В среду «Ак Барс» объявил о возвращении на пост генерального менеджера команды Равиля Шавалеева. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» вспоминает лучшие трансферы «Ак Барса» времен данного функционера. Эти игроки оставили глубокий след в истории казанского клуба и буквально творили чудеса на льду.
Равиль Шавалеев
ДИНАМОВСКАЯ ПЯТЕРКА
Александр Еременко; Илья Никулин — Игорь Щадилов; Владимир Воробьев — Алексей Терещенко — Александр Степанов. Полный комплект игровой пятерки — вратарь, два защитника и тройка нападения, перешедшая перед чемпионским сезоном в «Ак Барс» из московского «Динамо», — сыграл если не ключевую, то одну из важнейших ролей в победе казанской команды в 2006 году. У каждого была своя история переезда в Казань: многих позвал за собой Зинэтула Билялетдинов, а Терещенко, например, был недоволен своим игровым временем в московском клубе.
Илья Никулин / Фото: архив «БИЗНЕС Online»
Все внимание в тот год, конечно, было направлено на легендарную тройку Алексей Морозов — Сергей Зиновьев — Данис Зарипов (далее ЗЗМ). У первого звена «Ак Барса» получалось на льду абсолютно все, а в те моменты, когда нужна была передышка или поддержка, на площадке великолепно со своими обязанностями справлялась как раз московская тройка Воробьев — Терещенко — Степанов. Все три форварда отлично понимали друг друга и здорово взаимодействовали благодаря тому, что сыгрались еще в «Динамо». Терещенко великолепно отрабатывал в обороне, Степанов никого не боялся, а Воробьев в плей-офф забрасывал почти в каждой игре. В обороне блистали Илья Никулин, который до этого никогда не отмечался высокой результативностью, а Щадилов был железным игроком основного состава, он был полезен не только в обороне, но и в любой момент мог заступиться за партнера.
Понятно, что главная заслуга в переезде всей пятерки из Москвы в Казань принадлежит Билялетдинову, но и без Равиля Шавалеева, на тот момент одного из сильнейших хоккейных менеджеров страны, это было бы невозможно.
ОЛЕГ ПЕТРОВ — ПЕТР ЧАЯНЕК — ЮККА ХЕНТУНЕН
2007 год — не самый приятный в памяти болельщиков «Ак Барса». Казанскую команду лихорадило с самого начала сезона, подопечные Билялетдинова могли выдать серию из 6–7 поражений подряд, к тому же чудил селекционный отдел. Были непонятные трансферы типа Ла Роуза и потери Щадилова, Прошкина и Терещенко. Однако Шавалеев быстро исправил ситуацию. Менеджер, хорошо знакомый с зарубежным рынком игроков, особенно с чемпионатом Швейцарии, пригласил оттуда Олега Петрова и Юкку Хентунена, а за небольшие деньги из АХЛ выписал Петра Чаянека. В тот год подписание всех трех форвардов стало судьбоносным в истории казанского клуба.
Тройка Чаянек — Хентунен — Петров творила настоящие чудеса на льду тогда еще новенькой «Татнефть Арены» и за ее пределами. Именно русско-чешско-финское звено в тот момент вывело «Ак Барс» из глубокого кризиса, а в плей-офф все три форварда моментами играли ярче, чем ЗЗМ. В тот год выиграть с казанской командой им ничего не удалось, но болельщики до сих пор помнят этих парней. Чаянек затем сразу покинул Казань, а вот Петров и Хентунен еще помогли команде завоевать первый Кубок Гагарина. Любопытно, что с того времени менеджерам казанской команды так больше и не удавалось собирать ударные тройки нападения наподобие этой.
ФРЕДЕРИК НОРРЕНА
Фредерик Норена
Финский вратарь провел в Казани всего один сезон, но этого ему хватило, чтобы стать легендой «Ак Барса». У Фредерика Норрены были проблемы в НХЛ: в «Коламбусе» он на тот момент не имел игровой практики, а затем его выставили на драфт отказов. Казанские селекционеры, которые тогда провалились с трансфером другого вратаря Уэйда Дубелевича, быстро исправили свою ошибку, отыскали Норрену и предложили ему контракт.
