Знаменитый татарский Робертино Лоретти из 90-х — Муса Маликов, уже полтора десятка лет живущий в Германии, вновь проявил себя на родине в артистическом поприще. Он, а также известный музыкант — финский татарин Дениз Бадретдин собрали группу с амбициозным названием Super Tatar. На первом ее концерте в Казани побывала и корреспондент «БИЗНЕС Online», заодно расспросившая Маликова о его нынешней жизни.
В центре современной культуры «Смена» прошла презентация дебютного альбома международной группы Super Tatar
«МНЕ НЕ ЗАБЫТЬ МЕДОВЫЙ ВКУС ТВОИХ ГУБ И АРОМАТ ТВОЕГО ТЕЛА...»
На этой неделе в центре современной культуры «Смена» звучал ритм-н-блюз и этномузыка на татарском языке — здесь прошла презентация дебютного альбома международной группы Super Tatar, в которой играют представители Финляндии, Германии и России. Объединила их не только любовь к музыке, но и общие корни. Группу Super Tatar Rhythm & Etno Band, как они себя величают, собрал финский татарин Дениз Бадретдин, начавший играть музыку еще в 60-е, позже основавший татарскую группу в Финляндии — Bashkarma.
Однако идеологом группы выступил звезда 1990-х Муса Маликов, живущий и творящий ныне в Германии. В группе он исполняет роль клавишника и саксофониста. В супергруппу также вошли известная по клубным казанским выступлениям скрипачка Иркя Гайнемухаметова, басист Ильнар Фатихов и барабанщик Тимур Сапаров. Проект международный не только по своему составу, но и по истории создания. Репетиции проходили сразу в двух странах — России и Финляндии, в Хельсинки был сведен и записан альбом. Там же, в стране Суоми, молодой талантливый режиссер из Казани Ильшат Рахимбай снял клип на песню «Бик еракта идек без». Все там же начался и небольшой концертный вояж группы Хельсинки — Казань — Москва.
Муса Маликов
На концерте были исполнены как татарские народные, так и авторские песни, и даже нашид и песня, исполняемая академической певицей. Так, автором музыки к песне, которую долгие годы исполняла оперная певица Зиля Сунгатуллина, является Муса Маликов, он же сам ее и исполнил. По словам музыканта, это была его давняя мечта. Порадовал Муса не только своим пением, но и соло на саксофоне, который поистине стал настоящим украшением вечера.
Во время концерта прозвучала и первая, по словам Бадретдина, татарская эротическая песня. Однако эротической ее можно назвать постольку поскольку. Вернее настолько, насколько позволяет на то менталитет татар. В ней, в частности, звучат такие слова: «Когда ты мне улыбнулась, я потерял покой... Мне не забыть медовый вкус твоих губ и аромат твоего тела...» Поэтому она не смутила даже мусульманок — девушек и женщин в платках, которых в зале было не мало. В целом среди зрителей можно было встретить как молодежь, так и представителей более старшего поколения, а также маленьких детей, которым родители с самого раннего возраста стараются привить хороший музыкальный вкус. Были замечены среди зрителей и исполнители татарской эстрады, которым, как оказалось, тоже не чужда любовь к настоящему, и даже финны — друзья и земляки одного из солистов группы. Так, в первых зрительных рядах сидели заслуженная артистка РТ Зайнап Фархутдинова, ведущий телевизионного шоу «Секреты татарской кулинарии» Руслан Шарафутдинов, экс-солист группы «Казан егетлэре» Артур Мингазов, председатель исполкома конгресса татар Челябинской области Лена Колесникова, создатель и директор студии «АкСу», составлявшей некогда конкуренцию самому «Барс Медиа», Рустем Сафаров, ну и, конечно же, родители Мусы Маликова — народный артист Татарстана Рустам Маликов и Гузель Маликова. В целом публика оказалась такой же разношерстной, как и исполняемые песни.
