Всплеск детской смертности на воде — всего за неделю утонуло шестеро — спровоцировал жесткую реакцию чиновников. Сегодня вице-премьер Василь Шайхразиев признал, что ни в одном детском лагере нет соответствующих нормам мест для купания детей. Выход на нынешний год — все запретить, а на следующий — искать деньги.
ТАТАРСТАН НАЧИНАЕТ ПОДГОТОВКУ К ПЛЯЖНОМУ СЕЗОНУ... 2017 ГОДА
Сегодня вице-премьер РТ Василь Шайхразиев рассказал об острой ситуации с трагедиями у водоемов Татарстана. Если общее количество утопших с начала купального сезона, который стартовал 1 июня, меньше по сравнению с прошлым годом — 27 против 36, то число случаев гибели несовершеннолетних увеличилось вдвое: утонуло семеро, хотя год назад было трое. Причем неделя с 16 по 22 июня стала поистине «черной» — за это время вода забрала шестерых детей.
16 июня на реке Меше в километре от населенного пункта Кулаево Пестречинского района утонул 13-летний Александр Конов. При этом он спас тонувшего 9-летнего мальчика. МЧС РТ подготовило все документы для награждения парня посмертно. 19 июня в селе Чиканас Арского муниципального района при купании в запруде утонули сразу двое детей — 8 и 9 лет. 19 июня в Новошешминском районе в реке Шешме найдено тело мальчика 2005 года рождения. 22 июня из пруда около села Татарский Кандыз Бавлинского района было извлечено тело 15-летнего подростка, который пошел купаться со своим другом. Оба нырнули, но один над поверхностью воды так и не появился. К слову, пруд не приспособленный для купания, был огражден. В этот же день на реке Шия около населенного пункта Большая Шия Мамадышского района из воды достали тело 6-летнего малыша, который был под присмотром своего 27-летнего брата — но тот, видимо, недосмотрел... Кстати, 1 июня 2016 года в поселке была приостановлена работа малокомплектного детского сада. Жуткий случай произошел вечером 25 июня в 700 метрах от деревни Ильино Высокогорского района РТ. Там в реку Каменку под воду ушел автомобиль, в салоне которого находилась 28-летняя жительница Казани с двумя детьми 2011 и 2014 года рождения. 5-летнего мальчика удалось вытащить из машины, однако женщина с полуторагодовалым ребенком утонули.
Все несчастные случаи произошли в местах, не оборудованных для купания, констатировал Шайхразиев. Но тут же признал: нормальных мест купания в республике, которой совсем недавно прочили славу чуть ли не «морской», просто нет! «Водоемов в республике много. Но из них почти все не соответствуют необходимому уровню безопасности. Та же ситуация с пляжами», — признал Шайхразиев. Хотя, по данным МЧС РТ, в Татарстане сегодня из существующих 34 пляжей открыто 33. «И мы задаемся вопросом, где люди должны тогда купаться, — рассуждает заместитель премьер-министра. — Мы будем мониторить каждое муниципальное образование, сколько у них было пляжей 5 - 10 лет назад, почему их количество сокращается. Мы должны находить средства, чтобы каждый муниципалитет имел не один пляж, тогда жители потянутся. В ближайшее время, рассмотрев полученные сведения, будем готовиться к летнему купальному сезону...» Иными словами, к сезону 2017 года, а в этом году придется потерпеть так, как есть.
Шайхразиев признал, что нормальных мест купания в РТ просто нет: «Водоемов в республике много, но из них почти все не соответствуют необходимому уровню безопасности. Та же ситуация с пляжами»
ДАЕШЬ СПАСАТЕЛЕЙ НА ВОДЕ ИЗ ВОЛОНТЕРОВ
Однако пляж — удовольствие для муниципалитета недешевое. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный госинспектор по маломерным судам РТ Юрий Венедиктов, нужно организовать круглосуточное дежурство спасателей — на это уйдет как минимум 300 тыс. рублей за летний сезон. Необходимо обследовать дно с помощью водолазов — это тоже обойдется тысяч в 50. «Добавьте сюда дежурство медиков, буи, вышки, связь, детские купальни, ограждения — вот и получается кругленькая сумма», — описал он затраты.
По словам Венедиктова, в Татарстане действительно не хватает оборудованных мест для купания. В 31 муниципалитете нет ни одного пляжа, в том числе, там, где много воды — в Рыбно-Слободском, Тетюшском, Алексеевском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском... Всего по Татарстану сегодня насчитывается 368 мест для массового купания, они патрулируются по возможности мобильными группами.
«Нужно восстанавливать общество спасения на воде, — напомнил Шайхразиев славу ОСВОДа. — Сегодня оно работает фактически в двух наших городах — в Казани и Набережных Челнах, Зеленодольск сейчас восстанавливает. В тех районах, где были утонувшие, тоже задумались об этом. Надо создавать добровольные отряды спасателей за счет студентов и волонтеров, обеспечивать их инвентарем. Другого варианта у нас нет. Нет возможности к каждому пляжу закрепить сотрудника ГИМС или МВД, поэтому руководители сельских поселений должны создавать подобные группы спасателей», — резюмировал чиновник.
Пляж — удовольствие для муниципалитета недешевое: круглосуточное дежурство спасателей и медиков, буи, вышки, связь, детские купальни, ограждения...
