Фарид Мухаметшин заявлял, что «съезд может принять решение вкрапить какую-то личность, которая для партии очень много сделала и является уважаемым и авторитетным человеком в стране» Фарид Мухаметшин заявлял, что съезд может принять решение вкрапить какую-то личность, которая для партии очень много сделала и является уважаемым и авторитетным человеком в стране / Фото: Елена Колебакина

СЪЕЗД ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ ВКРАПИТЬ

Интригу со списком региональных «паровозов» партии власти единороссы постарались максимально растянуть. Так, в апреле руководитель оргкомитета праймериз «Единой России» в Татарстане Юрий Камалтынов заверял журналистов в том, что президент РТ Рустам Минниханов не станет возглавлять региональный партсписок. «Мы не рассчитываем на то, что президент республики и председатель Госсовета возглавят список. Вы же видите, их нет в предварительном списке», — заверял Камалтынов.

Упомянутый им председатель Госсовета РТ и лидер татарстанских единороссов Фарид Мухаметшин по итогам праймериз также опровергал слухи о «паровозах». Правда, не слишком уверенно. «Вы так говорите, будто Минниханов рвется в депутаты Государственной Думы. Поживем — увидим. Я не думаю, что это произойдет», — так в конце мая Мухаметшин прокомментировал информацию о том, что президент Татарстана может возглавить региональный список партии на сентябрьских выборах в Госдуму.

Вчера, в первый день работы в Москве второго этапа предвыборного съезда единороссов, спикер Госсовета РТ уже не исключил, что итоговый список может отличаться от результатов праймериз. Мухаметшин напомнил, что съезд может принять решение вкрапить какую-то личность, которая для партии очень много сделала и является уважаемым и авторитетным человеком в стране.

Сегодня генсовет «Единой России» и предложил съезду вкрапить в избирательные списки 19 губернаторов, в том числе Минниханова, а также ряд просто известных в стране людей. Такой исход, впрочем, нетрудно было предсказать. С начала этого года в партии открыто говорили о том, что без «паровозов» на сентябрьских выборах не обойтись. Еще в феврале первый заместитель главы центрального исполкома ЕР Константин Мазуревский признавал: «В партии не исключают, что ряд губернаторов могут возглавить региональные списки».

МИННИХАНОВ, АХМЕТОВ И СИДЯКИН ДОЛЖНЫ ПОВТОРИТЬ УСПЕХ 2011 ГОДА

Причина подключения «тяжелой артиллерии» очевидна. Согласно данным ВЦИОМа, 19 июня за «Единую Россию» были готовы голосовать 43,1% избирателей. Причем рейтинг партии власти падает — на 5 июня результат равнялся 46,7%. Социологи объясняют падение доверия к партии власти экономическим кризисом и снижением жизненного уровня россиян. Неудивительно, что в избирательных списках ЕР нет представителей российского правительства, за исключением самого премьера и лидера партии Дмитрия Медведева, который возглавляет общефедеральный список партии. Сам он в довершение всех бед успел допустить грубый ляп, породив мем «Денег нет, но вы держитесь», который «Единой России» и ее лидеру наверняка припомнят в ходе кампании, причем не раз. При этом среди глав регионов остаются политики, пользующиеся большим доверием избирателей и способные на местах вытянуть рейтинг единороссов. Минниханов, безусловно, относится к их числу.

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» в кулуарах съезда «Единой России», Мухаметшин отметил: «У любой партии задача — продвинуть как можно больше своих представителей в российский парламент, это естественно. От Татарстана у нас было 14 депутатов (в действующем созывеприм. ред.), беря во внимание и депутатов, которые были избраны по линии КПРФ. Мы ставим задачу в условиях, когда выборы будут и по списку, и по одномандатным округам, сохранить количество депутатов от Татарстана в парламенте России. Это будет непросто».

