Светлана Яковлева: «Наша задача — развитие именно региональных перевозок» (на фото с Мяткурбаном Маткаримовым)Фото: Анна Бутченко

ПОЧТИ ЛОУКОСТЕР, НО С СОВЕТСКИМИ САМОЛЕТАМИ НА МАРШРУТАХ, ПОПУЛЯРНЫХ 30 ЛЕТ НАЗАД

В борьбу за казанских пассажиров вступила новая авиакомпания. Сегодня АК «Пионер — региональные авиалинии» анонсировала открытие сразу пяти новых рейсов из Казани, которые запустятся 1 июня. Летать жители столицы Татарстана теперь смогут в Ижевск, Волгоград, Краснодар, Симферополь и Минеральные Воды.

«Наша задача — развитие именно региональных перевозок. Мы хотим восстановить именно те исторические маршруты, которые были на территории нашей страны почти 30 лет назад», — рассказала журналистам замгендиректора по развитию АК «Пионер — региональные авиалинии» Светлана Яковлева. Этот посыл подхватывает и начальник отдела маркетинга аэропорта «Казань» Мяткурбан Маткаримов: «Нам приятно, что данная авиакомпания пришла на наш рынок, тем самым у нас появляется возможность развивать региональные направления, которые у нас в последнее время в тренде, все больше и больше пользуются популярностью».

Стоимость билетов на рейсы авиакомпании, согласно пресс-релизу, чуть ниже, чем у конкурентов, но Яковлева сразу замечает, что компания не позиционирует себя как лоукостер. Так, приобрести авиабилеты в Ижевск можно будет за 1 490 рублей, а вылететь в город-герой Волгоград — от 3 790 рублей, стоимость билетов в Минеральные Воды и Краснодар начнется от 5 419 рублей, в Симферополь — от 6 180 рублей. В стоимость билета, в отличие от лоукостера, включен и провоз багажа. Но эти цены, что называется, стартовые. «По мере загрузки рейсов стоимость будет увеличиваться, но в любом случае цена всегда будет ниже, чем у любых других авиакомпаний», — обещают в АК «Пионер — региональные авиалинии». Представитель авиакомпании надеется, что загрузка казанских рейсов достигнет 80%. Окупить их планируется примерно за год. В конце июня «Пионер» также планирует открыть рейсы из Минеральных Вод в Сочи, Астрахань, Махачкалу и Грозный. Обслуживать 48 пассажиров будут 3 члена экипажа — бортпроводник, командир и штурман. Загрузка на одного бортпроводника достаточная, уверяет замгендиректора по развитию АК «Пионер — региональные авиалинии», тем более что на рейсах, которые длятся менее двух часов, не предусмотрено питания. Пассажирам предложат лишь бесплатную воду и разрешат пронести детское питание на борт. Для сравнения: перелет из Казани в тот же Симферополь с вылетом в среду «дочкой» «Аэрофлота» — АК «Россия», судя по сайту бронирования билетов, в пределах 4,5 тыс. рублей — беспосадочный рейс на борту Sukhoi Superjet.

Как рассказала Яковлева, АК «Пионер» — это компания с 20-летней историей. Ранее АК существовала с 1994 года под названием «Аэросервис». В 2011 году начался ребрендинг, появилось новое имя из советского прошлого. Головной офис находится в Москве, однако базируется «Пионер» в волгоградском аэропорту. Вторым базовым аэропортом планируют сделать Минеральные Воды.

Название авиакомпании имеет три основных принципа, т. е. столько же, сколько их у главного атрибута настоящего пионера — красного галстука (его, кстати, на пресс-конференции раздали всем журналистам, дабы те почувствовали атмосферу компании). «Мы вложили определенное значение в свои атрибуты. Это прежде всего безопасность — то, на что мы делаем акцент. Ориентир на пассажира — человека, для кого мы это делаем. И это доступность, чтобы он мог воспользоваться нашим продуктом», — пояснила Яковлева.

Ан-24 Ан-24 — столь необычный выбор летательных аппаратов компания объясняет высокой выгодой и локализацией обслуживания Фото: ©Лев Поликашин, РИА «Новости»

О ВОЗРАСТЕ САМОЛЕТОВ НА ПРИМЕРЕ ХОЛОДИЛЬНИКОВ

Тема советского прошлого, заметим, проходит через всю маркетинговую кампанию «Пионера», начиная от названия, заканчивая самолетами. Авиапарк компании на сегодняшний день составляет 5 самолетов Ан-24 (в народе, особенно на севере, называют «Настя» или «Настенька»), еще 2 таких же самолета проходят сертификацию и появятся в конце июня. Яковлева, опережая вопросы журналистов, начала рассказывать историю создания советской машины аж с 1957 года.

Тогда вышло постановление о разработке двухдвигательного пассажирского самолета, ориентированного именно на региональные перевозки, с вместимостью взлетной массы 4 т, скоростью 450 км/ч и дальностью полета до 400 километров. В 1958 году задание было выдано Конструкторскому бюро им. Антонова. В 1961-м прошел первый полет самолета. Через год Ан-24 впервые полетел вместе с пассажирами. «В то время — и на сегодняшний момент, наверное, тоже — это был самый востребованный тип самолета. Он осуществлял треть пассажирских перевозок по всей стране», — заметила замгендиректора по развитию АК «Пионер — региональные авиалинии». Привлекательна «Настенька» и тем, что может садиться на неподготовленные аэропорты и грунтовые взлетно-посадочные полосы. Сегодня самолет также используется для исследования природных ресурсов земли и мирового океана, осуществляет поиск подводных лодок, участвует в лесопожаротушении и ледовых разведках, производит радиоконтроль и даже стоит на вооружении некоторых стран (Беларусь, Сирия, Узбекистан, КНДР).

Разложив всю историю по полочкам, Яковлева тем не менее не ответила на главный вопрос — о среднем возрасте авиапарка «Пионера». «Как сказал бы наш технический директор, вопрос о возрасте не совсем корректен, — тяжело выдохнув, ответила женщина. — Самолет или находится в летной годности, или не находится в летной годности».

Чтобы увеличить, нажмитеФото: ©Станислав Сырецких, РИА «Новости»

Далее Яковлева стала объяснять, что поддержание летной годности самолета исчисляется началом тяжелых форм (модернизаций): «То есть мы меняем салон, электронику и еще что-то, нельзя говорить, что этот самолет старый или новый. Это понятие, которое ввели в авиацию, не совсем тактичное, потому что это больше маркетинговый ход». И представитель авиакомпании сравнила самолеты с бытовой техникой: «Например, холодильники «Бирюса», когда умирали бабушки и дедушки, переезжали к вам на дачу, а после этого в рабочем состоянии переезжали на помойку только потому, что появились новые модернизации, а не потому, что они сломались». К слову, производство Ан-24 завершилось еще в 1980 году. Таким образом, авиапарку «Пионера» должно быть не менее 36 лет...

Столь необычный выбор летательных аппаратов компания объясняет высокой выгодой и локализацией обслуживания. Экономичнее самолет в использовании топлива. На 1 час полета Ан-24 использует 1 т топлива, в то время как, например, Bombardier CRJ200 за 1 час требует 1,5 тонны. Все ремонтные базы находятся на территории России, а техобслуживание «Пионер» проходит прямо в Ижевске. Этим можно объяснить и появление такого необычного рейса, как Казань — Ижевск. «Если вдруг появится необходимость бизнес-класса, если будем переоборудовать самолет иностранного производства, мы должны будем обратиться к фирме-производителю и всю модернизацию производить только у него. В наших самолетах это сделать гораздо легче, его не нужно гнать за границу, график посещения техосмотров согласовать на нашей территории гораздо легче», — объясняет заместитель гендиректора. Таким образом, авиакомпания почти не зависит от колебания валютных курсов.

В течение 2016 - 2020 годов «Пионер» намеревается расширить парк региональных воздушных судов типа Ан-24 до 15 единиц «с целью расширения маршрутной сети региональных перевозок в обход московского авиационного узла (региональных хабов)». В авиапарке компании также появятся 2 самолета Як-42, но когда это будет — неизвестно. «Он [Ан-24] более удобен для заполняемости, он достаточно экономичен, его возможности гораздо интереснее, чем Як-42», — поясняет Яковлева. Так, «Настенька» может вместить 48 пассажиров и пролететь 1,1 тыс. километров (дальность воздушного судна с начала его разработки увеличилась в 2 раза). Более крупный Як-42 может лететь до 4 тыс. км, но его 96 кресел еще надо заполнить.

