12 июня — особый день для России. К этому празднику известный казанский предприниматель, лидер татарстанского «Парнаса» Марсель Шамсутдинов предложил «БИЗНЕС Online» материал со своими размышлениями о том, что же сегодня происходит в мире, в России и в нашей республике. И есть ли шансы сделать человека на Земле счастливым? Чтобы, к примеру, предпринимателей не облагали неподъемными налогами, на которые сегодняшние феодалы покупают мерседесы и дворцы с золотыми унитазами.
Марсель Шамсутдинов делится своими размышлениями о том, что же сегодня происходит в мире, в России и в нашей республике
В МИРЕ ИДЕТ ВТОРАЯ ВОЛНА БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ
Как говорится в одном хорошем советском фильме, вечер перестает быть томным. Все больше людей начинают тревожно спрашивать: что происходит в мире? В стране? В родной республике? И главное — что делать? Как грамотно поступить, чтобы остаться в цивилизованном человеческом обществе, пространстве... В цикле своих блогов я и хочу высказать собственное мнение по этому поводу, проанализировать, какие сегодня происходят общественно-политические процессы.
На дворе XXI век, 2016-й год. Но мы видим, что кругом по-прежнему кипят какие-то революции, преобразования, возникла ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.)... Я не ученый, а предприниматель и политик, но интересуюсь этой областью деятельности. И как принято сегодня говорить, грамотный пользователь.
Как, наверное, все знают, на Земле сегодня 7 млрд. людей. Но только 1 млрд., как говорят, «золотой миллиард», живет при демократическом устройстве. Если мы вспомним историю, вал буржуазно-демократических революций где прокатился? В основном в Западной Европе, в XVIII - XIX веках. Потом все притихло. Дальше были национально-освободительные движения, особенно после Второй мировой войны, были освобождения от колониального гнета. И эти страны вставали, как охотно писали в советских газетах, на некапиталистический путь развития. В этом было определенное лукавство: якобы некапиталистический путь развития подразумевал построение социализма. Но кто сказал, что социализма, а не феодализма?!
То есть если мы посмотрим на историческую карту мира, то можем увидеть, что именно в тех странах, в которых сейчас живет «золотой миллиард», и произошли в XVIII - XIX веках буржуазно-демократические революции. В остальном мире их не было. Другие страны боролись за независимость, освобождались от колониального гнета, но там не было буржуазных реформ, буржуазных преобразований. Эти страны как были, так и оставались феодальными. А в некоторых, как мы видим сейчас на Ближнем Востоке, в арабском мире, в Африке, вообще сохраняются, по сути, родоплеменные отношения.
И сегодня в мире идет вторая волна буржуазно-демократических реформ — опять же, как в XVIII - XIX веках, под влиянием научно-технического прогресса, передовых технологий. В XIX веке была промышленная революция в Европе, и она вызвала рост могущества буржуазии, которая справилась с монархиями, отменила феодальные порядки, мешавшие развитию экономических отношений. А буржуазный строй подразумевает равенство в экономике и, соответственно, в политике. На рынке предприниматели должны быть равными, чтобы никто не мог заставить продавать или покупать по более низкой или более высокой цене. Цивилизованный рынок подразумевает равенство агентов рынка. Но вслед за этим вырастает и равенство в политической области. Это мы видим на примере даже нашей страны, которая, как я считаю, застряла еще в феодальном строе, — если нет политического равенства, сразу возникают аффилированные фирмы, начинается потворство своим в госзаказе, вообще на рынке, устранение конкурентов политическими, именно политическими, а не экономическими методами. Не за счет снижения цены и повышения качества, а за счет того, что конкурента, скажем, просто бросают в тюрьму.
В СССР БЫЛ ЧИСТО ФЕОДАЛЬНЫЙ РЕЖИМ, КАК УТВЕРЖДАЕТ СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
В начале XX века в России случилась буржуазная февральская революция. А затем произошла, как считают многие современные ученые, Великая Октябрьская феодальная контрреволюция, контрдемократическая реставрация и приход к власти феодального режима в стране, именуемой Советским Союзом. В СССР был чисто феодальный режим, как утверждает современная наука, со всеми его признаками. Это прежде всего ставка на вооружение — в Советском Союзе была крупнейшая армия в мире, 5 миллионов. У Китая было 4 млн., а у нас 5! Это та же феодальная иерархия, только раньше были герцоги, а в СССР генсеки, секретари обкомов, по сути, тоже единоличные правители своих областей.
Но развитие человечества не стоит на месте. В результате появления, особенно в последнее время, новых технологий, прорывных, революционных, даже в феодальных странах Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии забурлили революционные процессы. Начиная с Таиланда, а мы знаем, что там постоянно происходят смены премьер-министра, и кончая Венесуэлой, Бразилией и так далее.
Почему же в Европе буржуазно-демократические революции победили быстро, а сегодня мы видим такую сложнейшую борьбу? Хочу напомнить, что и в Европе все было непросто. Это сегодня, с высоты прошедших лет и веков, кажется, что там происходило все быстро. Но это не так — вспомните, сколько раз Франция строила баррикады! 1789 год — Великая французская революция, 1830-й — восстание лионских ткачей, 1848-й — вновь буржуазно-демократическая революция во Франции за гражданские права и свободы. Вообще, в 1848 - 1849 годах во всей Европе бушевали революции. И это тогда Николай I ввел войска в Европу, полумиллионную армию, чтобы подавить революцию в Венгрии, из-за чего получил прозвище «жандарм Европы». 1870-й — Парижская коммуна. Это все этапы мучительного расставания с феодальным прошлым и преобразования в буржуазно-демократическое приличное государство.
