В Нижнекамске от рака умирают 174 человека на 100 тыс. населения, в России в целом - 199 человек (данные 2014 года) В Нижнекамске от рака умирают 174 человека на 100 тыс. населения, в России в целом — 199 человек (данные 2014 года)

ЧЕМ ДОЛЬШЕ ЖИВЕМ, ТЕМ БОЛЬШЕ БОЛЕЕМ РАКОМ

В ближайшие десятилетия онкологическая заболеваемость в Татарстане будет расти. Такой неутешительный прогноз прозвучал на прошедшем в минувшую пятницу в Нижнекамске круглом столе «Образование против новообразования». Его участниками стали министр здравоохранения РТ Адель Вафин, главный онколог Приволжского федерального округа, главный онколог РТ, ректор Казанской государственной академии Рустем Хасанов, а также руководители предприятий. Пригласили их, как пояснила заместитель мэра Нижнекамска Эльвира Долотказина, чтобы они, прочувствовав всю серьезность вопроса, организовали работу в своих коллективах — пригласили онкологов, и те максимально донесли бы информацию до каждого нижнекамца. Но самое главное — подтолкнули бы народ к диспансеризации, поскольку народ идет на нее пока неохотно.

«Проводимая уже четвертый год диспансеризация показала, насколько важно своевременно выявлять и лечить заболевания. В прошлом году из 38 тысяч нижнекамцев, прошедших диспансеризацию, у 100 были выявлены новые злокачественные образования. 70 из них — на ранней стадии. А это значит, что человек получил шанс вовремя сделать операцию и шанс на более продолжительную жизнь», — подчеркнула актуальность осмотров Долотказина.

Поскольку министр здравоохранения задерживался из-за пробок на Алексеевской трассе, круглый стол начал Хасанов. Прежде чем говорить об онкологии, профессор предупредил: он не хочет никого запугивать, не хочет читать лекции и загружать людей медицинскими терминами. Гость начал со статистики. Демонстрируя слайды, сравнил темпы роста заболеваемости раком в России и Европе.

Рустем Хасанов Рустем Хасанов

«Заболеваемость раком в России — 386 случаев на 100 тысяч населения. Это данные за 2014 год. Официальные данные по Европе я нашел только за 2012 год. Но уже тогда заболеваемость там, особенно в ведущих странах, была гораздо выше, чем в РТ, России и Нижнекамске. В Германии — 602 случая. В Татарстане — 386, в Нижнекамске — 349. Вот сразу ответ на вопрос, когда говорят, что мы, дескать, все болеем, вокруг все больше и больше рака, потому что мы живем в какой-то гнилой дыре... Такая же картина с показателем смертности. В Нижнекамске — 174,3, в Татарстане — 197, в России — 199, а в среднем по Европе — 236. В Германии и Франции больше — 265 и 263 человека на 100 тысяч населения», — прокомментировал слайды Хасанов.

По его словам, заболеваемость и смертность от рака напрямую связана с возрастом населения: чем он выше, тем выше эти показатели. Более высокие темпы роста заболеваемости раком в Татарстане по сравнению с Россией, по мнению профессора, вызваны именно более высокой продолжительностью жизни в нашей республике. Для наглядности он сравнил продолжительность жизни у нас и за рубежом: в Европе в среднем живут до 83 лет, в Татарстане — до 72,8, в России — до 71,6.

«Почему мы в Татарстане и особенно в Нижнекамске мало болеем раком? Потому что мы не дожили до среднего возраста. Мы вообще мало живем, у нас низкая продолжительность жизни. В Германии и Франции на первом месте стоит рак. В России злокачественные образования идут на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний. Потому что в Европе люди за счет высокой продолжительности жизни доживают до своего рака. Биологически так определено, так уж устроен человеческий организм», — поделился неутешительным выводом Хасанов.

Чтобы увеличить, нажмите

В 60-Е ГОДЫ ОНКОЛОГИЯ БЫЛА ЭКЗОТИКОЙ

В Казани заболеваемость давно уже достаточно высокая, выше, чем в целом по России, по Татарстану и Нижнекамску, озвучил профессор. Причина в том, что Казань «достаточно взрослый город, там население пожилое». В целом темпы роста по РТ по заболеваемости давно уже небольшие. Рост продолжается только за счет Нижнекамска и Набережных Челнов.