«БЫЛИ СЛУЧАИ, КОГДА ПАССАЖИРЫ С БИЛЕТАМИ НА CRJ200, УВИДЕВ, ЧТО ИХ САЖАЮТ НА АН-24, ОТКАЗЫВАЛИСЬ ОТ ПОЛЕТА»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам. Они разделились во мнениях: с одной стороны, при безопасном перелете цена для многих важнее, чем комфорт, с другой — пассажир может отказаться лететь на спроектированной в советские годы «Настеньке».

Азат Хаким — директор авиакомпании «Тулпар»:

— Возраст машины не играет особой роли — она должна быть исправна, а неисправный самолет в рейс не выпустят. Другое дело, что на Ан-24 вибрации побольше, пассажирам не так уж комфортно, потому что эта машина спроектирована в 60-х годах. Так что тут вопросы будут...

Но на север они летают — и это оправданно, потому что там нет аэродромов. А этот самолет может садиться на грунтовые аэродромы. Поэтому там замены ему нет, применение на северных маршрутах объяснимо логически. Но на другие направления летать сегодня на Ан-24... Я этого не понимаю. В этом ни бизнеса, ни необходимости такой не вижу. «Оренбуржье», например, летает на L-410, который создан специально для региональных перевозок.

Петр Трубаев — генеральный директор авиакомпании «ЮВТ-Аэро»:

— Что я могу сказать? Ан-24 — самолет, переживший свое время. На мой взгляд, полет на таких воздушных судах вызывает у пассажиров — по крайней мере, в западной части России — отторжение. Есть самолеты более комфортные и скоростные. К тому же когда воздушному судну 40 и более лет, любой потенциальный пассажир задумается... 40 лет — очень серьезный возраст для самолета. Неизвестно, что с запасными частями. В России считанное количество авиапредприятий эксплуатирует этот тип. И надо еще посмотреть историю бортов. Все это ключевые моменты при покупке билета. Когда мы только начали эксплуатировать CRJ200, один самолет вышел из строя, пришлось день или два использовать Ан-24. И были случаи, когда пассажиры с билетами на CRJ200, увидев, что их сажают на Ан-24, отказывались от полета, а это было лет 8 назад. Жаль, конечно, — все-таки советская техника.

Не знаю, какие планы у авиакомпании «Пионер». Но, судя по тому, что говорится в печати, она не собирается лететь из Казани в заявленный Симферополь напрямую. Явно рейс с промежуточной посадкой, видимо, в Волгограде. Но об этом нигде не говорится. Почему?

Виктор Степанцов — генеральный директор компании «Казань-Интур»:

— Я думаю, бюджетное предложение насчет Ан-24 очень интересно, потому что на сегодняшний день количество желающих поехать отдохнуть резко снижено. И это в первую очередь зависит от стоимости проезда. Люди готовы отдыхать за пределами своего региона, но цена перелета все сводит на нет. Поэтому если цена будет адекватной — от 1,5 до 5 тысяч рублей, то это будет очень хорошо.

Теперь о том, что Ан-24 — старый самолет. Если он хорошо обслуживался и ресурс у него не использован, то техника является достаточно надежной. Речь даже не о комфорте. Все будут определять только надежность и цена. Сейчас в Японии и Китае разрабатываются и запускаются скоростные поезда, которые превышают скорость 300 и 400 километров в час, а у нас решают, оставить или не оставить плацкартные вагоны... Понятно, что человек в первую очередь будет решать, на машине ехать, на поезде или на самолете. И здесь решающим фактором будет цена.

Знаете, когда я летел отсюда аэробусом на Дальний Восток, все было очень комфортно, а когда полетели на саму Камчатку, я зашел в старенькую «тушку». Снаружи-то она выглядела прилично, а вот внутри был антураж старого сельского автобуса — что-то типа «ПАЗа» или «ЛИАЗа». Кто-то ехал с козой, кто-то — с корзинами! Но альтернативы не было. И мест не было вообще. Поэтому я уверен, что цена здесь является самым существенным фактором. Безопасность и цена. Комфорт уходит на второй план.