Финский голкипер в итоге внес определяющий вклад в завоевание «Ак Барсом» первого Кубка Гагарина. К концу регулярного чемпионата он уже застолбил за собой место основного вратаря, а вот в плей-офф все могло закончиться печально. Норрена на раскатке перед матчем с «Авангардом» ломает палец — перспектив вернуться на лед почти нет. Однако Фредерику делают срочную операцию, и к финалу с «Локомотивом» он возвращается, в 7-м матче играет на ноль и завоевывает трофей. Ходили легенды, что голкипер даже готов был ампутировать себе тот самый палец, лишь бы вернуться на лед, но спустя годы в интервью нашему изданию он все эти мифы разрушил. После этого сезона Норена покинул «Ак Барс» по семейным обстоятельствам.
«Ампутировать палец? Нет, нет, это точно неправда (смеется). Риск такой был — пошло сильное заражение, а это опасно. Не знаю, что бы было без той операции, но палец я хотел сохранить», — рассказывал Норрена.
ПЕТРИ ВЕХАНЕН
Петри Веханен
Петри Веханен — самый успешный вратарь в новейшей истории «Ак Барса». На протяжении трех сезонов игра финского голкипера в Казани позволяла менеджерам клуба не думать о последнем рубеже. В те годы они регулярно промахивались с трансферами вратарей, потому появление Веханена в «Ак Барсе» — это тоже своеобразная работа над ошибками. В тот год казанцы промахнулись с приглашением Микаэля Теллквиста и по ходу сезона обменяли его в «Лукко» на Веханена, который успел в России запомниться по играм за «Нефтехимик».
Трансфер Веханена можно назвать самым удачным в истории «Ак Барса» среди легионеров. Финский голкипер полностью отрабатывал свой контракт в Казани, был любимчиком болельщиков и помог завоевать второй Кубок Гагарина. Возможно, история Веханена с «Ак Барсом» продолжилась бы, если бы не его напряженные отношения с Владимиром Крикуновым, который на тот момент пришел руководить командой.
РАЙМОН ЖИРУ
Хотя со званием самого удачного трансфера-легионера может спокойно поспорить Раймон Жиру. Канадский защитник оказался в «Ак Барсе» намного раньше Веханена и оставил глубокий след в истории казанского клуба. Никому не знакомый защитник переехал в Россию после того, как большую часть карьеры провел в Северной Америке. Трансфер канадца в Казань быстро окупился — на тот момент это была самая удачная сделка селекционеров «Ак Барса».
В Казани Жиру отыграл три сезона, считался главным атакующим защитником команды, а его место в большинстве не подвергалось сомнению. К тому же канадец отлично взаимодействовал с ударным звеном «Ак Барса», что позволило ему в 2006-м год стать чемпионом России. После «Ак Барса» Жиру в России еще поиграл за СКА, «Трактор» и «Кузню», но такого же высокого уровня уже не показывал.
АЛЕКСЕЙ ЕМЕЛИН
Алексей Емелин
Переезжая в Казань, Алексей Емелин уже был игроком сборной России, завоевал с ней бронзовые медали чемпионата мира, но отнюдь не считался звездой. Именно в казанском клубе, куда его менеджеры «Ак Барса» вытащили вместе с Григорием Паниным из «Лады», защитник смог полностью раскрыть свой потенциал, что в дальнейшем позволило ему попасть в НХЛ. Его агрессивный стиль игры и сокрушающие силовые приемы быстро понравились болельщикам, а сам Емелин стал железным игроком команды Билялетдинова.
Емелин хоть и считается воспитанником «Лады», но два Кубка Гагарина с «Ак Барсом» и четыре сезона в Казани быстро его сделали тут своим. Последний, пятый по счету, сезон защитник проводил в казанской команде, уже возвращаясь из НХЛ во время локаута.
ЕВГЕНИЙ МЕДВЕДЕВ
Евгений Медведев / Фото: архив «БИЗНЕС Online»
Евгений Медведев по большому счету всей свой карьерой обязан Билялетдинову, при котором он стал топ-защитником и игроком сборной России. Однако в то время 24-летнего хоккеиста, который никому не был известен, нужно было еще отыскать и вытащить из «Северстали». Такие трансферные удачи намного ценнее, нежели когда подписывают состоявшуюся звезду.