Напомним, что на выборах 4 декабря 2011 года, когда татарстанский список единороссов возглавлял Минниханов, партия получила в республике 77,8% голосов, в то время как общероссийский результат единороссов был минимальным за все время участия партии в выборах — 49,3%. Татарстан пять лет назад дал партии власти один из самых высоких уровней поддержки. Заметно выше результаты были только в северокавказских республиках, особенно в Чечне, где за ЕР проголосовало 99,5%. Глава Чечни Рамзан Кадыров, что неудивительно, также оказался во главе регионального списка ЕР на этих выборах. В Татарстане сравнимый результат получился на прошлогодних выборах президента республики. Тогда за Минниханова отдали свои голоса более 94,5% избирателей, принявших участие в голосовании. Понятно, что на парламентских выборах такой же результат вряд ли возможен, но и резкого снижения допустить нельзя — соображения престижа никто не отменял.

Рустам Минниханов и Александр Сидякин Рустам Минниханов и Александр Сидякин / Фото: president.tatarstan.ru

На этот раз задача будет и сложнее, и проще. Это связано не только с экономическим кризисом, но и с изменением избирательного законодательства. С одной стороны, в выборах без сбора подписей участвует намного больше партий, в том числе и представляющий «болотную» оппозицию «Парнас» во главе с экс-премьером Михаилом Касьяновым. С другой стороны, половина Думы 7-го созыва будет избираться в одномандатных округах, где единороссы, по крайней мере в республике, могут рассчитывать на 100-процентное прохождение своих кандидатов. В их числе: Айрат Хайруллин, Альфия Когогина, Иршат Минкин, Ильдар Гильмутдинов, Фатих Сибагатуллин, Ринат Хайров. В региональном партийном списке у единороссов 14 кандидатов — 13 победителей праймериз и глава республики, в них не участвовавший. Первая тройка регионального списка: Минниханов, глава минсельхоза РТ Марат Ахметов и действующий депутат Госдумы Александр Сидякин. Так что программа-максимум татарстанских единороссов — 19 мест в следующей Госдуме, программа-минимум — сохранить прежние 13 кресел. Результат, по-видимому, будет где-то посередине.

ПРЕДВЫБОРНЫЕ СПИСКИ ЕДИНОРОССОВ ПОРАЗИЛ «ЗВЕЗДОПАД»

В целом же список «паровозов» партии власти оказался гораздо скромнее выборов пятилетней давности. Тогда в них участвовали более полусотни губернаторов, сейчас, повторим, лишь 19. На этот раз среди руководителей регионов помимо Минниханова и Кадырова в списках ЕР фигурируют главы Москвы и Санкт-Петербурга Сергей Собянин и Георгий Полтавченко, руководители Крыма и Московской области Сергей Аксенов и Андрей Воробьев, а также другие руководители в основном национальных республик, в том числе и глава Башкортостана Рустэм Хамитов.

Крым представляет еще и местный прокурор Наталья Поклонская. Из руководства «Общероссийского народного фронта», чьих представителей вообще много в списках единороссов, присутствует сопредседатель ОНФ, кинорежиссер Станислав Говорухин. Еще в списках есть главком ВДВ Владимир Шаманов и полярник Артур Чилингаров. Интересно, что в бой лично пойдет и главный политтехнолог Кремля, замглавы президентской администрации Вячеслав Володин, который включен в 15-ю региональную группу (Волгоградская, Саратовская, Пензенская, Тамбовская области). Вот, пожалуй, и весь список «звезд» предвыборной команды «Единой России».

Почему же все-таки ЕР не смогла отказаться от первоначальных планов обойтись без «паровозов»? По всей видимости, за этим стоит некоторая корректировка всей стратегии: если поначалу акцент делался на максимально красивой победе с минимальным использованием административного ресурса, то теперь все силы брошены на результат. Об этом говорит и участие в съезде президента РФ Владимира Путина, который до этого несколько дистанцировался от партии, отдав ее на откуп Медведеву, для которого успешная предвыборная кампания должна была стать своеобразным «экзаменом». Но с учетом внешнеполитического давления многие резоны такого рода отходят на второй план — власти нужно продемонстрировать единство и сплоченность нации.

«НАРОД И МЫ НЕ ОТПУСТИМ РУСТАМА НУРГАЛИЕВИЧА С ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА»

Политические конкуренты и политологи оценили причины и последствия решения о том, что региональный список единороссов в Татарстане возглавит Минниханов.

