Конференцию по кластерной политике открыли накануне в Набережных Челнах президент РТ Рустам Минниханов и зампредседателя ВЭБа Ирина Макиева. Вместе с ними члены статусного президиума — глава ФРМ Илья Кривогов, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин и другие — высказали соображения о шансах автограда на федеральную поддержку по линиям ТОСЭРа и субсидирования моногородов. Корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал и напоминание о том, как успешно справлялись город и автогигант с вызовами советского времени.
Конференцию по кластерной политике открыл накануне в Набережных Челнах президент РТ Рустам Минниханов
«БУКВЫ НАМ ДОБАВИЛИ, ХОТЯ ПОЛНОМОЧИЯ УРЕЗАЛИ...»
Льготы для резидентов ТОСЭР следовало бы расширить — об этом заявил в своем выступлении президент РТ Рустам Минниханов на вчерашнем пленарном заседании третьей международной научно-практической конференции «Партнерство для развития кластеров», которая стартовала в Набережных Челнах. Слова президента услышали его коллеги по президиуму пленума: зампредседателя Внешэкономбанка Ирина Макиева, гендиректор фонда развития моногородов Илья Кривогов, гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и другие участники. Конференция собрала в зале ДК «Энергетик» представителей многих регионов России — в частности, задуматься над проблематикой формирования производственных кластеров приехали 13 мэров, иные примут участие в круглых столах онлайн. Насыщенная дискуссиями конференция продлится два дня.
— Набережные Челны — один из крупнейших моногородов нашей страны, и те проблемы, которые возникают время от времени, серьезно сказываются на жизни города, республики и в целом на ситуации в стране, — отметил на пленарном заседании Минниханов. — В последние годы сделано достаточно много для того, чтобы запустить новые механизмы. Один из них — кластерное развитие, которое позволяет нам даже в такой сложной ситуации минимизировать риски. Здесь мы имеем полную поддержку федерального центра, многие наши просьбы приняты. В этом году было принято решение дать Набережным Челнам статус территории опережающего развития... Или как правильно?.. — усомнился президент.
— Да, опережающего, — подтвердила Макиева, курирующая вопросы поддержки моногородов.
— Нет, не ТОР... Социально-экономического развития, — поправился Минниханов. — Буквы нам добавили. Наверное, какой-то смысл здесь есть, хотя полномочия урезали...
Гендиректор фонда развития моногородов Илья Кривогов
Как выяснилось позже из разговора журналистов с Макиевой, под урезанными полномочиями подразумевались таможенные пошлины, отмена которых в федеральной программе ТОСЭР оговорена, но только не для моногородов. «Рустам Нургалиевич говорил о том, что хорошо было бы для моногородов ввести норму, которая касается отсутствия таможенных платежей так же, как это сделано для дальневосточных территорий, — пояснила Макиева. — Ваш президент считает, что для моногородов — получателей таких видов поддержки — этой поддержки должно быть на один пункт больше, чем сейчас». По словам главной федеральной гостьи конференции, депутаты Госдумы вполне могут разделить мнение президента Татарстана — ожидается, что законопроект о таможенных льготах в ТОСЭР будет вынесен в парламент. Зампред ВЭБа раскрыла корреспонденту «БИЗНЕС Online» и позицию федеральных кураторов по другим «хотелкам» Татарстана относительно будущего ТОСЭР. Напомним, у Татарстана три заветных желания во благо челнинских резидентов. Кроме таможенных льгот, это механизм передачи им земли без торгов и ввод в ТОСЭР участков, прилегающих к границам города.
Это пожелание первым высказал гендиректор «Сетевой компании» Ильшат Фардиев, представляя администрации города своих голландских партнеров DSM Nutritional Products, которые готовы вложиться в расширение производства под льготы ТОСЭР, но производство имеют в Тукаевском районе. Впоследствии к взглядам Фардиева присоединилась и республика. «Передача земли резидентам без аукциона — это вполне возможно, потому что в законодательстве нет регламентирующей нормы, — заявила Макиева «БИЗНЕС Online». — Если говорить о расширении таможенных льгот так же, как эта норма действует для территорий Дальнего Востока, то мы сегодня с президентом республики это обсудили. Думаю, что депутаты выйдут с такой законодательной инициативой».
