Банк «Открытие» выставил на продажу здание казанского прибрежного ресторана «Парус» Банк «Открытие» выставил на продажу здание казанского ресторана «Парус», принадлежащее строительной компании «Фон», точнее, одной из его структур

БЕЛЫЙ ЗАЛОЖНИК БАНКА

Как стало известно «БИЗНЕС Online», ханты-мансийский банк «Открытие» выставил на продажу здание казанского прибрежного ресторана «Парус». Объект размещен на официальном сайте банка в разделе «Реализация залогового имущества», в котором предлагается приобрести его «на выгодных условиях». В объявлении сказано, что трехэтажное здание на Кремлевской дамбе площадью 3,8 тыс. кв. м продается целиком, вместе с подвалом и мансардой.

Как выяснилось, «Парус», принадлежащий казанской строительной группе компаний «Фон», точнее, одной из его структур — ООО «Савиново», еще в 2014 году был заложен «Открытию» в качестве обеспечения по кредиту. Как говорится в материалах татарстанского арбитража, казанская компания в 2014 году взяла у банка 170 млн. рублей под 15,5% годовых до 2020 года. Ресторан на тот момент оценили немногим дороже — в 171,8 млн рублей.

Однако с весны 2015 года ООО «Савиново» по понятным на фоне проблем ГК «Фон» причинам кредит не выплачивает и при этом остается должно банку 143,3 млн. рублей. Потеряв надежду вернуть деньги, банк обратился в татарстанский арбитраж с иском о банкротстве клиента. 9 июня суд ввел в отношении ООО «Савиново» процедуру наблюдения. Тогда-то банк и выставил залоговый актив на продажу. Как объяснили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в «Открытии», банк может предложить два варианта сделки: либо передать право требования вместе с обанкротившейся компанией, либо только ресторан. В любом случае здание можно будет получить в прямую собственность, уверили в банке.

Ресторан «Парус» известен казанцам еще с 1960-х годов — тогда это был обычный речной дебаркадер, который установили неподалеку от «хрущевского» причала. Впоследствии дебаркадер отбуксировали в порт, однако «намоленное» место было решено сохранить — группа компаний «Фон» возвела на нем новое здание ресторана, которое открылось к празднику тысячелетия Казани в 2005 году Новое здание ресторана «Парус» открылось к тысячелетию Казани в 2005 году

НЕ ПРОСТО РЕСТОРАН, А НАДЕЖДА ДОЛЬЩИКОВ

Ресторан «Парус» известен казанцам еще с 1960-х годов — тогда это был обычный речной дебаркадер, который установили неподалеку от «хрущевского» причала. Впоследствии дебаркадер отбуксировали в порт, однако «намоленное» место было решено сохранить — группа компаний «Фон» возвела на нем новое здание ресторана, которое открылось к празднику тысячелетия Казани в 2005 году. Как говорил «БИЗНЕС Online» гендиректор «Фона» Анатолий Ливада, строительство кредитовал Спурт банк, о стоимости стройки не сообщалось. Тогда же, в 2005 году, здесь открылись одноименный ресторан, а также развлекательный бар-клуб «51 штат», принадлежащий казанскому ресторатору OFS (владельцы — Михаил Клопоух и Роза Иванова). Клуб закрыл свои двери в 2015 году, ресторан (с 2012-го его также эксплуатирует OFS) продолжает работать.

Однако на сегодня ресторан «Парус» стал не только предметом дележа между висящим на грани банкротства «Фоном» и его кредитором. Дело в том, что «Парус» весьма желает продать и сам «Фон», которому нужно срочно найти деньги на достройку домов в Казани и Набережных Челнах по обязательствам перед дольщиками. Согласно антикризисному плану «Фона», обнародованному еще в 2015 году, в числе прочих активов «Парус» планировали продать за 250 млн. рублей, то есть на 80 млн. дороже оценочной стоимости, прописанной в договоре с банком.

