«БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ ОТ САМОГО СЕБЯ НЕСКОЛЬКО БЕСТОЛКОВО»

Завтрашний день, 12 июня, знаменательная дата по ряду причин. В этот день в 1990 году первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, где носителем суверенитета и источником государственной власти был объявлен многонациональный народ. Сегодня стараются забыть о многонациональном характере России, объявляя русских единственной государствообразующей нацией. Ничего не получится. Никакой административный ресурс не поможет, никакой пиар не сможет изменить органическую природу страны. Она складывалась веками, народы живут на своих территориях, они не мигранты из Африки и говорят не на суахили, а на татарском, чувашском, марийском, удмуртском, мордовском. Они пронесли свою культуру через века. Когда русские появились на берегах Волги, народы республики уже жили на этих землях сотни лет. Если этот простой факт не отразить в национальной политике, российское общество так и будет топтаться вокруг вопроса, кто в стране главнее, где у нас «старший» брат, а кто изгой.

В ходе любой революции истинная природа общества прорывается наружу. Так было в 1918 году, когда большевики вынуждены были объявить Россию Советской Федерацией, так случилось в годы перестройки, когда вновь вопрос о федерализме встал во весь рост. Никто из руководителей страны не бредил федерализмом и самоопределением наций (это все фантазии неучей) — ни Ленин со Сталиным, ни Брежнев, ни Ельцин думать не думали о децентрализации страны, все они были типичными авторитарными личностями, выстраивали вертикаль власти, но природа страны прорывалась, несмотря на сопротивление верхов. Демократия для руководителей страны всегда была лишь фиговым листком. Они им размахивали, чтобы взять бразды правления в свои руки и затем править как самодержцы, непременно в кремлевских палатах под портретами царей, под колокольный перезвон, под бой кремлевских курантов.

12 июня 1990 года вновь всплыл вопрос о федерализме. Советский федерализм квалифицировали как не настоящий, формальный и начали было выстраивать его на новых началах. Замысел вроде был неплохой, но получилось как всегда. Поиграли в разделение полномочий, даже парад суверенитетов инициировали, а мечтали только об одном — растащить собственность по кланам. Растащили. Затем на волне нефтяного бума лихо зажали федерализм, объявив ошибкой предыдущего руководства, но политический маятник не остановить, и теперь он вновь качнулся в сторону послаблений. Жизнь заставит вернуться к вопросу децентрализации. Теперь уже этого потребует экономика, чья неэффективность вызвана отсутствием самостоятельности регионов. С федерализмом экономика может быть успешной или же неуспешной, но без федерализма в нынешних условиях и при современной конкуренции в мире у России нет шансов на процветание.

В Декларации 12 июня 1990 года не менее значимым был четвертый пункт: «Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах». Четвертый пункт стал основой для провозглашения государственного суверенитета Татарстана. Ключевой нормой стала формула «в избранных им национально-государственных... формах». Татарстан, не откладывая в долгий ящик, в том же году в августе месяце выбрал форму, которую посчитал нужным, форму, отвечающую чаяниям населения республики. Все нынешние претензии к республике, его суверенитету нужно отнести в первую очередь к Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации.

Пока существовал СССР, суверенитет Татарстана устраивал Россию, как противовес союзному центру. Его приветствовали. Позже, после распада страны (точнее сказать после того, как Россия с Украиной развалили СССР) суверенитет РТ вдруг стал «опасным». Двойные стандарты — обычная практика в большой политике.

12 июня назвали Днем независимости, что породило много кривотолков. Быть независимым от самого себя несколько бестолково. Теперь 12 июня называют Днем России. Ясности больше не стало, как, впрочем, и с 4 ноября — «День воинской славы России — День народного единства». Оба праздника слишком уж мудреные, надо долго разъяснять, что именно они значат. 12 июня и 4 ноября можно легко переставить местами, т. е. 12 июня назвать Днем единства, а 4 ноября назвать Днем России. От перестановки дат ничего не изменится, значит, оба праздника безликие. Достаточно сравнить их с 9 Мая, который всем не просто понятен, но и дорог. Поэтому 12 июня воспринимается как выходной. Возникает вопрос: не слишком ли много отдыхает российский народ, ведь кризис на дворе и конца ему не видно? Во всяком случае, не видно, чтобы кто-то предпринимал хоть какие-то шаги для выправления экономической ситуации. Все ждут повышения цен на нефть, как у моря погоды, а в это время растут цены на продукты. Впрочем, может быть, именно в дни кризиса надо дать возможность людям поработать на огородах и запастись на зиму чем-нибудь съестным. Какая никакая, но реальная, а не монетарная экономика.

12 июня 1991 года Россия обрела первого президента 12 июня 1991 года Россия обрела первого президента Фото: ©В. Чистяков, РИА «Новости»

«БОЛЬШОГО ВОСТОРГА ОТ СУВЕРЕНИТЕТА ТАТАРСТАНА В МОСКВЕ НЕ ИСПЫТЫВАЛИ»

12 июня 1991 года Россия обрела первого президента. Вопрос выбора президентской или парламентской республики не стоял. Чисто формально парламентская форма государства более устойчива, но политические традиции России совсем не парламентские. Во главе державы всегда стояли ханы, затем цари, генеральные секретари. Страна привыкла, чтобы во главе стоял «царь-батюшка». Теперь его называют президентом. Не имеет большого значения, выборный он или нет. Номинальная выборность и раньше присутствовала в лице курултая/собора/съезда КПСС, но фактически кандидатуру и характер правления определяли кланы. В ордынскую эпоху было четыре ведущих татарских клана: Ширин (отсюда русские князья Ширинские), Барын (князья Туган-Барановские), Мангыт (от них пошел ногайский род), Кыпчак (встречаются у татар, казахов, узбеков и других тюркских народов). Сколько кланов сегодня в России, сказать трудно, они ушли в полутень. Клановость — неотъемлемая черта страны. Исторически она была связана не с низкой политической культурой татар, а с невозможностью иным способом контролировать обширную территорию. Сегодня, конечно, не обязательно придерживаться этой средневековой традиции, лучше перейти к федерализму. Выбор таков: или ты сохраняешь клановую систему и пребываешь в Средневековье или же переходишь к федерализму. Третьего не дано.