Дениз Бадретдин
ОТ «УТРЕННЕЙ ЗВЕЗДЫ» ДО СТРУННОГО ОРКЕСТРА ВО ФРАНКФУРТЕ-НА-МАЙНЕ
Несмотря на то, что организовал группу финский татарин Бадретдин, идеологом ее выступил Муса Маликов. Звезда 1990-х Муса ныне живет и творит в Германии. Еще в 2008 году мама Мусы Гузель Маликова, сама профессиональная певица, в интервью одному из казанских изданий говорила, что у него две мечты: защитить докторскую диссертацию в немецкой Академии музыки и уже потом приехать в Казань и создать музыкальный коллектив европейского уровня. Так и вышло: артист окончил аспирантуру и докторантуру Высшей школы музыки во Франкфурте-на-Майне.
«Я интересуюсь разносторонней музыкой. Я — профессиональный музыкант, и у меня возник интерес сделать что-то другое. Я уже более 15 лет живу в Германии и как академический музыкант за этот период жизни сыграл немало музыки — от современной до классической, — рассказал Маликов корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Я очень рад, что участвую в этом проекте, потому что есть возможность показать слушателю, как нужно играть живую музыку и что татарскую музыку, если играть ее профессионально, можно донести до любого слушателя».
«Что касается моей популярности в 1990-х годах, то я абсолютно не живу прошлым, потому что я и за рубежом очень востребованный музыкант: сам даю мастер-курсы, выступаю и как дирижер, и как композитор. Прошлым я не живу, я живу будущим. А будущее — это наш нынешний проект, проект 2016 года. Что будет дальше, время покажет», — добавил артист.
Действительно, в 90-х годах Муса Маликов, которого называли татарским Робертино Лоретти, был очень популярен в Татарстане. В свое время он был самым знаменитым, самым раскрученным и далеко не бесталанным ребенком Татарстана. Уникального мальчика знали все: от доярки до президента республики. Его задаривали подарками восторженные почитатели, среди которых был и патриарх всея Руси Алексий II. В три года он уже вышел на сцену и сам себе аккомпанировал на маленькой гармошке, в четыре спел с Ильгамом Шакировым. В пять — дипломант всероссийского конкурса татарской песни, позже — лауреат республиканского конкурса гармонистов.
Слава о юном даровании дошла до Москвы. Маликов получил Гран-при популярного в 90-е годы конкурса «Утренняя звезда». Кстати, готовясь к выступлениям на Первом канале, он и начал сочинять песни. Его песни поют Венера Ганиева, Зиля Сунгатуллина, Рафаэль Сахабиев и другие звезды татарской эстрады. Песни отличаются интересным синтезом татарской и европейской музыки. Сегодня Маликов почти не поет, он играет на саксофоне.
Кроме всего прочего, музыкант является дирижером и художественным руководителем оркестра струнной музыки во Франкфурте-на-Майне. Признанные мастера музыки регулярно приглашают его на свои концерты, где он выступает как сольно, так и с другими музыкантами. Профессор Маликова Ахим Ринке-Бахманн не раз обращался за концертной поддержкой к своему талантливому ученику, а организацию своего юбилейного бенефиса полностью доверил ему. Уже в Германии Маликов стал лауреатом международной премии имени Рихарда Вагнера по классу саксофона. Он продолжает сочинять музыку, его произведения исполняются немецкими госоркестрами.
Иркя Гайнемухаметова
ИСТОРИЯ ГРУППЫ НАЧАЛАСЬ 27 ЛЕТ НАЗАД
Что касается группы Super Tatar, то ее история началась еще 27 лет назад. Тогда со своим концертом в Казань из Хельсинки приехал молодой Бадретдин с группой Bashkarma. На концерт родители привели и маленького Мусу, который исполнил за сценой одну песню. Тогда музыканты из Финляндии были настолько впечатлены талантом маленького мальчика, что включили его в свою программу. Так состоялась их первая встреча и знакомство. Вторая встреча музыкантов состоялась уже в 2012 году — на очередном съезде всемирного конгресса татар в Казани.