Правда, на эту сумму покупателя не нашлось. Как рассказывал «БИЗНЕС Online» Ливада, активом интересовался главный строитель набережных Казани, глава ПСО «Казань» Равиль Зиганшин. Вообще, «Фон» согласен уступить актив за 210 - 220 млн. рублей и получить их не живыми деньгами, а строймонтажными работами. При этом Зиганшин начинал торг с 97 миллионов. Как сообщала в апреле на обходе проблемных домов финансовый директор «Фона» Диана Ахметзянова, «Парус» предлагали и другим инвесторам, например, владельцам ресторанов «Пир и пар», «Хинкальная». На сегодня, уверяют в банке «Открытие», объект все еще находится в поиске покупателя.

В конечном счете сделка в любом случае не сможет пройти без одобрения банка-кредитора, кто бы ни продал — «Фон» или «Открытие». Однако есть важная разница: банку главное — получить свой долг, то есть 143 млн., а остальная выручка от сделки его не интересует, ведь она пойдет владельцу. Если же «Фон» продаст объект по цене «ниже ватерлинии», то новому владельцу он достанется с обременением, покупатель останется должен банку.

«Парус» весьма желает продать и сам «Фон», которому нужно срочно найти деньги на достройку домов в Казани и Набережных Челнах по обязательствам перед дольщиками «Парус» желает продать и сам «Фон», которому нужно срочно найти деньги на достройку домов в Казани и Набережных Челнах по обязательствам перед дольщиками

«ПАРУС» ПРОДАЕТСЯ УЖЕ 11 ЛЕТ»

В пресс-службе банка отказались прокомментировать сложную ситуацию, связанную с участием «Паруса» в судьбе татарстанских дольщиков. Не стал добавлять деталей и Ливада. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он не ответил напрямую на вопрос, кто же все-таки выступает продавцом объекта и какие по этому поводу есть договоренности с «Открытием».

Что касается работающего ресторана, то продажа «Паруса» ему никак не мешает, рассказал «БИЗНЕС Online» исполнительный директор группы OFS Константин Иванов. «Здание ресторана „Парус“ выставлено на продажу с 2005 года, он продается уже 11 лет, — философски заметил он. — В связи с тем, что оно дорогое, на него покупателя нет. На нас это никак не отражается, а отражается то, что на сегодняшний момент благоустройство набережной не приведено в соответствие, и это сильно сказывается на выручке». По его словам, городские власти обещали благоустроить набережную, на которой находится «Парус», еще к Универсиаде 2013 года. «Теперь уже прошел чемпионат по водным видам спорта, скоро будет чемпионат по футболу (в 2018 годуприм. авт.). Наверное, к этой дате будет все хорошо», — надеется ресторатор.

Когда «Парус» проектировался, набережной в проекте не было, объяснил «БИЗНЕС Online» проектировщик ресторана — председатель правления союза архитекторов РТ, руководитель ООО «Архитектурно-проектная мастерская «ВЕЛП» Виталий Логинов. «Это сейчас она подступает со стороны Кремля, Дворца земледелия. И ресторан будет стоять на набережной, а не в воде, как он по замыслу стоял», — рассказал он. По мнению Логинова, решением проблемы может заняться и сам владелец здания: «Для этого нужно будет новому собственнику заказать проект благоустройства и сделать нормальные подъезды. Я считаю, что он на месте стоит, удачно вписался и может там существовать, приносить прибыль».

Как полагает экс-директор ООО «Ак Барс Строй», директор ООО «Солнечный город» Ильяс Дивеев, если у здания есть стабильный якорный арендатор, то покупателя найти можно среди рестораторов. С ним согласен Логинов, по его мнению, цена здания — никак не ниже 150 млн. рублей, а инвесторами могут выступить крупные рестораторы, в том числе казанские.