В Татарстане выборы президента республики состоялись в один день с выборами Ельцина — это не случайность, это был вызов. Событие стало знаковым. В российской Декларации о суверенитете были записаны красивые слова, но практика отличалась от слов. Большого восторга от суверенитета Татарстана в Москве не испытывали, скорее, наоборот. Республики, вообще, рассматривались как имя собственное, а не форма государственного устройства. Любое особое мнение на местах воспринималось как покушение на центральную власть. Демократия на словах и диктат в действиях. Однако демократический «джинн» был выпущен из бутылки и в 90-е, он витал над страной, досаждая сильным мира сего. Россия не хотела переходить на реальную демократию, а вернуться к авторитарному режиму уже не могла. Так она и застыла между Сциллой и Харибдой, не решаясь двинуть корабль дальше.

Суверенитет Татарстана свое дело сделал. В те знаменательные дни, когда принималось решение о названии и функциях главы республики, население, депутаты, интеллигенция особо болезненно воспринимали вопросы равенства и справедливости. Тогда головы еще не были забиты темой приватизации, воровства, коррупции. Это потом все стали рассуждать базарными категориями, оставив для народа патриотизм. А в 90-е еще был жив народный энтузиазм, желание построить справедливое общество с равенством языков и народов. Тогда такое казалось возможным.

В Татарстане выборы президента республики состоялись в один день с выборами Ельцина — это не случайность, это был вызов» В Татарстане выборы президента республики состоялись в один день с выборами Ельцина — это не случайность, это был вызов» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«ИЗБЫТОК БОГАТСТВ — БЕДА РОССИИ. ОН СТИМУЛИРУЕТ ВОРОВСТВО И НЕ ТРЕБУЕТ ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ»

Закон о равенстве татарского и русского языков, как ключевой политический акт, был принят без особых проволочек, но оставалась вторая не менее важная задача — заключение Договора с Москвой. Руководители России не торопились вести переговоры о заключении двустороннего Договора, они вообще не считали нужным вести какие бы то ни было переговоры с субъектами. Лозунг о каком-то равенстве им казался вообще абсурдным: «Часть не может быть равна целому». Любой намек на равенство воспринимался как вызов «демократическому» строю со стороны партноменклатуры Татарстана. Нужны были шаги, чтобы подтолкнуть Москву к началу переговоров.

Как только в Москве заговорили о президентстве в России, тут же в Казани начали повторять эту идею применительно к Татарстану. Интеллигенция быстро пришла к консенсусу по названию главы республики, а население охотно поддержало. Учреждение должности президента республики повышало престиж Татарстана, подчеркивало пусть номинальное, но равенство с Россией, ведь договор предполагалось подписать между двумя суверенитетами. Конечно, тогда в речах сквозила наивность, но, с другой стороны, в принципе не было иного способа вынудить Москву признать необходимость перехода к федеративным отношениям.

Назначение дня выборов президента Татарстана именно на 12 июня было не случайным. Замысел состоял в том, чтобы показать настрой общественного мнения. Население республики отдало больше голосов за Шаймиева, нежели за Ельцина. Прохладное отношение к Борису Николаевичу, конечно же, озадачило Москву и стало толчком для начала переговоров. К тому же Татарстан по факту уже забирал себе многие полномочия. Переговоры начались 12 августа 1991 года, накануне ГКЧП. Открывалась новая страница в истории страны. «Большая Россия» уходила в прошлое под давлением новой России.

Должность президента Татарстана с того дня стала символьной (но не символической), она отражала наше понимание роли республики в стране и за рубежом. Должность и название сохранились и после выборов 2015 года, хотя другие республики поменяли названия своих глав. Это не случайность. Большинство субъектов играли в суверенитет, в самостоятельность, должность президента учреждали, копируя Татарстан без той мотивации, которая была у нас. Мы не играли с судьбой, у нас настоящий президент.

Почему же в Москве посчитали, что в стране должен быть только один президент? На самом деле он и без того один — президент Российской Федерации. Само название должности президента Татарстана не говорит о покушении на место российского президента или его принижении. Проблема заключается в отсталом политическом сознании России, которое привыкло к традициям ханов/царей. Это следствие клановости политического сообщества, чисто татарская традиция. К чести самих татар, они уже поняли, что в нашу эпоху лучше стране перейти от средневековых форм организации общества к федерализму, иначе пропадает управляемость экономикой.

Отсталое политическое сознание России — одно из самых больших препятствий в деле процветания богатейшей по ресурсам страны мира. Избыток богатств — беда России. Он стимулирует воровство и не требует думать головой. Поэтому в День России мы все дружно на праздники разъезжаемся по садам-огородам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции