине из БСИИ и ее реставрации в Международном институте антиквариата можно прочитать на информационном портале «Мир искусств» здесь.

Как произведение немецкой школы картина «Менялы» экспонировалась на выставке «Спасенная красота: единство исторической и эстетической целостности реставрационной политики Международного института антиквариата ASG» в Казанской ратуше 11 февраля 2013 года. Выставка вошла в программу научно-практической конференции «Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент сохранения объектов культурного наследия России», подготовленной Инвестиционной группой компаний ASG совместно с Министерством культуры РТ и мэрией Казани.

Участники конференции смогли представить, какие предметы – настоящие шедевры западноевропейского изобразительного и прикладного искусства – составят интерьер 26 исторических зданий, работа над восстановлением фундаментов, кровель и фасадов которых шла тогда полным ходом. Богатство коллекций БСИИ – картины, часы, мебель, фарфор, художественная бронза и т.д. – позволяют не просто наполнить исторический интерьер красивыми ценными вещами, но восстановить его по принципу декоративного комплекса – в полном соответствии со временем постройки дома и его архитектурным стилем.

Президент РТ Рустам Минниханов на выставке произведений из БСИИ ASG «Спасенная красота…» (Казанская ратуша, 11 февраля 2013 года)

Так, первый объект, восстановление которого уже завершено, - дом Банарцева - построен во второй половине XIX века - времени господства стиля историзма. Это нашло выражение в решении его интерьера: столовая в стиле Генриха II, салоны в стиле ампир и реставрация.


Объектом охраны в зданиях, переданных ИГК ASG, выступают только фасады домов, но инвестор принял решение восстановить и исторические интерьеры (лето 2014 года)

Стилевое решение салона с камином подчинено строгим линиям ампира

Так он выглядит сегодня

Подобное решение интерьера нашло поддержку во время Второго международного съезда реставраторов, проходившего в Казани в сентябре прошлого года. Владелец подмосковной усадьбы Середниково потомок и тезка поэта Михаил Лермонтов во время экскурсии в дом Банарцева оценил усилия реставраторов, которые в отсутствии иконографических источников представили интерьеры как реплики казанских домов: парадная лестница по образцу той, что находится в усадьбе Сандецкого, дубовые двери, характерные для богатых дворянских особняков.

Михаил Лермонтов считает, что архитекторам-реставраторам ASG удалось воплотить в доме Банарцева «казанский стиль» - реплики лучших интерьеров городских особняков второй половины XIX века


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции