Директор департамента науки и образования минспорта России Сергей Евсеев прибыл с рабочим визитом в Казань, в Поволжскую академию спорта и туризма на XIX всероссийский фестиваль вузов физической культуры. Перед открытием фестиваля он посетил федеральный спортивно-тренировочный центр гребных видов спорта, где провел совещание с ректорами спортивных вузов России. Перед совещанием Евсеев дал интервью корреспондентам «БИЗНЕС Online» и пресс-службы Поволжской академии спорта.
Сергей Евсеев
«ХОТЕЛ БЫ СКАЗАТЬ, ЧТО ВУЗЫ СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ ВЫСТОЯЛИ»
— Сергей Петрович, каковы на сегодняшний день тенденции развития спортивных вузов. И как бы вы оценили работу Поволжской академии спорта?
— Хотел бы сказать, что вузы спортивной отрасли выстояли. Ни один из наших вузов не слился с каким-либо другим учебным заведением. Мы отстояли свое образовательное пространство, которое четко ориентировано на потребности министерства спорта. Самое злободневное событие сейчас — это внедрение в практику профессиональных стандартов, которые, по сути дела, методологически меняют тот документ, который мы привыкли называть единым квалификационным справочником должностей служащих, руководителей и так далее.
— В чем принципиальная разница?
— Очень серьезно ужесточены требования к квалификации специалистов в разных должностях. Мы сейчас будем говорить прежде всего о тренерах, инструкторах-методистах, тренерах-преподавателях по адаптивной физкультуре и спорту. Плюс у нас появился целый ряд новых профессиональных стандартов, которые до этого отсутствовали в отрасли.
— Какие?
— Например, появился профессиональный стандарт — спортивный судья. Ранее этим занимались «общественники», их подготовкой занимались федерации по видам спорта. Сейчас это стало должностью, которая должна быть учтена всеми федеральными государственными образовательными стандартами. Буквально с июля месяца в части квалификационных требований будут запущены профстандарты по многим должностям. А наша задача, я имею в виду ректорское сообщество, — максимально быстро среагировать на все происходящее. Может быть, это выразится в коррекции контрольных цифр приема по тем или иным видам спорта. Должна появиться учебно-методическая документация, должен быть обеспечен учебный процесс. Все это очень важно, хотя и будет трудно.
— Почему?
— Ну, например, в едином квалификационном справочнике был такой пункт под номером 11, который позволял работодателям брать на тренерскую работу лиц, не имеющих соответствующего профессионального образования. Поводом могли быть хорошие спортивные достижения кандидата, его тяга к труду в данной области и так далее. Таким образом, сейчас в нашей отрасли работает большое количество людей без профильного образования. Причем подчас они работают неплохо, но, увы, требования квалификации они не выполняют. А нынешние стандарты жестко требуют наличия профильного образования по этим должностям, где-то среднего профессионального, а где-то непременно высшего образования.
Замечу еще, что в попытках модернизировать работу спортивных вузов поначалу не учитывали такие важные обстоятельства, что все наши вузы не только являются учреждениями, которые готовят кадры, но и решают еще две очень важные задачи, которые трудно найти в других отраслевых вузах. Это прежде всего сопровождение сборных команд страны. В этом мы видим четкое слияние того, что называется реальной практикой: вот они, сборные команды, вот преподавательский состав, вот научное сопровождение.
Кстати, блестящим примером, подтверждающим мой тезис, является Поволжская академия спорта. Лучшей модели спортивного вуза в России на сегодняшний момент нет, это однозначно. Кстати, мы шли к этому еще на том моменте, когда только обсуждали планы по созданию Поволжской академии спорта в Казани, и предполагали, что она станет лучшей, причем не только в России, но и в Европе. Потому что она сейчас является реальной интеграцией всего, чего мы хотим: образование, наука, практика. Понятно, что другим вузам сложно конкурировать, потому что у Поволжской академии есть необходимая инфраструктура, так называемое наследие Универсиады.
«Лучшей модели спортивного вуза в России на сегодняшний момент нет, это однозначно»
— А вторая из важнейших задач?
— Вторая задача — это сопровождение подготовки спортивного резерва. Причем это важнейшая вещь, без которой невозможно представить нормальное функционирование спортивных команд. Если нет «скамейки запасных», то о чем вообще можно говорить? Все это помимо, повторюсь, образовательного момента. Все это обсуждалось на самом высоком уровне. И здесь признали, что в этом и есть специфика вузов спортивной области.
