Сегодня на драфте НХЛ в первом раунде под девятым номером «Монреаль» выбрал российского защитника Михаила Сергачева. 18-летний уроженец Нижнекамска в свое время успел поиграть не только в «Нефтехимике», но и в «Ак Барсе». Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает, почему его нельзя считать воспитанником казанского клуба и по какой причине он выбрал карьеру за океаном.
ПОДАРОК НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Сегодня в Баффало состоялся первый раунд очередного драфта НХЛ: клубы Национальной хоккейной лиги выбирали сильнейших молодых проспектов Европы и Северной Америки. Особых сюрпризов статусное мероприятие, на которое собирается целый стадион, а в интернете за ним следят миллионы людей, в этом году не преподнесло. Под первым номером драфта, под которым несколько лет назад «Эдмонтон» забирал себе воспитанника Нижнекамска Наиля Якупова, на этот раз «Торонто» выбрал Остона Мэттьюса — 18-летнего американца, который ради того, чтобы стать лучшим в этом году на драфте, минувший сезон отыграл во взрослом чемпионате Швейцарии, а также съездил на чемпионат мира в Россию. Вторым номером драфта стал звездный финн Патрик Лайне, наделавший шума на недавнем мировом первенстве в Москве и Санкт-Петербурге. Небольшой сюрприз ожидал под выбором номер три: многие были уверены, что им станет еще один финн Ессе Пульюярви, однако «Коламбус» решил выбрать Пьера-Люка Дюбуа — напарника казанских воспитанников Евгения Свечникова и Максима Лазарева по «Кейп-Бретону».
Поводом для радости российских болельщиков на нынешнем драфте стал выбор под номером девять: «Монреаль» забрал себе российского защитника Михаила Сергачева. То есть в числе главных звезд драфта, выше Сергачева не забрали ни одного россиянина и вообще в НХЛ до этого момента только пять российских игроков обороны были выбраны в первой десятке. Отдельный повод для радости есть у татарстанских болельщиков, ведь молодой хоккеист является уроженцем Нижнекамска и начинал свою карьеру в «Нефтехимике», успев поиграть даже за «Ак Барс». Надо сказать, что и тут обошлось без сюрпризов — многие предрекали молодому россиянину место в первой десятке драфта и гадали, кто же заберет талантливого проспекта: «Аризона», «Баффало» или «Монреаль».
Несмотря на столь ранний возраст многие уже в следующем сезоне прогнозируют дебют татарстанского воспитанника в НХЛ, и в таком случае Михаил будет не первым россиянином-защитником в составе «Монреаля», сейчас там выступают Андрей Марков и любимец казанской публики Алексей Емелин. Сам Сергачёв уже успел рассказать, что рад оказаться в таком хоккейном городе, как Монреаль. Наверняка, это лучший подарок на день рождения — по счастливой случайности сегодня молодому игроку исполнилось всего лишь 18 лет. Еще один любопытный, что за последние четыре года в первой десятке драфта были выбраны четыре россиянина и два из них — воспитанники татарстанского хоккея — Якупов и Сергачёв. А в целом, с 2012 года защитник стал уже девятым хоккеистом из Татарстана, выбранным клубом НХЛ.
ВОСПИТАННИК НЕ «АК БАРСА», А ТАТАРСТАНА
Сергачев не только один из лучших защитников России в своем возрасте, но и во всем мире. Молодой игрок обороны навел шороху в минувшем сезоне, выступая в лиге Онтарио за «Виндзор». В составе канадского клуба россиянин выбил полсотни очков, а по итогам сезона был признан лучшим защитником лиги, и это, только вдумайтесь, в свои 17 лет. Начинал же свою карьеру талантливый российский хоккеист в Нижнекамске, где, собственно, и родился, однако довольно рано уехал оттуда играть в подмосковный «Витязь». Бывший директор хоккейной школы «Нефтехимика», отец форварда «Эдмонтона» Наиля Якупова Раиль рассказывает, что Сергачев, как это обычно бывает, выделялся среди сверстников.
«Хороший парень, очень крепкий, — говорит Якупов. — Во-первых, он уже с самого детства очень сильно выделялся — он всегда был крупным, физически сильным и с детства не боялся играть в хоккей. Несмотря на то, что был защитником, всегда бегал впереди нападающих, поэтому у него и такая результативная статистика сейчас. Тут, надо сказать, большая заслуга его первого тренера, который никогда не бил Михаила по рукам. Я этого тренера в свое время пригласил работать в школу, мне все говорили, что он очень мягкий человек для этой работы, но он никому не мешал играть, давал свободу, простор. Он им давал играть, развиваться, отсюда и результат», — рассказывает Якупов
Однако нынешний спортивный директор «Нефтяника» не понимает, как в Нижнекамске умудрились упустить молодой талант, который уехал играть в Подмосковье.
«Меня на тот момент уже не было в школе, не знаю, как они отпустили его играть в другую российскую команду. Думаю, я бы сделал все, чтобы в России он играл именно в «Нефтехимике», — рассказывает Якупов. Так получилось, что действительно большую часть карьеры в России татарстанский воспитанник провел не в «Нефтехимике» и «Ак Барсе», как это было бы логичнее, а в подмосковном «Витязе», откуда регулярно вызывался в юниорскую сборную России. Правда, и без казанского клуба в карьере молодого игрока не обошлось.
В 2014 году Сергачев оказался в «Ак Барсе». Практика неновая, казанский клуб уже давно работает по схеме: забрать всю лучшую и перспективную молодежь в столицу Татарстана. В какой-то момент дошло уже того, что на базе хоккейного клуба не находилось места для реально собственных воспитанников, ребят, рожденных в республике. В «Ак Барсе» Сергачев отыграл два неполных сезона, ничем особенным не отличался, но многие (в основном в офисе клуба), несмотря на такой короткий срок пребывания в столице Татарстана, считают его воспитанником именно казанского клуба.