Однако для того, чтобы пляж или место для купания соответствовало всем нормам, есть два требования. Первое — это проба воды. Муниципалитет определяет места, Роспотребнадзор берет пробу воды. Если она соответствует норме пляжа — то все в порядке, и можно думать о спасательных вышках и другом спасательном оборудовании. Это и есть второе требование. «Тут лучше его отдать бизнес-структуре, потому что пойдут затраты. Вышки нужно поставить, жилеты, микрофоны, лодки, а это уже содержание», — советует муниципалитетам заместитель премьер-министра РТ. Но обычно все спотыкаются на пробе воды. «Могу на своем опыте рассказать: в Набережных Челнах в центральной части города есть излюбленное место, но все попытки муниципалитета организовать там официальный пляж провалились, — исходил вице-премьер из своего прошлого градоначальницкого опыта. — Роспотребнадзор каждый год да еще и по нескольку раз выдает отрицательное заключение, так как проба воды не соответствует нормам. После этого муниципалитет даже официально не имеет права принимать какие-либо действия к открытию этого пляжа. Вычистить и сделать воду соответствующей нормам просто невозможно».
Для того чтобы пляж или место для купания соответствовало всем нормам, вода должна быть чистой
ДЕТЕЙ ОСТАВИЛИ БЕЗ ГЛАВНОГО ЛЕТНЕГО УДОВОЛЬСТВИЯ
Аукнулась республике и трагедия в Карелии на Сямозере, где во время сплава погибло 14 детей. После нее в Татарстане по требованию правительства РФ прокатилась волна проверок. «За короткое время была проверена безопасность детских лагерей, — говорит чиновник. — И получилось так, что везде, где есть пляжная зона или зона купания детей, они не приняты. И руководством РТ было принято решение, что купаться там будет запрещено до тех пор, пока Роспотребнадзор и МЧС не примут эти зоны отдыха».
«Если сейчас вожатый или администрация детского лагеря организует купание своих подопечных, то это уже будет незаконным?» — попросил уточнить корреспондент «БИЗНЕС Online». Василь Гаязович кивнул и добавил: «Тут еще есть один фактор — это температура воды. Я буквально неделю назад был в Крыму, в „Артеке“, мы проверяли безопасность черноморских лагерей, где отдыхают татарстанцы. Первая смена заканчивается, а дети еще ни разу не купались, потому что температура воды была 21 градус, а для того чтобы дети могли купаться, она должна быть не менее 22. Тут еще поэтому запрет был на купание».
То есть вместо того чтобы организовать нормальный полноценный отдых, татарстанские чиновники лишают детей одного из самых ожидаемых удовольствий лета. А сейчас есть надежда на то, что в июле погода для купания будет более чем благоприятной... «С одной стороны, мы обезопасили наших детей в связи с тем, что пляжи наши не оборудованы и мы запретили на них купаться, а с другой — мы теряем эффект оздоровления, вода является одним из элементов закаливания», — грустно резюмировал Шайхразиев. К слову, в Татарстане в качестве замены 50 лагерей оборудованы бассейнами. Но понятно, что это лишь капля в море потребностей в купании.
Возвращаясь к трагическим случаям в Татарстане, которые происходят на воде с детьми, вице-премьер рассказал алгоритм, по которому виновные за происшествие должны быть наказаны.
Руководством РТ было принято решение, что купаться будет запрещено до тех пор, пока Роспотребнадзор и МЧС не примут зоны отдыха
«После трагедии ГИМС передает все материалы в МВД, они уходят в прокуратуру, и она уже, в свою очередь, проводит расследование. Один из руководителей прокуратуры на последнем заседании нам доложил, что работа ведомства идет по двум направлениям: помимо родителей в отношении руководителя сельского поселения, который недоглядел и не установил аншлаги с надписью «Купаться запрещено» на водоемах, и не принял все меры безопасности. В то же время могут быть наказаны сотрудники ГИМС и МЧС в случае, если они предупреждали администрацию о необходимости принять все меры безопасности, но не смогли настоять таким образом, чтобы все аншлаги и другие меры оказались воплощены в жизнь». Каково денежное наказание за данную халатность, осталось неизвестным, зато если вас поймали там, где купаться запрещено и стоят все надлежащие аншлаги, то вы можете лишиться от 1,5 до 3 тыс. рублей — в зависимости от доброжелательности мирового судьи.
Между тем водные процедуры для детей — это незаменимое благо, отмечает психолог Наиля Баширова. «Вода обладает свойством расслабления. Любая ванная, душ расслабляет, а тем более плавание в хорошем водоеме — это всегда плюс, — рассказала она корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Если мы это исключаем, естественно, дети что-то недополучат. Дети, если говорить на нашем языке, „не переключатся“. Если ребенок чем-то занят, то при плавании он сразу переключается и состояние меняется. Естественно, это оздоровление и с психической, и физической стороны. При плавании дети переходят в совершенно другое пространство. Общение детей на расслабленном уровне — это уже терапия».
В аппарате уполномоченного по правам ребенка «БИЗНЕС Online» сообщили, что детский омбудсмен Гузель Удачина находится в отпуске, а в ее отсутствие получить комментарий по «детским» вопросам для прессы невозможно.
Протесты на запретительную реакцию раздаются и по всей России. Так, на сайте сhange.org появилась петиция, где авторы просят президента России Владимира Путина остановить уничтожение детских лагерей. Автор первой петиции, Светлана Алексеева, связывает свое обращение с недавней трагедией на Сямозере. После трагедии на карельском озере чиновники ринулись проверять все детские лагеря, что вылилось в настоящую катастрофу. «По России закрывается все лучшее, детский отдых под угрозой», — утверждает Алексеева.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.