Евгений Минченко — политолог, директор Международного института политической экспертизы:

— Если в этот раз посмотреть на количество высокопоставленных чиновников в списках «Единой России», то их примерно в три раза меньше, чем было в 2011 году. Прогресс очевиден. В основном взяли тех, кто пользуется большим авторитетом, или тех, у кого выборы в Госдуму совмещены с выборами главы региона, как у Рамзана Кадырова. Интересно, что помимо губернаторов в списке первый замглавы администрации президента РФ Вячеслав Володин, курирующий политические вопросы: лично пошел на выборы, чтобы оттестировать, насколько система готова быть конкурентной и открытой.

Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ, второй секретарь рескома КПРФ:

— Если во главе списка ЕР пойдет Рустам Нургалиевич, то это серьезным образом усиливает позиции «Единой России» и, соответственно, ее результаты на выборах. В целом по России позиции ЕР находятся не на взлете, мы фиксируем их снижение по социологическим опросам. Поэтому понятно, что Татарстан, где «Единая Россия» пойдет на выборы во главе с президентом, станет одним из тех моторов, которыми будут вытягивать позиции ЕР по стране в целом.

В соответствии с нашим законодательством установлен срок, в течение которого кандидат, будучи избранным, либо пишет заявление о том, что он отказывается от мандата, либо должен оставить соответствующую должность. Но это уже после объявления итогов выборов. Поэтому я уверен и надеюсь, что президент Татарстана не уйдет в Государственную Думу.

Рушания Бильгильдеева — председатель ТРО «Справедливая Россия»:

— Честно говоря, этим известием вы меня очень расстроили. Я думала, что на этих выборах люди действительно смогут проголосовать именно за партию, а не за партию, возглавляемую нашим президентом, который имеет очень большое доверие населения. Они это делают для того, чтобы вытянуть свой партийный список и взять максимальное количество мандатов. Поэтому сегодня для партии «Справедливая Россия» победа на выборах будет более сложной задачей.

В итоге, я думаю, Минниханов не пойдет в Госдуму, а передаст свои голоса следующему по списку. Народ и мы не отпустим Рустама Нургалиевича с поста президента. Мы же его только что выбрали!

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ:

— Знаковые фигуры, конечно, привлекают внимание, но это возврат к тем махинациям, которые уже были. Никто не собирается уходить с постов глав регионов, они уступят место следующим по списку. Это обман той части народа, которая не понимает, что эти люди не будут писать законы. Я полагал, что с запуском праймериз в «Единой России» пошли изменения в лучшую сторону, ан нет. Задумка была хорошая, но гладко было на бумаге, но забыли про овраги, а по ним ходить.

Несмотря на то что на этих выборах будет смешанная система голосования, стоит цель получить большинство — как минимум половину мест по спискам плюс кандидаты по округам, которые пока беспартийные, а потом примкнут к их фракции. Расчет на то, чтобы партия получила голосов не меньше, чем в шестом созыве.

В Татарстане до недавнего времени позиция по поводу «паровоза» была другой, в нем не было необходимости, но в других регионах такой уверенности нет. За счет более успешных в экономическом плане регионов в целом по стране процент будет высоким — это покроет низкую популярность партии в менее развитых регионах. Система такая.

Андрей Большаков — заведующий кафедрой конфликтологии КФУ, доктор политических наук:

— Робкие разговоры о том, что президент республики возглавит список, шли и до этого. Наши власти говорили, что участие президента не нужно, но если федеральные органы сочли это необходимым, то республика подчинится. Татарстан как экономически развитый регион адаптировался к достаточно непростым условиям кризиса. Ставка делается на регионы, которые могут спокойно существовать в этой ситуации.

Слухи о том, что Кадырова или Минниханова берут в федеральную власть, периодически возникают. Это политики, безусловно, сильные, имеющие большое значение не только на региональном, но и на федеральном уровне. Но персоны, которые могут занять место в федеральном правительстве, есть и на уровне Москвы. Ни Минниханова, ни Кадырова использовать не будут. Это делается для того, чтобы получить достаточно внушительный результат, но в республике такой результат могли бы представить и без президента.

Есть интересы федерального центра, я думаю, что изменения в региональном списке еще будут, появятся люди, которые изначально у нас не появлялись. В целом список достаточно удачный.