«Я ДУМАЮ, ТАТАРСТАНСКИЙ ОПЫТ ОЧЕНЬ УДАЧНЫЙ И БУДЕТ УЧТЕН»
— Экономический кризис сегодня сказывается на всех областях, в том числе и на образовании, которое становится все дороже. Каким вы видите решение этой проблемы?
— Спортивное образование не из дешевых. Мы находимся в высшей стоимостной группе прежде всего потому, что сами спортивные сооружения, на которых должно проводится обучение, требуют больших средств на содержание. Минобрнауки придерживается позиции, что платное образование должно быть такого же качества, как и бесплатное, и автоматически пролонгирует эту идею на стоимость обучения. Если у нас бюджетное обучение бакалавра стоит 140 тысяч рублей в год, то такую же сумму должен платить человек, который поступил на платную форму обучения. В свое время мы предлагали ориентировать эти цены на реальные цены, которые есть в регионах. Кстати, таким образом выполняется указ президента России по зарплате преподавателей, где, согласно «дорожной карте» и эффективному контракту, человеку платят не абстрактную зарплату, а процент, привязанный к средней зарплате региона. Но нам отказали, поскольку посчитали, что качество должно быть одинаковым, и оно увязано с ценой.
Каким мы видим выход из этой ситуации? Значительно ниже остается оплата у студентов, которые готовы получать заочное образование. Есть еще очно-заочная форма обучения, или, как ее еще называют, «вечерняя». Эта форма также позволяет значительно сократить стоимость обучения, обеспечив практически одинаковые условия для получения образования. Увы, эта форма обучения не дает освобождения от армии, но для девушек она вполне приемлема. Наши вузы мы ориентируем на использование этих возможностей. Но я вижу еще один выход из ситуации.
— Интересно, интересно.
— За абитуриентов могут платить их будущие работодатели. Мы отказались от советской практики распределения, но можно же ее модернизировать. Отправлять студента на практику, заключать там договор и по окончании обучения принимать его на работу с обязательством отработать какое-то определенное время.
Кстати, я много раз бывал в Америке и изучал их систему образования. Там практически нет бесплатного образования. Есть градация по оплате — от 4 до 15 тысяч долларов. И только для сумасшедше талантливых предусмотрено бесплатное обучение.
Юсуп Якубов (в центре)
— Профиль вашей работы связан с адаптивной физкультурой. В Поволжской академии спорта открыта кафедра адаптивной физкультуры. Как вы считаете, насколько эта тема перспективна для России?
— Начну с того, что я сегодня подарил ректору Поволжской академии спорта Юсупу Якубову свой новый учебник. Он вышел в 2016 году и называется «Теория организации АФК». Я убежден, что это перспективнейшее направление. Почему-то многие считают, что адаптивная физкультура касается только инвалидов. Это не так. Мы говорим о лицах с отклонением в состоянии здоровья. Огромное количество людей, 30 - 40 процентов, имеют статус «ограниченные возможности здоровья». И с ними должны работать специалисты, которые знают не только возможности здорового организма.
Кстати, когда мы говорим о таком понятии, как «доступная среда», мы же подчеркиваем, что во многих странах отказались от термина «для инвалидов». Потому что тем же пандусом может воспользоваться и мама с коляской. Это просто особые дополнительные условия для населения, в том числе и для тех, кто имеет какие-то проблемы. Перспективы у этого направления есть, кафедра у нас открыта, в России к этому направлению существует большой интерес. У меня есть даже тезис, что нормальному здоровому человеку необходима двигательная активность, но тем, у кого существуют проблемы со здоровьем, эта активность необходима в сто раз больше. А у некоторых групп это бывает единственным путем интеграции в общество.
— Сергей Петрович, вы уже сами сказали о наследии Универсиады, которое получила Казань, проведя студенческую Олимпиаду 2013 года. Следующая Универсиада в России не за горами. В 2019 году Красноярск проведет зимнюю Универсиаду. Могут ли сибиряки рассчитывать на свое «наследие»?
— Я думаю, татарстанский опыт очень удачный и будет учтен. Кстати, в Красноярске нет своего вуза физической культуры, хотя местные власти неоднократно поднимали этот вопрос. Но пока спортивные факультеты существуют там в других, непрофильных вузах. У нас же 14 спортивных вузов по России и порядка 100 различных структур, где-то кафедр, где-то факультетов в классических и педагогических вузах. Кто-то готовит кадры по нашему направлению, кто-то — учителей физкультуры. Много споров в свое время было о том, оставлять ли большую часть спортивной инфраструктуры спортивному вузу Казани. Работа Поволжской академии, ее ректора доказывает, что тогда было принято правильное решение.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.