«Там были когда-то комсомольские стройки, были молодые люди. Те, кто строил КАМАЗ и «Нижнекамскнефтехим», болели простудой и заболеваниями, передающимися половым путем. Тогда сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные образования казались экзотикой. Население повзрослело, и появились другие болезни», — вспомнил историю Нижнекамска и Набережных Челнов Хасанов. — А поскольку татарстанский возраст потихонечку догнал средний российский, мы и по онкозаболеваемости Россию догнали».

Так как заболеваемость раком по большому счету на сегодняшний день можно снизить лишь при некоторых формах злокачественных образований, остается только бороться со смертностью путем раннего выявления рака и его своевременного лечения, считает Хасанов.

Он проанализировал злокачественные образования в Татарстане. Первые шесть позиций, а это больше 60%, занимают рак кожи, молочной железы, толстой кишки, легких, предстательной железы и желудка. «Все эти локализации можно выявить в ранних стадиях, если мы ходим на диспансеризацию и проводим профилактические осмотры — для этого есть специальные технологии. Кроме того, есть очень простой способ — хоть иногда самого себя осматривать. Кстати, в 80-е годы, когда не было маммографов, мы учили женщин самих прощупывать свою грудь и находить опухоли. Еще и мужей об этом просили», — снова вернулся к истории Хасанов.

Чтобы увеличить, нажмите

В то же время для некоторых видов рака, к примеру, рака поджелудочной железы, не существует технологий раннего выявления. Выявить его можно, по сути, только случайно, поскольку делать поголовно компьютерную томографию пока не представляется возможным. В итоге рост по этой онкологии по сравнению с 2011 годом составил 10%, как и показатель смертности.

От заболеваемости Хасанов перешел к окружному онкологическому диспансеру. Главный онколог ПФО поделился: сегодня к услугам татарстанцев ассоциация онкологических учреждений Приволжского федерального округа с центром в Казани порядка 2,5 тысяч специалистов, 16 докторов наук и более 80 кандидатов медицинских наук, филиалы в Набережных Челнах и Альметьевске, опорные пункты в Нижнекамске, Чистополе, Арске, Зеленодольске и Буинске.

Что же касается местного онкологического отделения, профессор высоко отозвался о нем: в Нижнекамске всегда были неплохие онкологи, крепкое, надежное отделение, им нужно только помогать с хорошим помещением, оборудованием, и они многое могут сделать. Но при этом надо улучшать доступность медицинских услуг населению и их качество, расширять спектр диагностики и лечения.

«У нас есть все технологии по диагностике и лечению злокачественных образований. Есть ли результаты? 56,2 процента больных выявлены на первой и второй стадиях, когда онкологические заболевания излечиваются в 85 - 90 процентах случаев. За счет этого выросла пятилетняя выживаемость: наши пациенты живут пять и более лет, и даже по 10 и 15. Неплохо, но нужно сделать больше, и к этому надо стремиться», — уверен Хасанов.

Чтобы увеличить, нажмите

НА ДИСПАНСЕРИЗАЦИЮ ХОДЯТ ПИОНЕРЫ И ПЕНСИОНЕРЫ

В последние годы растет одногодичная летальность, когда пациент умирает в течение года с момента установления диагноза. «Мы не организовали его, человек махнул на себя рукой, не пошел к врачам, испугался. И все — мщение незамедлительно: болезнь выявлена в запущенной стадии, почти 30 процентов заболевших умирают в течение одного года. Вот это страшно. Причем на эти запущенные стадии мы тратим колоссальные деньги, оперируем людей, лечим. При том что первую и вторую стадии гораздо дешевле вылечить, а самое главное — гораздо эффективнее», — рассуждал Хасанов.

Статистика показывает: во время диспансеризации в Нижнекамском районе осмотрено почти 30 тыс. жителей, выявлено 100 случаев рака, или 0,38 от числа обследованных. В РТ выявлено меньше — 0,22. Это уже неплохо, считает профессор, но, по его мнению, нужно стремиться к показателю хотя бы 0,5%. Эти 100 случаев — только девятая часть всех выявленных злокачественных образований. Всего же в Нижнекамском районе в 2015 году их выявлено 920.

Эльвира Долотказина и Венера Рахимова Эльвира Долотказина и Венера Рахимова

Картину с онкозаболеваниями в районе еще в апреле представила на деловом понедельнике начальник управления здравоохранения исполкома Венера Рахимова. Согласно приведенным тогда данным число состоящих на учете онкологических больных выросло в 2,5 раза с 2504 до 6737 человек. В 1,2 раза (с 342 до 473) выросло количество умерших от рака. По сравнению с прошлым годом налицо рост по всем онкологическим показателям: одногодичной летальности, запущенности заболеваний и смертности. Рост числа умерших от рака наблюдается не только в Нижнекамске, но и в Казани, Набережных Челнах и в целом по республике.