Однако на расширение границ ТОСЭР в ближайшем будущем рассчитывать, видимо, не стоит. «Мы о таких поправках не говорили и считаем, что границы муниципального образования, которые зафиксированы на дату принятия закона в июне позапрошлого года, расширять не нужно. Важно создавать рабочие места внутри территории, потому что проблемы формируются здесь — здесь нам их и решать», — пояснила Макиева. По ее словам, актуальные поправки в законодательство ТОСЭР касаются не столько Челнов, сколько создания новых безналоговых зон. «Сегодня в Госдуме уже рассматривается вопрос расширения получателей льгот по территориям опережающего развития на города других категорий. Законодательством пока определено, что только города первой категории, находящиеся в сложной социально-экономической ситуации, имеют право на заявку, но мы надеемся, что в ближайшее время будут внесены поправки и данные льготы будут распространены на все моногорода. Мы считаем, что в весеннюю сессию такие поправки будут внесены».
Иван Бортник (в центре) дважды затруднился определить, кто в Челнах главный — мэр или гендиректор КАМАЗа
КТО ГЛАВНЕЕ — МАГДЕЕВ ИЛИ КОГОГИН?
Любопытный повод для пересудов дал модератор пленума, советник президента РТ Иван Бортник, который дважды затруднился определить, кто в Челнах главный — мэр или гендиректор КАМАЗа. «Хорошо, что здесь есть и мэр города, и я бы сказал, хозяин города Сергей Анатольевич...» — заявил Бортник, представляя президиум в самом начале заседания. Позже он еще раз вернулся к подобной формулировке, но уже скорее в вопросительной форме — кто все-таки здесь хозяин? Когогин в своем выступлении этот посыл проигнорировал, отметив лишь, что КАМАЗ несет ответственность и за Челны, но мэр Наиль Магдеев дал Бортнику дипломатичный ответ. «КАМАЗ — это наша судьба, судьбу не выбирают, — констатировал Магдеев. — Кто главный — генеральный директор КАМАЗа или мэр города? Главное — дело. Мы делаем одно общее дело под руководством нашего президента Рустама Нургалиевича».
Магдеев напомнил, как успешно справлялись город и завод с вызовами советских времен, однако нынешнее противостояние экономическим реалиям оценил не слишком лестно, назвав их «скромными». Такой намек на критику от Магдеева прозвучал неожиданно и адресовался, надо полагать, федералам, чтобы не расслаблялись, а давали моногороду денег еще. «Сегодняшние вызовы, конечно, не простые, но та команда, которая есть в республике Татарстан, при поддержке федерального правительства, Фонда моногородов, мы считаем, пытается — результаты пока скромно-положительные — решить проблемы моногорода Набережные Челны», — заявил Магдеев, тут же и поблагодарив ФРМ за поддержку 2015 года и за обучение в «Сколково», где администрации моногородов учатся управлению в кризисных условиях и методам взаимодействия с распорядителями федерального бюджета.
Собственно кластерная политика обсуждалась участниками в довольно обтекаемых формах, выступления постоянно сбивались на знакомую тему поддержки моногородов в попытках нащупать взаимосвязь между этим статусом и механизмами кластерного производства. Макиева, в частности, сообщила, что, согласно аналитическим выводам, проще поддерживать тот моногород, в котором сформирован кластер. Кластерное взаимодействие предприятий помогает выстраивать инфраструктурные проекты и сохранять кадровый потенциал, однако директивное создание кластера бесперспективно.
«Не так давно мы собрали единый перечень мер поддержки моногородов, — рассказала Макиева. — Таких мер оказалось 95. Многие эти меры для меня тоже были новыми. Работая эти несколько лет, мы совершили большую ошибку. Помогая отдельным городам, мы всю линейку не собирали. Наконец-то мы это сделали, во все моногорода этот перечень мер поддержки направили, и я уверена, что в этом году мы нескольким городам будем предлагать ее в полном объеме. Из 11 городов-пилотов Набережные Челны у нас пилот номер один (в этом месте Минниханов подал знак залу поддержать спикера аплодисментами — прим. авт.). Эти меры поддержки мы условно разделили на несколько блоков. По линии минэкономики вы можете получить 67 видов субсидий. По минпрому — 9 видов». Также Макиева рекомендовала возможности субсидирования по линиям минтруда, минсельхоза и различных фондов.