ВСЕ РАЗВОРОВЫВАЛОСЬ — ВПЛОТЬ ДО ТОГО, ЧТО ВОРОВАЛИ НА ВОЕННЫХ КОНТРАКТАХ, ДА НА ВСЕМ...
Некоторые ученые вообще говорят, что человечество как гуманитарное общество стало существовать только при буржуазно-демократическом строе. А феодальная история человечества — это история животного мира, когда человек не рассматривался как ценность, он был просто ресурсом, как щебенка, как песок, как строевой лес и все остальное. Это доказывают горы человеческих черепов при правлении Чингисхана, жестокие сталинские лагеря, методы ведения совсем недавних войн... Положили в атаке сотни, тысячи людей — да и черт с ним, главное, что мы победили. «Подумаешь, бабы еще нарожают!» — говорили советские маршалы. А чтобы люди счастливы были — это не обязательно.
Феодальные авторитарные режимы всегда убивают экономику, приводят ее к краху. Масштабное взяточничество, то, что везде «свои люди», аффилированность фирм — все это удорожает экономический процесс и разваливает экономику. Причем в древние времена такой развал страны и экономики происходил за две-три сотни лет, потом снова возникали центростремительные силы. Это хорошо иллюстрирует Китай, там семь империй возникало: разваливались — возникали, и так снова и снова. Такое было и в Азии, и в Европе... Европа была в достаточной мере индивидуалистская, но там были торговые пути, и это создало еще при ее раздробленности буржуазный предпринимательский слой. Он и способствовал объединению в национальные буржуазные государства, связанные экономическими путями. Это было в XVI - XVII веках.
В чем еще сложность и неоднозначность таких процессов? Это сегодня может показаться: произошли в Англии и Франции буржуазно-демократические революции — и все, появился приличный европейский строй. Но я уже напомнил, как Франция больше века дралась на баррикадах. К сожалению, переход от феодализма к капитализму, буржуазно-демократическому строю всегда чреват жесткими социальными столкновениями. И мы это видим по своей стране. Первая попытка была в 1917 году. И ведь тогда никто специально Зимний дворец не штурмовал — феодальный строй развалился под тяжестью собственных внутренних неразрешимых проблем. И в 1991 году Московский Кремль тоже никто не штурмовал. И феодальный царский режим, и феодальный Советский Союз рухнули из-за того, что стали неэффективными, не могли нормально обеспечить население. Власти в 1917-м даже не смогли наладить подвоз хлеба в Питер, хотя хлеб в стране был! Потому что все разворовывалось — вплоть до того, что воровали на военных контрактах, на строительстве дорог, да на всем... Вам это ничего не напоминает?.. Вроде бы мэр Владивостока недавно погорел опять же на дорогах...
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ ТАК ЖЕ НЕОТВРАТИМЫ И НЕПРЕЛОЖНЫ, КАК ЗАКОНЫ ФИЗИКИ, МЕХАНИКИ, ХИМИИ
В чем трагедия? Предпринимательство, буржуазия, а сейчас и креативный класс начинают протестовать и выходить на улицу не тогда, когда они, безусловно, сильны и могут победить феодалов, а как только возникнут. У них есть понимание того, что феодальный строй — несправедливый строй, что их облагают неподъемными налогами, на которые сегодняшние феодалы покупают мерседесы и дворцы с золотыми унитазами. И это понимание вызывает желание изменить все в таком несправедливом обществе. В азиатских странах это вызывало взрывы недовольства. Там был феодализм, но два десятилетия назад стали развиваться высокие технологии, и буржуазия, новый передовой класс, уже готова бунтовать, выходить на улицу. Но у этого класса еще нет сил, нет политической грамотности, чтобы удержать власть. На примере «арабской весны» мы видим, что более-менее приличный строй утвердился только в Тунисе, наиболее развитом, где достаточно сильны французские демократические традиции, поскольку он долго был колонией Франции. Во всех остальных странах просто произошел развал старого феодального строя. Но там общество еще не готово строить свою жизнь на новых демократических принципах. Скажем, в Ливии вообще родоплеменной строй. В Египте масса неграмотных крестьян — феллахов. Там бунтуют только города, и там даже избрали в июне 2012 года президентом исламиста Мухаммеда Мурси, который продержался лишь год. То есть если доверить полуграмотному, задавленному нищетой и совершенно политически невежественному населению выбрать президента, оно и выбирает исламиста Мурси. Тут я хочу напомнить о своем блоге в газете «БИЗНЕС Online», посвященном цензовой демократии...
Естественно, когда рушатся старые традиции, часть малограмотного населения кидается в крайности, мол, надо обратиться к истокам, например, надо обратиться к традиционному исламу... И возникает ДАИШ, возникает движение индейцев в Венесуэле... Те же самые процессы мы видим в Бразилии, где жители не хотят переезжать в современное жилье: там же надо будет платить за коммунальные услуги, а в трущобе можно не платить...
То есть очень сложно идут все эти процессы. И так будет всегда. Общественные законы так же неотвратимы и непреложны, как законы физики, механики, химии... Раз общество пришло к тому, что старые порядки изжили себя и не могут эффективно функционировать, не могут обеспечить нормальную жизнь страны... И что придет на смену? Такой же, но обновленный феодальный строй с новым отцом нации, лидером, вождем, падишахом? Или буржуазно-демократический?
Да, у капитализма масса недостатков, Карл Маркс их великолепно показал. Но, как я уже говорил, это на порядок более человечный, более прогрессивный строй, чем тот феодальный, при котором человека вообще за человека не считали. Буржуазия ставит под контроль госаппарат чиновников, а цивилизованный рынок дает равноправие его участникам.
Вот такие процессы происходят сейчас в мире — в третьем мире, к которому относится и наша страна. Про Российскую Федерацию — следующий мой блог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.