«Запущенность снижается, но очень медленно, она влияет на смертность на первом году — чем больше с запущенным раком, тем выше смертность. Если бы люди проходили диспансеризацию и медосмотры, не было бы такой запущенности. И не было бы такой огромной смертности на первом году с момента установления диагноза. Эта негативная тенденция не медицинская проблема, а общественная», — подвел разговор к диспансеризации Хасанов.

«Кто должен был прийти на диспансеризацию? Люди трудоспособного возраста. А кто пришел? Пионеры и пенсионеры. А вот это провал. Что произошло с этими людьми? Их кто-то не отпустил с производства? Они сами не пошли, трудились в это время, деньги зарабатывали? Могло быть выявлено много больных, а получилось всего 113. Это наша с вами забота, чтобы люди пришли на диспансеризацию», — обратился Хасанов к нижнекамским руководителям.

«Платный техосмотр автомобиля стал нормой. Купят железку и ходят вокруг нее, каждый год за ее осмотр платят. Тут бесплатная диспансеризация — никто не идет. Какой провал! А ведь организм тоже требует технического осмотра, обследования, особенно во взрослом возрасте. Забота о собственном здоровье должна стать такой же привычной нормой, как и забота об автомобиле», — подытожил свое выступление Хасанов.

Чтобы увеличить, нажмите

В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ОНКОЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ БУДЕТ РАСТИ

Прибывший к концу выступления Хасанова министр здравоохранения Вафин признал, что республика получила рост смертности от онкологических заболеваний, и в ближайшее десятилетие заболеваемость раком будет только расти. Поэтому министерство вышло с предложением к президенту республики объявить нынешний год Годом борьбы с раком.

«Я всегда применительно к себе статистику оценивал, и до недавнего времени нашей семье удавалось избежать этого заболевания: среди моих родных и близких не было больных раком. Но два года назад от рака груди умерла моя тетя. Теперь моя семья тоже является частью этой ужасной статистики», — поделился Вафин с залом.

В Татарстане ежегодно выявляется порядка 16 тыс. случаев онкопатологии. Большая часть заболевших раком — женщины (52%). Министр считает, что это потому, что женщины более дисциплинированны, чаще ходят к врачу и чаще проверяются, поэтому вероятность выявления заболеваемости у них выше. У мужчин превалирует рак предстательной железы, у женщин — опухоли молочной железы.

Адель Вафин Адель Вафин

Чтобы продемонстрировать рост заболеваемости, министр привел следующие цифры: если на начало года на учете состояли 90 тыс. человек, то сегодня уже 92 тыс. онкобольных, 56% из них находятся под наблюдением. Это те, кто после лечения прожил свыше пяти лет. Еще 13% находятся на лечении. 34% пациентов нуждаются в уходе, обезболивании и постоянном наблюдении. Если оценивать по стадиям, у 58% процентов вновь выявленных пациентов первая и вторая стадии, у 18% — третья стадия. У них меньше шансов на благоприятный результат, но они все же есть.

«Остальные — это четвертая стадия, при которой шансов нет, что бы там ни говорили о клиниках Германии, Израиля, США. Нет в нашей практике случаев чудесных исцелений в четвертой стадии, — пояснил Вафин. — Наша задача — увеличить число выявленных больных первой и второй стадии, потому что рак — это диагноз, а не приговор».

Для раннего выявления, уверен министр, необходимо, чтобы население проходило медосмотр, работодатели создавали условия для прохождения, а система здравоохранения информировала население и обеспечила доступность медицинских услуг. «Именно диспансеризация направлена на выявление таких локализаций, как рак молочной железы, шейки матки, предстательной железы, рта и глотки — это 54 процента всех случаев онкологических заболеваний. В 2014 году мы выявили 74 процента пациентов первой и второй стадии. Когда люди сами обращаются к врачам, этот показатель, как правило, не превышает 52 - 54 процента. Посмотрите, какая разница. Поэтому ключевым фактором успеха борьбы с раком является обеспечение явки трудоспособного населения на диспансеризацию», — проинформировал министр.