В карьере Медведева в «Ак Барсе» были и удачные сезоны, и не совсем, но он всегда был ведущим игроком основы казанской команды. В последние годы именно он, несмотря на амплуа защитника, заменял ушедших лидеров Зарипова и Морозова. В «Филадельфию» 33-летний защитник переходил в статусе одного из лучших игроков обороны России.
ТОНИ МОРТЕНССОН
Вообще, сложно поверить, что в свое время у «Ак Барса» была череда удачных и полностью себя оправдавших трансферов среди легионеров. Сейчас дела с этим обстоят намного хуже — каждое подписание легионера сулит провалом. В 2008 году Шавалеев лично ездил в Швецию, где просматривал Тони Мортенссона, а потом заключил с ним однолетние соглашение и не прогадал.
Шведский форвард заменял Зиновьева в тройке с Морозовым и Зариповым, а потом, когда российский центрфорвард восстановился, оказалось, что места ему в этом звене уже нет — настолько хорош был Мортенссон. Швед помог завоевать своим партнерам по тройке первый Кубок Гагарина, а затем отправился обратно на Родину.
ЯРККО ИММОНЕН
Яркко Иммонен, переходя в «Ак Барс», в России почти не был известен. Да, имел небольшой опыт выступления за финскую сборную, но по-настоящему раскрылся именно в казанской команде. Говорят, что Шавалеев также лично просматривал игрока в Финляндии и только потом с ним подписали контракт. Не слишком заметный, но полезный форвард быстро полюбился казанским болельщикам. В столице Татарстана он много забивал, был железным центром второго звена и помог «Ак Барсу» завоевать второй Кубок Гагарина, а при игре на точке вбрасывания ему трудно было найти равных во всей лиге.
НИКО КАПАНЕН
Нико Капанен
Кстати, Нико Капанен — единственный иностранец, который вместе с «Ак Барсом» дважды завоевывал чемпионский Кубок. Финн мог и красиво забить, и просто отличиться в важнейшей игре, и, в конце концов, никогда не противился черновой работе. «Таскать рояль» — это тоже про него, и вообще в лиге по этому компоненту Нико не было равных. Тем удивительнее, что новый менеджмент казанской команды, который появился после Шавалеева, некрасиво повел себя с игроком, объявив ему о прекращении сотрудничества перед самом началом сезона-2013/14. Еще один качественный легионер, возможно, лучший за все время в «Ак Барсе», появился в Казани именно при Равиле Шагимардановиче. Вряд ли кто-то поспорит с тем, что Капанена можно считать легендой казанской команды. Финский нападающий настолько легко влился в коллектив, что за пять сезонов дважды выиграл Кубок Гагарина и в нужные моменты спокойно мог восполнять потери Морозова или Зарипова, как, например, во времена завоевания второго трофея, когда оба форварда получили травмы.
АРТЕМ ЛУКОЯНОВ
Артем Лукоянов / Фото: архив «БИЗНЕС Online»
Но и в «Ак Барсе» никто особо не радовался молодому и неизвестному форварду из Альметьевска. Артему Лукоянову приходилось тренироваться за свой счет, выбивать себе место в составе, а потом доказывать Билялетдинову, который вернулся в команду после Олимпиады, что он достоин играть в Казани. Того, что сейчас имеет Лукоянов, он добился сам. С другой стороны, в свое время он вообще мог оказаться не в столице РТ. Это сейчас Лукоянов — самый яркий нападающий «Ак Барса» и его будущий капитан, а еще пару лет назад форвард мог оказаться в «Локомотиве» или вообще не заиграть в казанской команде. Говорят, что именно Шавалеев спас нападающего от перехода в возрожденный «Локомотив», который тогда мог взять себе любого игрока из клуба КХЛ или ВХЛ. В то время отношения между «Нефтяником» и «Ак Барсом» были на хорошем уровне, игрока удалось сохранить, а затем и вызвать в Казань к Владимиру Крикунову.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.