В Татарстане продолжается очередной сезон «Фабрики предпринимательства» — образовательного проекта, в рамках которого молодые предприниматели создают и реализуют собственные стартапы. Сколько нужно капитала, чтобы открыть свой первый бизнес? Почему не все участники выдерживают испытание бизнесом и покидают проект? Об этом в статье для «БИЗНЕС Online» размышляет генеральный директор «Булатов Групп» и руководитель проекта Айдар Булатов.
«ЕСЛИ ТЫ РАБОТАЕШЬ НА ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК, ПРИДЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИГРОК И ОТНИМЕТ У ТЕБЯ БИЗНЕС»
«Для чего вы это делаете?» — я часто слышу этот вопрос. Сейчас бизнес не имеет границ. Если ты работаешь на локальный рынок, придет федеральный игрок и отнимет его у тебя. И здесь проект «Фабрика предпринимательства» выступает своеобразным маяком для начинающих бизнесменов. Во-первых, это расширяет их горизонты. Во-вторых, большое количество слушателей дает сильный соревновательный эффект. Ребята соревнуются не со своими земляками, скажем, из Алькеевского района, они соревнуются со всеми. И для них этот азарт играет важную роль, потому что, ориентируясь на сильных участников, они видят, что такой же парень или такая же девушка с двумя руками, с двумя ногами, может зарабатывать действительно хорошие деньги. И тогда они начинают думать: «Я тоже смогу». Ведь предприниматели, даже мирового уровня, — это не те, кто обладает высоким уровнем интеллекта. Обладатели такого IQ — это в основном изобретатели, ученые, а бизнесмен — это тот, кто рискует, кто решается на то, на что никогда не решится другой.
Наш образовательный проект стартовал два с половиной года назад, и в среднем мы проводим его два раза в год. За это время нам удалось расширить его географию. Сначала к Казани присоединились Набережные Челны, а потом и другие города. Сейчас мы вышли на все муниципальные образования Татарстана, и в настоящий момент у нас 350 заявок из 17 муниципальных районов (Буинск, Тетюши, Спасский район, Алькеевский, Высокая Гора и т. д.) на прохождение обучения по курсу «Старт Фабрика».
Еще один вопрос, который мне задавали тысячу раз: «Зачем тебе это?». Я 18 лет занимаюсь бизнесом и 15 лет преподаю в вузе. Тем не менее у меня были неоднократные попытки уйти с педагогической деятельности, потому что мой бизнес рос и я ощущал нехватку времени. Но мой научный руководитель Марат Рашитович Сафиуллин сказал однажды: «Айдар, из науки можно уйти лишь один раз, вернуться потом невозможно». И в какой-то момент я понял, что этот путь отведен мне неслучайно. Я защитил кандидатскую, докторскую, мне было действительно интересно работать с молодежью. При этом меня начали приглашать как предпринимателя на различные мастер-классы, и я видел разницу между теми, кто приходит, чтобы получить зачет, и теми, кто приходит за информацией, — от них я получал сильнейшую энергетическую зарядку. И я понял, что это надо выводить на более серьезный уровень.
КАК ТАТАРСКИЙ ПИНГВИН ПОПАЛ НА ПЕРВЫЙ КАНАЛ
Запуская проект, мы объявили ограничение по возрасту — от 14 до 108 лет. Но оно скорее шуточное, потому что возрастных ограничений в попытке начать свое дело нет. К примеру, во втором сезоне «Фабрики предпринимательства» победила команда школьников, участникам было по 15 лет. В нынешнем сезоне вместе с тетей вообще участвует 12-летний мальчик. И они уже получают прибыль.
Пока мы отказались от формата реалити-шоу, которое транслировалось на ТНВ. Мы провели его в третьем сезоне, и для нас это было непростым испытанием по нескольким причинам. Требования зрительского интереса отличались от задач проекта, поэтому нам приходилось идти на компромисс, чтобы было зрелищно, скандально и чтобы при этом не было противоречий с нашей миссией. Например, продюсеры требовали жестких правил и отчисления команд, разборок в эфире. А у нас правило одно — команду может отчислить только рынок, никто никого уволить не может. Поэтому мы отстояли свою позицию и сохранили всех участников, и не зря. Те, кто провалился на старте, в итоге выиграли проект, а это было бы невозможно, если бы мы пошли на поводу у продюсеров.