Чтобы увеличить, нажмите

«В МАЛЫХ ДОЗАХ У НАС АЛКОГОЛЬ НИКТО НЕ УПОТРЕБЛЯЕТ»

Министр поделился секретами профилактики рака, которые, по его мнению, должен знать каждый современный человек. И не только знать, но и научить своих родных и близких, чтобы избежать страшного заболевания. По сути, правила общеизвестные, но Вафин проиллюстрировал их убеждающей статистикой. Причиной более 20% всех смертей от рака в мире является курение, в 75% случаев именно оно вызывает рак легких.

«Много споров по поводу того, что алкоголь полезен в малых количествах. Мне больше импонирует высказывание нашего коллеги, доктора Мясникова: «Поскольку алкоголь полезен только в малых количествах, а в малых количествах у нас его никто не употребляет, значит, он неполезен». А без шуток, спиртные напитки, особенно крепкие, способствую развитию рака гортани, полости рта и желудочно-кишечного тракта», — прокомментировал министр правило номер два.

Говоря о третьем правиле — опасности солнечных лучей, — Вафин напомнил: «Еще лет 20 назад мы не понимали, почему Ким Бэсинджер не загорает. Что за ерунда? Это не ерунда, просто они уже тогда знали, насколько это вредно. И не только солнце, но и искусственное ультрафиолетовое излучение в СПА-салонах», — остановился Вафин о следующем правиле.

Напомнив о необходимости соблюдать правила охраны здоровья на рабочих местах, он вспомнил своего автослесаря, у которого был рак губы, потому что он прикусывал мелкие детали, чтобы они не выпали. Попало под критику министра и питание татарстанцев. Он раскритиковал традиционный татарский стол с жирным мясом, сливочным маслом, тестом и картофелем. Это сочетание исключает те продукты, которые содержат в себе достаточное количество пищевых волокон. Диетологами доказано, что в рационе татарстанцев в 3 - 4 раза меньше пищевых волокон, чем должно быть. Поэтому министр настоятельно посоветовал употреблять ежедневно не менее 500 граммов фруктов и овощей и вспомнил те времена, когда в каждой заводской столовой стояли на столах салаты не из экзотических фруктов, а из наших, местных огурцов, помидоров, капусты, свеклы и моркови.

«А как же нитраты, спросите вы меня. Тут просто нужно соизмерять риски. В 50 с небольшим получить рак толстого кишечника — это серьезная вещь. Вреда от отсутствия пищевых волокон гораздо больше. В 2009 году рак толстого кишечника в Татарстане вышел на первое место. Это говорит о прямом воздействии питания на этот вид рака», — подкрепил статистикой правило правильного питания министр.

Кроме того, он рекомендовал избегать переработанных мясных продуктов, так как регулярное потребление колбас увеличивает риск возникновения рака толстого кишечника на 17%.

Чтобы увеличить, нажмите

Остановившись на лишнем весе, Вафин привел в пример себя: «Я всякий раз говорю, что проповедую активный образ жизни. Многие отговариваются отсутствием абонемента в фитнес-клуб или отсутствием спортивной формы. У меня тоже нет абонемента. Я просто каждый день хожу 40 минут, это 10 тысяч шагов».

Он предупредил: в случае появления необычной припухлости, опухоли или неясного выделения необходимо немедленно обращаться к врачу, а не заниматься успокоением и не ждать, когда поболит, перестанет, все рассосется и пройдет. В противном случае может получиться так, что через несколько месяцев у человека будет уже запущенная стадия рака.

По словам Вафина, сегодня есть целые сектора экономики, которые к врачам просто не обращаются. Это частные предприниматели и те, кто у них работает на рынках и в торговых комплексах. «Наша задача, чтобы таких не было. И тогда мы действительно сможем повлиять на уровень смертности и на увеличение продолжительности жизни», — считает министр.

Он раскритиковал мужскую половину за несоблюдение предписаний врачей: «Это мы с вами не меряем артериальное давление и не принимаем нужные лекарства каждое утро, каждый день, по жизни. Меня это очень беспокоит. Когда спрашиваешь, почему, отвечают: это же химия. Ну извините, в 60 с небольшим получить инсульт, и вся семья вокруг тебя будет хороводы водить — это что, по-мужски? Ничего подобного! Мы сами к этому себя ведем, когда не выполняем рекомендации врачей».

В качестве примера дисциплины министр привел своего деда. У него была гипертония и сахарный диабет, но он прожил до 91 года, потому что был человеком военным и выполнял все требования врачей.