Кривогов в своем выступлении отметил, что с Набережными Челнами ФРМ работает по всем направлениям своей деятельности. «Мы сейчас рассматриваем две заявки по поддержке инвестпроектов в этом городе. В том числе это КИП «Мастер» — с нашей точки зрения единственный в стране проект такого масштаба и столь быстрого развития. Эти 95 мер мы попытаемся максимально применить в наших моногородах с тем, чтобы не только фонд финансировал инфраструктуру, но и другие институты могли активно участвовать. Для этого у них должен быть единый интерес развивать этот город, поэтому последние наши сделки мы пытаемся осуществлять совместно с нашими крупными партнерами-банками. Когда мы проводили с Внешэкономбанком оценку кластеров, я удивился тому, что один кластер — это 100 миллиардов рублей инвестиций. Когда государство дает на развитие кластера 1 - 1,5 миллиарда, остальные 98 процентов нужно будет найти. Очевидно, что без крупных партнеров такие проекты реализовать практически невозможно».
Скромнее оценил создание кластера в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» еще один участник конференции Кристиан Кетелс — представитель Гарвардской школы бизнеса и президент TCI, международной организации, занятой вопросами кластерной политики: «Самые успешные немецкие кластеры тратят по 20 - 50 миллионов евро на свое формирование. Но в основном эти средства идут на исследовательские проекты, а на организацию самого кластера нужны относительно небольшие деньги — что-то порядка 1 миллиона евро».
Кристиан Кетелс (справа): «Успешные немецкие кластеры тратят по 20 - 50 миллионов евро на свое формирование. Но в основном эти средства идут на исследовательские проекты, а на организацию самого кластера нужны небольшие деньги»
ФЕДЕРАЛЫ ХОТЯТ ВОЙТИ В КАПИТАЛ КИП «МАСТЕР»
Поясним, что, говоря о сделке с челнинским инвестором с привлечением других крупных партнеров, Кривогов имел в виду финансирование шестой очереди КИП «Мастер». То, что механизм такого финансирования скоро появится, стало еще одной важной новостью, которой топ-менеджеры ВЭБ и ФРМ поделились с «БИЗНЕС Online».
Напомним, в феврале 2014 года на встрече Минниханова с резидентами КИП «Мастер» были впервые заявлены потребности парка в финансах для строительства шестой очереди площадью 534 тыс. кв. метров. Общая смета строительства составляет 4,3 млрд. рублей, из которых сам парк и его пока еще 100-процентный собственник КАМАЗ готовы вложить 2,3 млрд., плюс 200 млн. рублей давала республика — именно для того, чтобы соблюсти условие регионального софинансирования субсидии от ВЭБа по линии ФРМ. На тот момент парк претендовал на участие в программе поддержки моногородов на общих основаниях и рассчитывал на 1,8 млрд. рублей — с учетом лимитов их можно было получить за два года.
Однако полгода спустя Кривогов во время инспекции челнинских претендентов на участие в программе моногородов огласил окончательное решение ФРМ, в котором «Мастеру» места не оказалось — федеральные средства пошли на ремонт дороги до промзоны. Как он напомнил вчера, Челнам было предоставлено со стороны ФРМ 650 млн. рублей, к которым добавилось республиканское софинансирование в размере около 200 млн., итого — 850 млн. рублей пришло в город на реконструкцию дороги в промзоне города. Проект должен завершиться в июне. Но еще в августе прошлого года гендиректор ФРМ дал понять, что обделенный КИП «Мастер» может стать для фонда объектом не субсидий, а инвестиций.