Как я уже писал, тот, кто хочет запустить бизнес, может это сделать в любом возрасте. Например, основатель «Макдоналдс» открыл свою сеть в 56 лет, а до этого работал коммивояжером. Подобных случаев у нас немало. К нам на проект приходят взрослые люди и говорят: «Все, не хочу работать на наемной работе». Случается даже так, что люди увольняются, говорят, что сожгли все мосты и будут запускать свой бизнес. Конечно, мы рекомендуем не бросать работу на начальном этапе, ведь у взрослых людей больше обязательств, почти у каждого есть семья. А вот когда в результате участия в проекте человек видит, что его идея работает, что он может на ней заработать денег, то вот тут, как правило, происходит отказ от наемного труда. И это понятно, ведь на старте для развития бизнеса необходимо 24-х часовое погружение, и такой режим должен длиться все три месяца, что длится обучение. Об этом мы предупреждаем слушателей в первый же день. Мы очень сильно нагружаем наших слушателей с самого начала, даем много информации, заданий и сразу требуем высоких достижений. Мы создаем ситуацию давления, чтобы они быстрее пришли к результату. Как показывает практика, если человек в течение первого месяца к нему не приходит, его мотивация резко падает. И этот вопрос мы решаем с помощью интенсивов — многочасовых тренингов и мастер-классов от действующих, опытных предпринимателей. Ребята развивают и свои идеи, и те навыки, которые даем им мы на начальном этапе. Некоторые сразу понимают, что занятие бизнесом — это не для них. «Мы думали, здесь просто классно, здорово и интересно посидеть, а вы все навалили на нас» — типичная реакция тех, кто не готов к началу собственного бизнеса. Еще популярна отговорка «У меня бабушка, у меня учеба, у меня огород, и вообще, я не готов».
Если говорить о финансовых затратах, то большинство идей реализованы с малейшим стартовым капиталом. Что значит «малейший стартовый капитал»? Это значит, что у команды участников должно быть примерно 30 тыс. рублей на рекламную кампанию, и прибыль с первых заказов должна быть снова потрачена на рекламу. Таковы условия для запуска хорошо функционирующего бизнеса, и с такой оговоркой стартует проект.
В целом ребята, которые к нам приходят, учатся совершенно бесплатно, и мы считаем, что они должны отдать какой-то долг обществу. Поэтому одно из первых заданий на «Фабрике» — провести социальную акцию. За все время существования проекта у нас накопилось очень много интересных примеров. Скажем, в четвертом сезоне команда-призер «Техно 5» (ребята занимаются изготовлением корпусной мебели) во время социальной акции изготовила пингвина, внутри которого находилось обогревательное оборудование. Конструкцию ребята вывозили на улицы города и грели замерзшим людям руки. Их тогда нашел корреспондент Первого канала и снял о них сюжет. Помимо этого было и много других акций — по высадке деревьев, помощи ветеранам и детским домам, работе со школами. Каждая команда внесла пусть небольшой, но все же значительный вклад в развитие социальной сферы.
550 ТЫС. ИНВЕСТИЦИЙ НА СВИТШОТЫ
Не подумайте, что после того, как участник выпустился, мы понятия не имеем, что с ним происходит. У нас существует программа курирования, благодаря которой мы следим за прогрессом участников. Я с гордостью могу сказать, что у нас есть результаты, которых мы помогли достичь. Во-первых, мы на 100% гарантируем, что наши ученики доходят до первых денег, то есть железно зарабатывают. При этом 50% из них начинают получать больше, чем на своей прошлой наемной работе. Мы считаем это главным критическим моментом, который должен пройти каждый предприниматель. У половины наших выпускников остается тот бизнес, который они начали на проекте. Это не значит, что другая половина бросает бизнес, просто участники начинают заниматься другим направлением. Скажем, в третьем сезоне «Фабрики» команда, которая занималась косметологией, после окончания проекта разделилась. Один участник скооперировался с представителем другой команды, теперь они работают в области общепита, занимаются приготовлением и доставкой блинов. Другая участница запустила бизнес по реализации детских деревянных игрушек под собственным брендом. На прошлой, четвертой «Фабрике» команда победителей сделала совершенно новый продукт, который до них вообще не существовал — экскурсии в город Иннополис. Сейчас они эксклюзивный оператор IT-города.
Есть проекты, которые смогли найти инвесторов еще в процессе обучения на проекте. Скажем, проект «Проквест», который создали ребята в третьем сезоне. У них сейчас работает пять квест-комнат по России, одна из которых — в Новосибирске. Они привлекли инвестиции в размере 900 тыс. рублей, в них вложился наставник. И здесь срабатывает еще один плюс наличия наставника: его можно зажечь своей идей, и он профинансирует проект. Так же поступила в четвертом сезоне команда «Лестница», производящая свитшоты и другую молодежную одежду с татарским колоритом. Они подписали соглашение на 400 тыс. рублей с наставником, еще 150 тыс. вложил частный инвестор.
Все это пример того, что, став предпринимателем, у тебя появляются навыки и, даже уехав в другую страну, ты можешь снова запустить там бизнес. Это навыки, которые отнять уже невозможно.
Айдар Булатов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.