Споры на эту тему продолжаются уже давно, и дело тут не только в самом Сергачеве. До сих пор нет четкого понятия, кого клуб может называть своим воспитанником: того игрока, которого с детства воспитывал, вкладывал в него или который выпустился из твоей хоккейной школы (процедура выпуска игроков проходит в 15 - 16-летнем возрасте в каждой команде). Логичнее, конечно, смотрится первый вариант. С этим абсолютно согласен и Якупов.
«Зачастую воспитанник «Ак Барса» — это не воспитанник «Ак Барса», а приезжий игрок. Ребята, воспитанник — это тот игрок, которого тренер взял с 6-летнего возраста и довел до выпуска. А когда игрок приезжает в команду в 16-летнем возрасте, два года играет там и его уже называют своим воспитанником — это неправильно. Все лавры себе забирают. Я не говорю именно о Казани, а в целом. У местных директоров школ, конечно, свой интерес — они потом за каждого такого парня премию получают, вот поэтому и получаются такие ситуации, — объясняет Якупов.
ОЧЕРЕДНАЯ ПОТЕРЯ ТАТАРСТАНА
Но суть даже не в том, чьим воспитанником является Сергачев, хотя это, конечно, для кого-то и принципиально. «Ак Барс», получив в очередной раз в свои ряды талантливого нападающего, пусть даже и не воспитанника своей школы, не смог его удержать у себя и уберечь от поездки в Северную Америку. Напомним, что с каждым годом все больше молодых российских талантов отправляются играть по ту сторону океана, соглашаясь даже на худшие варианты, нежели им предлагают в России, но стремясь играть в лучшей лиге мира — НХЛ, ведь в России лучше дадут поиграть ветерану, которого знаете тренер, нежели молодому парню. Руководителей российского хоккея в последнее время серьезно заботит этот вопрос: кто-то считает, что молодых игроков нужно штрафовать и удерживать на родине, другие считает, что хоккеист, уезжая в Северную Америку, должен выплатить клубу, который его воспитал, денежную компенсацию.
Ситуация на самом деле напрямую касается и «Ак Барса». В последние годы все больше талантливых воспитанников казанского клуба выбирают возможность поиграть за океаном. Несколько лет назад так уехал играть в Канаду Радель Фазлеев, которого в позапрошлом году на драфте НХЛ выбрала «Филадельфия», а минувшей зимой он стал серебряным призером молодежного чемпионата мира. То же самое касается и Свечникова — одного из самых перспективных нападающих в своем возрасте, который в ближайшем времени может дебютировать за «Детройт». Его брат Андрей Свечников, также считающийся воспитанником «Ак Барса», скоро отправится играть по ту сторону океана, а ведь он признается всеми окружающими самым талантливым нападающим 2000 года рождения. Есть также Ринат Валиев, в свое время решивший покинуть «Ак Барса» и уехать в Канаду. В прошлом сезоне молодой защитник, который также родом из Нижнекамска, дебютировал в НХЛ за «Торонто». В общем, ситуаций уйма, а итог один — молодые таланты, несмотря на шикарные условия в Казани, не хотят играть в «Ак Барсе» просто потому, что не видят тут для себя никаких перспектив. Школа работает, дает результат, который помогает американским клубам.
«МЫ ИДЕМ ПО ПУТИ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА»
И это неудивительно, ведь уровень нашей Молодежной хоккейной лиги, где пришлось бы играть всем вышеперечисленным игрокам, намного слабее, нежели то, что есть по ту сторону океана, а сразу дебютировать во взрослой команде «Ак Барса» их никто не пустит — так в России не принято, молодежи тут не доверяют.
«Михаил в свое время принял правильно решение, решив уехать играть в Северную Америку. Человек уехал, не потерял своего места в сборной России, и сейчас его выбирают в первом раунде драфта НХЛ, — рассказывает Якупов. — Проблема отъезда игроков за океан? Думаю, проблема у нас в головах у всех. Футбольный чемпионат Европы показал, на что способны игроки, которые играют в Европе, и те, которые варятся в собственном соку. Если мы хотим, чтобы КХЛ была сильной, ребята, у многих клубов долги, давайте эти команды уберем из лиги, сократим ее до 22-х команд — качественных игроков будет гораздо больше, блатных команд просто не останется», — считает хоккейный функционер.
Отец форварда «Эдмонтона», которого в 2012 году на драфте НХЛ выбрали под первым номером, не видит трагедии в том, что молодые игроки хотят уезжать играть по ту сторону и океана и соглашаются на меньшие условия.
«Уезжая в Северную Америку и играя за 40 долларов в неделю, они пашут и знают свою цель — играть в НХЛ и Кубок Стэнли. Но почему наши руководители не могут понять, что если человек борется за Кубок Стэнли, он играет с сильнейшими хоккеистами мира. А потом, приезжая в нашу сборную на чемпионат мира или Олимпиаду, он становится еще сильнее. Он востребован. Я сторонник того, что если человек решил уехать и он не обременен контрактом с клубом, то удерживать его не надо», — объясняет нынешний спортивный директор «Нефтяника».
Тут даже не проблема одного «Ак Барса» или кого-то другого клуба, а всей нашей системы. Над клубами КХЛ довлеет результат, с них спрашивают, поэтому никто не хочет сразу ставить в состав молодого игрока — пусть для начала он варится в МХЛ или еще где-то. Если в хоккее сейчас не сделать правильных выводов, то в скором времени он пойдет по пути российского футбола...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.