В то же время начавшийся процесс банкротства структур «Фона» — не самый хороший знак для дольщиков. Ведь если такая учесть постигнет всю группу, результатом будет неконтролируемая распродажа имущества с торгов, а шансы на достройку домов станут еще более призрачными. Собственно, против такого сценария и был направлен антикризисный план, разработанный под контролем правительства. А гарантией, что Ливада «не соскочит» в спасительную для него процедуру несостоятельности, во многом были уголовные дела против его окружения (сам он уже намекал, что это был бы выход, более желательный для него, но не для дольщиков и кредиторов). Однако, как видим, кредиторы переходят в атаку...

Анатолий Ливада Анатолий Ливада планировал продать «Парус» за 250 млн. рублей

КАК АНАТОЛИЙ ЛИВАДА ОТБИВАЕТСЯ ОТ БАНКРОТНЫХ АТАК

...И их удары становятся все более отчетливыми, несмотря на то, что Ливаде удавалось до последнего времени отбиваться от нападок.

Из последних требований о банкротстве строительной империи: в начале июня компания «Пензастройсервис» потребовала обанкротить ООО «Фон-Ривьера». Дело еще только будет рассмотрено в арбитраже, но в картотеке можно найти другой иск, согласно которому компания из Пензы потребовала вернуть долг в смешную для стройкомпании сумму в 1,5 млн. рублей.

Вопрос открыт и по ООО «Царицынский бугор» — в январе обанкротить данную компанию потребовало «Открытие», а на днях к требованиям присоединилась налоговая.

Еще две компании ГК «Фон» — ООО «ЖК «Молодежный» и ООО «Фон» — отбились от банкротных требований. Обе компании намеревался обанкротить «СтройКапитал», и еще несколько физлиц, но практически со всеми заключены мировые соглашения либо суд отказал в требованиях.

Самые ожесточенные сватки происходят с другой компанией Ливады — ЗАО «Фон», где чаша весов колеблется то в одну, то в другую сторону, хотя, надо признать, с самыми крупными кредиторами Ливаде удалось найти общий язык.

Первое заявление о банкротстве данной компании в марте прошлого года подал «Татинвестгражданпроект» (ТИГП), которому «Фон» задолжал 34 млн. рублей. Спустя три месяца стороны заключили мировое соглашение, согласно которому «Фон» должен был погасить долг к 30 сентября 2016 года. Однако, не дожидаясь окончания срока, в марте этого года ТИГП вновь подал заявление в арбитраж о банкротстве. Видимо, в проектном институте посчитали, что смысла ждать нет.

В мае прошлого года иск о банкротстве подал один из крупнейших кредиторов «Фона» Сбербанк, но сторонам удалось достичь договоренностей — в июле прошлого года Сбер в процессе был заменен на ООО «СБК Стекло», которое, в свою очередь, через два месяца заключило мировое соглашение с «Фоном». Сбербанку, напомним, компании Ливады задолжали около 600 млн. рублей.

... Эксперты считают, что цена здания — никак не ниже 150 млн. рублей, а инвесторами могут выступить крупные рестораторы, в том числе казанские

В начале этого года обанкротить главную компанию Ливады потребовало «Открытие», которому «Фон», судя по материалам дела, задолжал 208 млн. рублей. Но в мае стороны утвердили мировое соглашение. Условия договора не разглашаются.

Настойчивость проявляет компания из Набережных Челнов «Комфортное жилье» Михаила Золотухина. Она подала иск о банкротстве в декабре прошлого года, в марте отказалась от иска, но, видимо, заключенные за кулисами договоренности не сработали, и в апреле этого года «Комфортное жилье» вновь обратилось в суд с требованием о банкротстве.

Не закрытыми также висят иски с требованиями о банкротстве от Генерирующей компании. От требований налоговой, также не первых, «Фон» отбился в июне, а все с тем же «СтройКапиталом» еще раньше заключил мировое.

Другие крупные кредиторы — Спурт банк (долг в 426,4 млн. рублей), «Тимер Банк» (105,5 млн. рублей), филиал АКБ «Город» (263,1 млн. рублей) — иски о банкротстве не подавали (во всяком случае, в картотеке арбитража иски их найти не удалось).