Николай Никифоров: «Любой региональный телеканал, даже при всей его поддержки со стороны регионального бюджета все равно находится в условиях рыночной экономики и должен сам зарабатывать» Николай Никифоров: «Любой региональный телеканал, даже при всей его поддержке со стороны регионального бюджета, все равно находится в условиях рыночной экономики и должен сам зарабатывать»

«ЦЕНА ВЕЩАНИЯ В МУЛЬТИПЛЕКСЕ — МИЛЛИАРД РУБЛЕЙ В ГОД»

Депутаты Госдумы сегодня первым делом напомнили министру связи о его татарстанских корнях. В том смысле, что Николай Никифоров начинал карьеру в Татарстане и должен быть в курсе региональных проблем. Особое беспокойство парламентариев вызывает проблема телевещания региональных телеканалов на национальных языках. Министру попеняли на то, что смотреть национальные телеканалы, особенно в сельской местности, крайне затруднительно. «Надо даже переключаться на другую антенну», — заметил депутат ГД от Чувашии Валентин Шурчанов. Он потребовал включения национальных телеканалов «двуязычных республик» в третий мультиплекс цифрового телевещания.

Никифоров, однако, был неумолим. В условиях сокращения бюджетного финансирования всех госпрограмм в сфере создания информационного общества возможностей для государственной поддержки национального телерадиовещания практически нет. Он напомнил, что государство обеспечивает обязательный прием лишь 10 общефедеральных телеканалов в рамках первого мультиплекса. Во второй мультиплекс вошли телекомпании, которые выиграли конкурс и «сами финансируют свое вещание». «Цена вопроса примерно миллиард рублей в год, это цена вещания в мультиплексе в масштабе федеральном», — заявил министр связи.

По его словам, нет технических препятствий для запуска третьего мультиплекса. «Проблема в экономике. Любой региональный телеканал, даже при всей его поддержке со стороны регионального бюджета, все равно находится в условиях рыночной экономики и должен сам зарабатывать», — отметил Никифоров. По его мнению, экономически преждевременно говорить о том, что национальные телеканалы окажутся в рамках третьего мультиплекса, у них попросту нет необходимых для оплаты услуг трансляции сигнала финансовых ресурсов, прежде всего по причине недостатка объемов рекламы. «Может быть, в 2018 году (дата запуска третьего мультиплексаприм. ред.) ситуация как-то выровняется, мы увидим дополнительную динамику экономического роста, и это станет возможно», — выразил надежду глава минсвязи.

Пока же региональным телерадиокомпаниям предложено продолжить вещание в аналоговом режиме. Все ограничения на такое вещание, по словам Никифорова, власти сняли. При этом он рассказал, что эпоха одноканального доступа к телесигналу ушла в прошлое. «Треть жителей смотрит эфирное вещание, треть смотрит телевидение в «кабеле», а еще треть населения смотрит через спутник», — объяснил Никифоров. Потому вместо субсидируемого включения в мультиплексы министр предлагает и дальше бросать все силы на прокладку оптоволокна, в том числе и в небольшие населенные пункты. Именно по оптоволоконным кабелям предполагается не только обеспечивать доступ к интернету, но и доступность региональных телеканалов. Министр пообещал закрепить за ними 21-ю кнопку в сетке кабельного телевещания. Соответствующий законопроект повторно вносится в Госдуму. На сей раз по итогам форума «Общероссийского народного фронта» в Санкт-Петербурге, где проблема 21-й кнопки была донесена до президента РФ Владимира Путина.

«У КРЫМСКИХ КОМПАНИЙ АННУЛИРОВАЛИСЬ ДОМЕННЫЕ ИМЕНА ПО УКАЗАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА США»

Депутатов, конечно, волновал и вопрос информационной войны, которую, по их мнению, ведет против России Запад. Вот здесь-то они нашли полное взаимопонимание с профильным министром. Никифоров выразил готовность защищать национальные интересы на передовой информационного фронта.

Олег Нилов призвал учредить в России министерство идеологии и пропаганды, которому надо подчинить все СМИ (фото: www.spravedlivo.ru)

Была у министра, правда, одна оговорка: за такой далекий рубеж, как введение неприкрытой цензуры, глава минсвязи заходить не готов. Он, например, проигнорировал призыв представителя «Справедливой России» Олега Нилова учредить в России министерство идеологии и пропаганды, которому надо подчинить все СМИ. «Цензуры в России нет», — напомнил министр. Хотя, судя по призывам депутатов ограничить в сфере массовых коммуникаций еще что-нибудь, в этом и можно было усомниться.