Кривогов пояснял, что ФРМ может занять примерно 40% капитала шестой очереди технопарка на определенных условиях — в частности, доходность проекта должна быть не ниже 5% годовых, на окупаемость отводится 8 лет — таковы стандартные условия, прописанные в положении фонда об инвестировании. КИП «Мастер» такие условия вполне устраивают, о чем сообщил «БИЗНЕС Online» коммерческий директор ЗАО КИП «Мастер» Фарид Закиров. По его словам, вывести среднюю доходность одной очереди КИП «Мастер» затруднительно, поскольку все площадки различаются как по размеру, так и по первоначальному состоянию объектов. «Но 5 процентов мы выдержим, хотя КИП «Мастер» ведет, по сути, некоммерческую деятельность, — полагает Закиров. — С точки зрения налоговой инспекции мы зарабатываем прибыль, несмотря на то, что основная наша задача — это обеспечение благоприятных условий для развития бизнеса резидентов парка. Ключевым моментом в этом смысле является минимально возможная арендная плата, то есть источник доходов».
«РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ, НА РУБЛЬ ВЛОЖЕНИЙ БЮДЖЕТ ПОЛУЧИЛ 13,2 РУБЛЯ!»
Отметим, что без инвестиций фонда КИП «Мастер» не потянет строительство шестой очереди, как и при выделении меньшей суммы. Отчасти поэтому речь и зашла о бизнес-участии ФРМ, а не о субсидировании, ограниченном лимитом в 1 млрд. рублей. По той же причине проект требует участия нескольких банков, а не только ВЭБа. По словам Кривогова, переговоры ведутся, в частности, со Сбербанком, с МСП Банком, но в любом случае это будет единая сделка, не предусматривающая отдельных участников в лице финансовых институтов. В разговоре с «БИЗНЕС Online» коммерческий директор технопарка напомнил, что собственник компании КАМАЗ и сам сейчас пребывает в щекотливом положении, реализуя масштабную программу реинжиниринга производства на фоне глубокого спада рынка.
О необходимости поддержки напомнил на вчерашнем пленуме и гендиректор ПАО «КАМАЗ» Когогин. Когогин начал с рассуждений о том, что, финансируя малые моногорода, рассчитывать на подъем региональной экономики фонду не стоит. «Точки роста могут быть только в крупных промышленных центрах, где инновации начинают жить своей жизнью, — сказал Когогин в своем выступлении. — В том же индустриальном парке предприятия работают друг на друга. Если взять наш КИП «Мастер», цифры говорят сами за себя. Бюджетная эффективность таких проектов крайне высока. Я посчитал, что в целом платежи в бюджет резидентами индустриального парка составили 17 миллиардов рублей. Рустам Нургалиевич, на рубль вложений бюджет получил 13,2 рубля! Совсем неплохо. Конечно, и КАМАЗ сегодня имеет огромное преимущество перед многими нашими партнерами. Когда мы привлекаем сюда поставщиков и говорим, что нужен такой-то объем продукции по такой-то цене, мы сразу можем сказать — вот тебе площадка, где ты можешь в минимальные сроки создать бизнес, а мы будем тебя считать привилегированным поставщиком. На территории индустриального парка достаточно якорных предприятий. Это не только КАМАЗ, это крупнейшие нижнекамские нефтехимические производства, это компании Заинска, Менделеевска. Я благодарю участников этого проекта — и фонд моногородов, и Внешэкономбанк. Надеюсь, что тот проект, который мы дальше собираемся развивать (это шестая очередь КИП «Мастер»), будет поддержан».
Как рассказали «БИЗНЕС Online» Кривогов и Макиева, заявка от КИП «Мастер» сейчас проходит завершающую стадию госэкспертизы. «Не все зависит от нас, — сообщил Кривогов. — Это уникальный проект. В портфеле фонда, да и в любых других портфелях таких крупных проектов по развитию малого бизнеса я больше не видел. Именно поэтому структурировать эту сделку достаточно сложно, такого опыта нет. Как правило, подобные проекты строились с использованием субсидий минэкономразвития, а здесь мы говорим о бизнес-проекте стоимостью порядка 3 - 4 миллиардов рублей. Это крупная сумма».
Макиева к словам коллеги добавила, что для ВЭБа сдерживающим фактором стала только госэкспертиза заявки. «Это сейчас сдерживающий фактор, но у нас уже состоялись переговоры, на которых нам пообещали, что заключение будет получено в июне».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.