«Я подошел к нему, он меня, конечно, сразу не узнал, потому что с 1989 года прошло достаточно много времени, — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Маликов. — Я представился и изъявил желание создать какой-то такой совместный проект, вместе поиграть, помузицировать. С того самого времени у нас завязалась тесная творческая дружба, которая вылилась в группу Super Tatar».
В течение двух лет то Муса и Бадретдин приезжали в Казань, то уже казанские музыканты ездили в Финляндию на репетиции, собирали программу. Как результат — совместный альбом и концерт в Казани. Сами музыканты, объясняя название группы, в шутку говорят, что такой супергруппы в истории еще никогда не было, поэтому она и называется Super Tatar.
«МНОГИЕ НАШИ ИСПОЛНИТЕЛИ ДАЖЕ НОТ НЕ ЗНАЮТ...»
По словам бас-гитариста группы Ильнара Фатихова, участники группы преследуют одну-единственную цель — пропаганда качественной татарской музыки. А работать еще есть над чем. Так, по словам Фатихова, в Казани было сложнее всего организовать концерт. «Здесь нет заинтересованных людей. В Москве нам дали бесплатную площадку, а здесь мы очень долго не могли найти место для концерта», — говорит он.
Солидарен с ним и экс-солист эстрадной группы «Казан егетлэре» Артур Мингазов: «Почему на татарской эстраде нельзя делать такую же качественную музыку? Татарская эстрада сегодня — это шаблон. Это неправильно. Каждый певец в первую очередь должен быть музыкантом! А наши многие исполнители даже нот не знают: они и не учились никогда, и к музыке никакого отношения не имеют. Выступают по принципу: он поет, почему я не могу? Такая мода пошла: пусть и меня покажут по ТV, покрутят по радио. Это не хорошо. Приходится с сожалением констатировать этот факт, потому что наша история, наша музыка, наша классика... Сколько красивых песен и мелодий среди них есть. Они достойны и способны жить и тысячу, и две тысячи лет, потому что в эту музыку вложено сердце, душа музыканта, композитора. А сегодня таких музыкантов нет, вернее, они есть, но их мало», — рассказал он «БИЗНЕС Online» после концерта. В целом же, делясь своими впечатлениями от услышанного, он отметил: «Я очень давно не был на таком живом инструментальном концерте. Очень хорошо, что есть такие группы, потому что сегодня все упирается в фонограмму. Живое звучание, живая игра — это особая энергетика».
Семейная пара из Соединенных Штатов Расих и Лейсан Туктамышовы приехали в Казань к родителям на каникулы и также не упустили возможность послушать качественную татарскую музыку. По окончании концерта Лейсан поделилась своими впечатлениями с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
— Моя подруга, которая уже 20 лет живет в Америке, попросила меня привезти диск с хорошей татарской музыкой. Я задумалась. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что современная татарская музыка — это хорошо забытое старое. На этом концерте татарская классика зазвучала совершенно по-другому в таком джазово-блюзовом оформлении, такой инсценировке, и настолько было интересно слушать. Татарская классика заиграла, зазвучала новыми красками. Из-за того, что джаз так популярен, эта музыка очень хорошо слушается и найдет своего слушателя в каждом уголке земного шара независимо от того, на каком языке они поют.
Словно тому, как любовь не имеет границ, границ не имеет и музыка — буквально на следующий день солисту и организатору группы Super Tatar Денизу Бадретдину исполнилось 65 лет! Отметил он его не в каком-нибудь респектабельном ресторане, а по пути в Москву, где у них на сегодня запланирован очередной концерт.
В дальнейших планах группы — поездить по фестивалям. Не российским, а европейским. Так как, по словам бас-гитариста группы Фатихова, на российских фестивалях их творчество не будет востребовано, а вот в Европе, напротив, язык не имеет значения, главное — музыка.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.