«Интернет сегодня, по сути, продолжает находиться монопольно в руках той страны, где он был изобретен. Несмотря на все обещания о том, что функция по управлению базовой структурой интернета будет передана из американской юрисдикции в международную, к сожалению, все это осталось словами», — обрисовал безрадостную картину Никифоров. Россия вынуждена создавать дублирующую инфраструктуру для того, чтобы в «условиях политических санкционных выдумок наших уважаемых коллег» работа интернета в России не прерывалась.

«В условиях крымских событий мы столкнулись с тем, что в одностороннем порядке принимались политически мотивированные решения. К примеру, у крымских компаний аннулировались доменные имена. И делалось это совершенно конкретно по указу администрации президента Соединенных Штатов Америки», — заявил Никифоров. Противостоять американскому диктату в виртуальном пространстве пытаются министры связи БРИКС, которые недавно встретились в Москве. Глава минсвязи сообщил, что один из его замов — Рашид Исмаилов — входит в наблюдательной совет организации, которая занимается реализацией международного проекта по созданию альтернативных американскому способов адресации в интернете.

Накануне Никифоров высказался за полную независимость от западных интернет-технологий — вплоть до отказа от использования придуманных не у нас шрифтов и форматов текстовых документов. Встречаясь с представителями думской фракции «Единой России», министр связи возмутился тем, что ведомственные инструкции заставляют российских чиновников пользоваться шрифтом Times New Roman (разработан в 1932 году для британской газеты The Times, является основной шрифтовой гарнитурой Windows) и форматом .doс. «За последнее десятилетие принято огромное количество документов, в которых прямо прописано, по сути, такое косвенное использование тех или иных иностранных продуктов. Все это нужно вычищать», — заявил глава минсвязи.

Первый шаг к информационной независимости уже сделан. С этого года госорганы обязаны закупать программное обеспечение исключительно из специального реестра отечественного ПО. Приобретать зарубежные программы можно лишь при отсутствии отечественного аналога.

На фронтах информвойны, по мнению Никифорова, у нашей телекоммуникационной отрасли уже есть немало успехов. Например, министр отчитался о росте экспорта российской кинопродукции, телесериалов и мультфильмов в Китай. Он еще раз подчеркнул, что никакой цензуры быть не может, однако если в информационной сфере есть проявления экстремизма, на них надо реагировать «быстро и жестко».

©Виталий Белоусов, РИА «Новости» В Счетную палату поступают многочисленные жалобы сотрудников почты на сокращение зарплат (фото:©Виталий Белоусов, РИА «Новости»)

КАК РАЗГРЕСТИ ПОЧТОВЫЙ КОЛЛАПС

Наиболее остро во время отчета министра связи в Госдуме обсуждалась ситуация с Почтой России. Как сообщила замглавы Счетной палаты Вера Чистова, в надзорное ведомство поступают многочисленные жалобы сотрудников почты на сокращение зарплат в ходе перевода на повременную оплату труда. В свою очередь депутаты поинтересовались у Никифорова тем, можно ли прожить на 5 тыс. рублей в месяц, которые, по их мнению, платят сотрудникам Почты России.

Министр парировал, что полная ставка почтовых служащих составляет 20 тыс. рублей в месяц, хотя и признал, что на селе почтальоны часто работают неполный рабочий день и их зарплата, соответственно, сокращается.

Никифоров признал непростое положение дел в почтовом монополисте: госфинансирования Почты России нет уже много лет. «Почта России досталась нам в том состоянии, в котором досталась. За три года мы смогли вывести предприятие из состояния полной логистической недееспособности. Напомню, что в Новый год с 2012-го на 2013-й мы были вынуждены закрывать прием посылок в страну. У нас около 1,5 тысяч тонн этой почты лежало чуть ли не на взлетной полосе в Шереметьево. Разгребали это потом до апреля», — обрисовал министр недавний почтовый коллапс.

Сейчас ситуация, по заверению Никифора, постепенно выправляется. Темпы роста зарплаты почтовиков превышают темпы роста выручки Почты России. Создан Почтовый банк, выручка которого (особенно в труднодоступных регионах) должна поправить финансовое положение Почты России.